Цели:
- Формировать понятие гласный и согласный звуки, закрепить графические образы букв, умение четко артикулировать гласные и согласные звуки, продолжать определять место положения звука в слове, закрепить деление слов на слоги, развивать фонематический слух и речевое дыхание.
- Расширить представления детей о насекомых в процессе познавательной деятельности.
- Расширить активный словарь детей по теме природа.
- Учить рассказывать об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.
- Совершенствовать умение использовать различные части речи точно по смыслу; диалогическую и монологическую речь.
- Развивать память, воображение, внимание и логическое мышление;
- Воспитывать усидчивость; чувства любви к природе.
Ход урока
1. ОРГ. МОМЕНТ.
2. Беседа по картинкам. (слайд 2)
- Чем отличаются картинки?
- Кого можно встретить в летнем лесу?
- Какое сейчас время года? Какая погода бывает осенью? Сейчас какая осень? (ранняя)
- А можно увидеть насекомых в осеннем лесу?
- Куда исчезают насекомые с наступлением холодов?
3. Сообщение темы и целей занятия.
Сегодня на занятии мы будем с вами повторять буквы, работать над словом и предложением, читать и наблюдать за насекомыми.
4. Читаем вместе с бабочкой. (слайд 3)
Назовите буквы, определите, какой звук они обозначают?
Покажите квадратик нужного цвета. (синий или красный)
5. Составление слогов, слов с разрезными буквами – а, о, у, с, м. (слайд 4)
- ма, мо, му, са, со, су.
- ау, уа
- мус, сом, сам
- оса
6. Игра-тренажёр “Узнай звук” (слайд 5 – 20)
1. Загадка про бабочку.
2. Определение количества слогов в слове –бабочка-
3. Определение первого звука по тренажёру.
1. Загадка про стрекозу.
2. Определение количества слогов в слове –стрекоза-
3. Определение первого звука по тренажёру.
1. Загадка про пчелу.
2. Определение количества слогов в слове –пчела-
3. Определение первого звука по тренажёру.
(От пчел человек получает мед, воск и другие продукты. Пчела имеет полосатый черно-желтый окрас. На брюшке у пчелы выделяется воск, пчелы строят из него соты. На ногах имеются щетинки, при их помощи пчелы собирают пыльцу с цветков растений, которую помещают в соты. Питаются пчелы нектаром, живут семьями.)
1. Загадка про комара.
2. Определение количества слогов в слове –комар-
3. Определение первого звука по тренажёру.
(Кровососущее насекомое. Живет везде, но особенно высокая численность этих насекомых бывает вблизи болот, озер и прудов, потому, что развитие их происходит в воде. Зимуют в погребах, подвалах, в дуплах деревьев. Дышат комары атмосферным воздухом.)
1. Загадка про муху.
2. Определение количества слогов в слове –муха-
3. Определение первого звука по тренажёру.
7. Чтение о пользе и вреде насекомых. (Приложение)
(Хорошо читающие дети получают карточки с текстами и знакомят всех о пользе и вреде насекомых)
Польза насекомых?
- Они опыляют растения, пчелы собирают нектар и производят мед, муравьиная кислота используется в медицине; бабочки радуют своей красотой и являются кормом для птиц и некоторых животных; мошки являются кормом для стрекоз. Пчёлы дают мед, воск. Питаю-ся пчёлы нектаром.
Чем вредны?
- Гусеницы поедают листья, и растения погибают, они уничтожают плоды; саранча губит посевы; некоторые насекомые являются разносчиками инфекций. Комар - кровососущее насекомое. Живет вблизи болот, озёр и прудов. Зимуют в погребах, подвалах, в дуплах деревьев.
8. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (слайд 21-27)
Игра с мячом “Закончи предложение”
Майский жук большой, божья коровка ...
У мухи крылья короткие, у стрекозы...
У жука усы толстые, у бабочки...
У шмеля спина широкая, у комара...Червяк ползает, а стрекоза ....(летает)
Кузнечик прыгает, а комар ....(летает)
Паук ползает, а пчела ....(летает)
Муха летает, а гусеница .....(ползает)
Сороконожка ползает, а муравей ....(ползает)
9. Упражнение “Нелепицы”.
Послушайте предложения, расскажите, чего не бывает, а как должно быть на самом деле.(слайд 28-31) Определить количество слов в предложении.
Муравей живет в улье. Муравей живет в муравейнике. (4 слова) Жук собирает нектар. Пчела собирает нектар. (3 слова)
10. Работа с иллюстрацией и предложениями. (слайд 32)
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Что вы видите? Прочтите предложения.
- Сколько слов в каждом предложении?
- Какие предложения по цели высказывания?
- Как надо читать такие восклицательные предложения?
11. “4-й лишний” (слайд 33-35)
- Божья коровка, кузнечик, муравей, мышка.
- Ласточка, воробей, бабочка, ворона.
- Таракан, комар, воробей, жук.
12. Употребление предлогов в речи. (слайд 36)
На картинке, изображающей луг, укажите, кто, где находится, составляя небольшой текст. Не забывайте предлоги! (НА, ЗА, ПОД, К, НАД, В и так далее)
13. Итог.
- Чем мы занимались на занятии?
- Каких героев нашего занятия запомнили?
- Какую пользу приносят насекомые? Как люди должны относиться к ним?
Потрудились все на славу! Спасибо за хорошую работу.