Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на внеурочных занятиях в свете требований ФГОС НОО (на материале внеурочного занятия курса «Риторика» по теме «Вывески»)

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с ФГОС НОО является формирование совокупности универсальных учебных действий, в частности коммуникативных: способности ученика оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения и быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы, отвечать четко на поставленные вопросы. Внеурочные занятия курса “Риторика”, разработанные с использованием занимательного дидактического материала и проводимые в нестандартных формах с помощью средств мультимедиа, позволяют вовлечь всех обучающихся в активную коммуникативную, познавательную деятельность, способствуют развитию обучающихся начальных классов, формированию у них УУД. При этом качество образовательного процесса становится выше, у младших школьников появляется интерес к изучаемому в школе учебному материалу, положительный эмоциональный настрой к учению.

В статье представлена методическая разработка внеурочного занятия по курсу “Риторика” для обучающихся 1 класса, построенного в контексте требований ФГОС НОО с использованием современных образовательных технологий: проблемный диалог, игра, обучение в сотрудничестве, ИКТ.

Внеурочное занятие по теме “Вывески”

(“Школа 2100”, Т.А. Ладыженская “Детская риторика в рассказах и рисунках”, 1 класс)

Цель занятия как деятельность учеников по линиям развития: а) предметная – ознакомление с типами вывесок и их назначением; б) метапредметная – развитие умений слушать и слышать, задавать вопросы, сообща решать учебные задачи, представлять результаты работы классу, делать выводы и обобщения, давать самооценку; в) личностная - интерес к окружающему миру, творчеству, общению с людьми.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук; презентация; учебник-тетрадь Т.А. Ладыженской и др. “Детская риторика в рассказах и рисунках” (ч.1), цветные карандаши; раздаточный материал.

Ход занятия

1. Мобилизирующий этап.

Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!

Проверьте, всё ли на месте,
Всё ли в порядке?
Карандаши должны быть, учебник-тетрадка.

Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.

Пожелаем глазами друг другу в ученье успеха,
Занятие пусть принесет нам радость общения!

2. Актуализация знаний. Определение темы занятия, постановка цели.

- Ребята, любите ли вы путешествовать? Как обычно вы это делаете?

- Сейчас мы совершим виртуальное путешествие, во время которого увидим крупнейшие города мира с высоты птичьего полета.

Просмотр слайд-шоу под музыку “Полет кондора”.

- Что объединяет все показанные на фотографиях города? (Столицы)

- Какое впечатление они на вас произвели?

- Как люди ориентируются в городах? Что им в этом помогает? (Карта, план города, справочная служба, путеводитель, электронный навигатор, дорожные знаки...)

- А что еще? Посмотрите на слайды.

- Кто догадался, какова тема занятия? (Вывески)

- Для чего нужны вывески? (Вывески – источник информации для человека; они привлекают внимание, помогают ориентироваться в незнакомом месте, раскрывают характерные особенности культуры страны, ее историю, указывают на профессию человека... )

- Где их можно увидеть? (на магазинах, банках, почтовых отделениях, городских зданиях, ...)

- На какие вопросы хотелось бы получить ответы? (О чем “говорят” вывески? Какими они бывают? Какую вывеску можно назвать удачной? Существовали ли раньше вывески? Чем отличаются старинные вывески от тех, что существуют сейчас? ...)

- Чему хотели бы научиться? Попробуйте сформулировать цель занятия. (Уметь понимать, что “говорят” вывески, ориентироваться в городе по вывескам, создавать вывески).

- Как мы будем достигать цели? (Работать с учебником, рассматривать слайды, отвечать на вопросы, выполнять задания)

3. Открытие нового знания.

3.1. Работа с фотоиллюстрациями.

- Рассмотрите картинки на слайде. Это... (вывески).

- Можно ли их разделить на группы? Как? (современные - старинные, предметы – слова, комбинированные)

- О чем “говорят” эти вывески? Какую информацию получает человек, когда смотрит на них?

- Что характерно для старинных вывесок? А для современных?

- Какую вывеску можно, на ваш взгляд, считать удачной? Что нужно для того, чтобы получилась удачная вывеска?

3.2. Работа с учебником по группам.

- Откройте учебник-тетрадь. С. 14-15. Работать будем по группам. Определите, кто будет руководителем. Какие правила должны соблюдать члены группы?

  • 1 группа – с. 14.
  • 2 группа – с. 15.

- Где вы оказались? (Старинный город мастеров – современный город)

- Какие вы видите вывески? (Предметы – слова) Раскрасьте.

- Расскажите, какую информацию вам передали вывески.

4. Викторина “Угадай-ка”.

4.1. Какую вывеску надо поместить на здании, в котором:

- люди ожидают отправление поезда или автобуса;

- обучаются дети;

- работают врачи, пациенты самостоятельно приходят на обследование;

- на время можно взять почитать книги;

- можно посмотреть спектакль;

- для детей и взрослых организуют водные аттракционы, игры на воде.

Вокзал, школа, поликлиника, библиотека, театр, аквапарк.

4.2. Определите, для чего могут использоваться здания с такими вывесками. Что их объединяет?

Современные: пошив одежды, все для животных, пельменная, магазин для художников.

Старинные: ремонт часов, аптека, мясная лавка, отель.

4.3. Какую вывеску вы бы разместили на здании, в котором можно увидеть эти предметы:

- “Канцтовары”;

- “Детский мир”;

- “Бытовая техника”;

- “Музей”;

- “Стоматология”

- “Ювелирные изделия”

4.4. Работа в парах. Разложите предметы, подходящие к названиям вывесок.

“Овощи и фрукты”

“Зоопарк”

“Цветы”

“Автомир”

4.5. Вывески в Канищево.

Назовите вывески, которые вы встречали в нашем районе.

(“Сорока”, “Пятерочка”, ...)

5. Творческая работа в группах.

Нарисуйте оригинальные вывески для сказочного города, прикрепите к рисунку. Обменяйтесь работами. Расскажите о городе, в который вы “попали”.

6. Рефлексия. Итог внеурочного занятия.

- Что нового узнали на занятии? Чему научились? Была ли достигнута цель?

- Что вас особенно заинтересовало?

- Почему авторы учебника предложили изучать тему “Вывески” в курсе риторики?

- Была ли полезна вам эта тема? Пригодятся ли полученные знания в жизни?