Учебник: Т.П Герасимова, Н.П. Неклюкова География начальный курс М., Дрофа 2013.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: атласы, карта полушарий, глобус портреты путешественников, учебники, заранее подготовленные карты: Представление о мире по Эратосфену 3 век до н.э.
Представление о мире по Птолемею 2 век н.э.
Цели и задачи урока: Сформировать представление о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека.
Ученик должен знать: имена и вклад ученых-исследователей в открытии и исследовании Земли.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, работать с текстом, искать и отбирать информацию, классифицировать информацию по заданным признакам, сравнивать объекты, явления, события по заданным критериям, выделять главное.
Задачи:
- Показать практическое значение географических знаний на разных этапах развития человеческого общества.
- Формировать умения наблюдать, фиксировать и объяснять наблюдения за природными явлениями и объектами, вызвать интерес к предмету - география.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Объяснение нового материала.
1. Эвристическая беседа “Что я знаю об изучении Земли в прошлом?”
- как представляли мир древние люди.
- какие имена великих путешественников вы знаете
- какой вклад они внести в изучение земли?
В ходе беседы уч-ся актуализируют знания полученные в 5 классе на уроках природоведения, вспоминают ранее изученный материал.
3. Задания для самостоятельной работы уч-ся.
- для слабых уч-ся прочитать текст параграфа и ответить на вопросы теста (тест включает 12 вопросов направленных на развитие умений работать с текстом учебника, анализ и отбор информации.)
- для средних уч-ся задание прочитать текст учебника и составить таблицу (развивает умение работать с текстом, искать и отбирать информацию, классифицировать информацию по заданным признакам, сравнивать объекты, явления, события по заданным критериям, выделять главное).
путешественник | Время путешествия | маршрут | открытия |
5 век до н.э | |||
Пифей | |||
Описание Индии, Китая | |||
1492 | |||
Васко да Гама | |||
Кругосветное путешествие | |||
Открытие Антарктиды |
- для сильных уч-ся: Даны старинные карты (представление о мире по Эратосфену 3 век до н.э и Представление о мире по Птолемею 2 век н.э)
Установите названия земель, известных грекам
Названия на карте Эратосфена | Современные названия |
Остров Альбион | |
Остров Йерне | |
Пролив геркулесовых Столбов | |
Понт Эвксинский | |
Остров Тапробан |
Последовательно рассматривая содержания карт по плану:
1. соотношение воды и суши на старинных картах
2. разделение суши на части
3. разделение океана на составные части и вопрос о его единстве, уч-ся анализуруют, как изменялись представления о поверхности Земли в древности.
Проведенный анализ старинных карт покажет ученикам, что путь развития представлений о поверхности Земли вовсе не прям: превзойдя Эратосфена в точности и подробности показа обитаемой суши. Птолемей утратил важнейшее достижение – представление о единстве Мирового океана, утерял правильные представления о соотношении воды и суши.
Ответы занесите в таблицу.
4. Подведение итогов урока о значимости имен и вклада ученых-исследователей в открытии и исследовании Земли. Оценки за выполненные работы
5. Домашнее задание. пар 1 прочитать ответить на вопросы.
Дополнительное задание для любителей географии (оформить на двойном листе с рассуждениями и доводами, опираясь на изученную литературу дома)
- во время плавания на север в 326 г.до н.э. Пифей достиг обитаемой страны Туле, где
“...нет более земли, моря или воздуха, а вместо них смесь всего этого, похожая на морское легкое, где земля, море и вообще все висит в воздухе, и там невозможно ни ходить пешком, ни плыть на корабле.”
Попробуйте определить, что это за земли. Используйте любые источники информации