Цели урока:
- Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности: выявлять особенности объектов и делать выводы на основе анализа.
- Способствовать формированию умения применять на практике полученные знания.
Задачи урока:
- Образовательная: систематизировать и расширить знания учащихся о моделировании, как способе создания новых фасонов и силуэтов швейных изделий;
- Корреционно-развивающая: корригировать умения различать и подбирать силуэт в одежде; умения анализировать полученную информацию, использовать в практической работе алгоритм моделирования; развивать пространственно-образное мышление;
- Воспитательная: воспитывать самостоятельность, творческий подход к решению задачи, положительной мотивации к учебе, предмету.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки-задания
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Психологический настрой
Приветствие. Проверка готовности учащихся.
Учитель: Я рада видеть вас в хорошем настроении. Думаю, сегодняшний урок вас не разочарует!
2. Актуализация опорных знаний
Учитель: Скажите, на какие два вида по способу носки делится одежда?
Ученица: На плечевую и поясную.
Учитель: Какое изделие в этом году мы изучаем?
Ученица: Плечевое.
Учитель: А конкретнее, цельнокроеное платье. Ну, а для того, чтобы вспомнить, что мы знаем по изготовлению плечевого изделия, я предлагаю отгадать кроссворд и тем самым угадать ключевое слово, которое и будет являться темой нашего урока.
Презентация. Слайд 1
Итак, первое слово по вертикали –
- Специалист, участвующий в изготовлении швейных изделий, который создает новые модели одежды и воплощает их в эскизах (рисунках) (МОДЕЛЬЕР)
- Специалист, который воплощает идеи художника-модельера в чертежах и выкройках (КОНСТРУКТОР)
- Что необходимо знать для построения чертежа любого изделия (МЕРКИ)
- Как в моде называется манера одеваться (СТИЛЬ)
- Внешняя форма изделия, которая определяется покроем отдельных деталей, тканью, цветом, отделкой (ФАСОН)
- Деталь плечевого изделия, может быть по крою втачным, цельнокроеным, реглан (РУКАВ)
- Контурное очертание фигуры (тень) (СИЛУЭТ)
Итак, у нас получилось ключевое слово – МОДЕЛИРОВАНИЕ
Учитель: Что такое моделирование? (Моделирование – это творческий процесс создания новых моделей одежды).
3. Сообщение темы, постановка учебной цели
Слайд 2
Учитель: И тема нашего урока: «Моделирование цельнокроеного платья с рукавом»
Учитель: На предыдущих уроках мы с вами познакомились с элементами моделирования, научились вносить изменения в основу чертежа, чтобы получить новые фасоны платья и сегодня на уроке я предлагаю обобщить все наши знания и показать умения по данной теме.
Учитель: А кто знает или догадывается, от какого слова произошло моделирование? (От слова – мода)
Слайд 3
Учитель: А как вы понимаете, что такое мода? (Мода – это то, что в определенное время пользуется популярностью и признанием большинства людей).
4. Обобщение и систематизация знаний (подготовка уч-ся к обобщенной деятельности, воспроизведение на новом уровне, т.е. переформулированные вопросы)
Учитель: Но ведь над созданием новой модной одежды работают люди определенных профессий.
Слайд 4
Задание: Я предлагаю заполнить каталог профессий (на доске заполняется каталог: процесс – профессия). А для этого мы должны вспомнить этапы моделирования.
Процесс моделирования можно разделить на два этапа:
1. Создание эскиза (рисунка), а специалист какой
профессии выполняет эскиз? (Художник-модельер)
2. Создание чертежей и выкроек. Кто занимается
построением чертежей? (Специалист-конструктор)
Слайд 5
Учитель: А как вы думаете, как называется место, где создаются новые модели одежды? (Дом моды)
Учитель: И сегодня я предлагаю вам
поработать модельерами и конструкторами в таких
домах мод. У нас сегодня открыты два дома мод: (названия
вывешивает на доску)
Первый под названием «Твой стиль»
Второй «Сама элегантность».
Для этого мы разделимся на две группы.
Условия: В процессе работы двух домов
мод выяснится, насколько грамотные специалисты в
них работают. Для этого в процессе выполнения
заданий за правильные ответы вы будете получать
жетоны в виде смайликов.
А по окончании нашей работы подсчитаем
количество жетонов и тем самым определим лучших
специалистов.
Учитель: Итак, созданием новой модели, мы уже знаем, занимается, художник – модельер. И я предлагаю перевоплотиться в этих специалистов. Модельер должен знать стили в одежде, и хорошо разбираться в силуэтах.
(фронтальный опрос):
Учитель: Что такое силуэт? (Это контурное очертание фигуры)
Учитель: Посмотрите на экран. Какие силуэты различают в одежде? (Прилегающий, полуприлегающий, прямой, свободный)
Слайд 6
Задание (фронтальный опрос): у меня на
экране модели одежды разных силуэтов, найдите
соответствующие и соедините стрелками.
За активность команды могут заработать
дополнительный смайлик. (результаты
оцениваются жетонами).
Учитель: Кроме того, модельер должен разбираться и тонко чувствовать стиль в одежде. Какие стили вы знаете?
Спортивный – свободный, не стесняющий
движений, молодежная, комфортна, удобная одежда.
Классический – строгий, деловой, без лишних
деталей, сдержанные цвета, мало подвержена
капризам моды.
Романтический – это нарядная одежда для
торжественных случаев, подчеркивающая
женственность, обаяние ее обладательницы. Этому
стилю присущи: оборки, воланы, кружево, тонкие
струящиеся ткани.
Фольклорный – стиль, который предполагает
создание образа, ассоциирущегося с народным
костюмом, с использованием в современной одежде
элементов национального костюма – вышивка,
тесьма, ленты.
Слайд 7
Задание (фронтальный опрос): на экране одежда в разных стилях. Определите стиль и соедините стрелками соответствующий. Ну а чтобы закрепить наши знания о стилях и силуэтах одежды
Слайд 8
Задание командам № 1: я предлагаю игру
«Домино».
Каждой команде даны карточки с рисунками
силуэтов и стилей, ваша задача заполнить ячейки
таблицы с соответствующими названиями, приклеив
их.
Проверка: выполним самопроверку и оцените себя.
Учитель: Ну и конечно, художник – модельер должен уметь по описанию фасона нарисовать модель одежды.
Слайд 9
Задание командам № 2: Рисовать мы не будем, я предлагаю, глядя на готовые эскизы на экране, найти каждому дому мод нужный эскиз по описанию фасона. Эта работа в команде. Чья команда определит правильно фасон и первая, получает жетон.
(Учитель вывешивает выбранные модели на доску).
Учитель: Итак, молодцы, обе команды справились с заданием и показали нам знания по художественному моделированию.
Учитель: Эскизы моделей у нас есть, а с
помощью чего можно добиться такого фасона, ведь у
нас только эскиз и основа чертежа платья? (С
помощью технического моделирования).
А кто занимается техническим моделированием? (Конструктор).
И я предлагаю теперь попробовать себя в роли
конструктора.
Учитель: Посмотрите на эскизы, которые вы выбрали и основу чертежа платья, и ответьте: какие изменения внесли конструкторы в основу чертежа, чтобы добиться такого фасона? (Перенос нагрудной вытачки).
Слайд 10
Задание (фронтальный опрос):
Учитель: А для чего служат вытачки?(С
помощью вытачки можно придать объемную форму и
добиться облегания).
Учитель: В какие линии можно
перенести нагрудную вытачку? (В линию бока, в
линию плеча, в линию проймы, в линию горловины).
Учитель: Посмотрите на эскиз и
скажите, в какую контурную линию перенесена
нагрудная вытачка в модели (синее платье)? (В
линию проймы).
Как же выполнить перенос вытачки в линию проймы? (Нужно
провести линию от линии проймы к центру груди,
разрезать, закрыть вытачку и открыть по линии
проймы).
Учитель: Ну а для того, чтобы понять насколько наши дома мод владеют техническим моделированием, я предлагаю по одному из специалистов от каждого дома выполнить задание:
Задание № 3 (индивидуальное): вам даны карточки с эскизом модели и схемой переноса вытачки, но они перепутаны, ваша задача: найти соответствующие и соединить стрелками и указать в какую линию нужно сделать перенос.
По окончании работы, обменяться карточками и выполнить взаимопроверку.
Слайд 11
Учитель: Ну а пока наши конструкторы работают, у остальных есть возможность заработать дополнительный жетон своей команде.
Учитель: Мы знаем, что для
построения чертежа основы любого изделия нужно
снять что? (Мерки).
А для снятия мерок фигуру условно разделили на
линии, которые так и называются условные.
Задание (фронтальный опрос): Подпишите эти линии.
Учитель: На экране есть мерки, они записываются сокращенно.
Задание (фронтальный опрос): подставьте мерки к соответствующим линиям и расшифруйте их.
(На экране высвечивается карточка).
Учитель: Ну а мы проверяем наших конструкторов.
(Анализ работы).
Слайд 12
Учитель: На экране находятся основные детали, из которых состоит платье. Назовите их. (Перед, спинка, рукав).
Слайд 13
Какие рукава по крою вы знаете? (Втачной,
реглан, цельнокроеный).
Какой из этих видов мы изучаем в этом году? (Втачной).
Слайд 14
Какие рукава по крою вы видите на экране? (Втачные).
Посмотрите, какие они совершенно разные. Как
добиться такого разнообразия? (С помощью
технического моделирования).
Слайд 15
Учитель: Прежде чем показать умения по моделированию рукава, давайте вспомним конструктивные линии, которые нам нужны в процессе моделирования. (Линия оката, линия низа, линия бока, линия локтевого перегиба, линия переднего перегиба).
Учитель: На экране модель платья с втачным рукавом с расширенным окатом. Какие изменения нужно внести, чтобы получить такой рукав?
Задание: Давайте попробуем смоделировать.
1. Втачной рукав «Расширенный по окату»
Учитель: Вы показали свои знания в техническом моделировании. И прежде чем продолжить нашу работу, я предлагаю немного расслабиться.
Слайд 16
Физминутка. Упражнения для осанки.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
Учитель: А теперь я предлагаю поработать в команде и выполнить техническое моделирование для создания вашей модели.
Задание командам № 4: У вас на столах листы с эскизом модели и чертеж основы деталей платья.
Слайд 17
Ваша задача: выполнить перенос нагрудной вытачки и смоделировать втачной рукав в соответствии с эскизом. И оформить на листе.
Вводный инструктаж: для работы нам понадобятся линейки, клей, ножницы. Давайте вспомним правила Т/Б при работе с ножницами и клеем.
Учитель в процессе работы групп проводит текущий инструктаж.
Анализ работы: вывешивает на доску листы и учащиеся проводят самоанализ. Оценивание результатов работ.
Слайд 18
Учитель: Ну и для закрепления наших знаний я предлагаю игру «Да или Нет». Я зачитываю утверждение, а вы отвечаете одним словом да или нет, в зависимости от того соглашаетесь с моим утверждением или нет. Действует правило поднятой руки.
Задание на закрепление:
- Модельер – это специалист, который создает новые модели одежды и воплощает их в эскизах (рисунках) – ДА
- Классический, спортивный, романтический, фольклорный – все это фасоны одежды – НЕТ
- Силуэт – это контурное очертание фигуры (или тень) – ДА
- Мерки нужны модельеру для создания эскиза (рисунка) – НЕТ
- «Фонарик», «Крылышко», расширенный по окату – все это рукава цельнокроеные – НЕТ
- Вытачки нужны для предания объемной формы – ДА
- Сш, Сг, Ди, Сб, Шп – все эти мерки записываются в половинном размере – НЕТ
- Юбка, шорты, брюки – все эти изделия относятся к поясным по способу носки – ДА
Слайд 19
Учитель: А теперь произведем
подсчет жетонов. (Чья команда набрала больше
жетонов, та команда выиграла и показала хорошие
знания по данной теме).
Итак, подсчитайте количество жетонов, тем самым
выявим, какая из команд работала слаженно, и
продемонстрировала свои знания по данной теме.
Хочу отметить плодотворную работу каждого. Все
молодцы.
6. Рефлексия
Слайд 20
Учитель: А теперь попрошу вас, ответив на вопросы, выразить свое отношение к сегодняшнему уроку:
- Сегодня я узнала…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполняла задания…
- Теперь я могу…
- Я приобрела…
- Я научилась…
- У меня получилось …
- Урок дал мне для жизни…
Спасибо за урок!