Тип урока: урок открытия нового знания.
Дидактическая цель: создать условия для формирования представлений о добре и зле.
Задачи:
- Воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу, к окружающим.
- Развивать у учащихся знания о категориях нравственности добро и зло;
- Развивать умения сравнивать, анализировать поступки и соотносить их с моральными нормами, выделять главное, обобщать.
- Формировать умение работать с источниками информации.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование, презентация;
- С.И. Ожегов “Словарь русского языка”, М: Русский язык, 1987г.
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 2012г.
- Карточки с заданиями;
- Фломастеры.
Планируемые результаты:
Личностные
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о моральных нормах;
- воспитание доброжелательности;
- развитие навыков сотрудничества.
Метапредметные
- готовность слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- определение общей цели и путей её достижения.
Предметные
- знакомство с главными моральными понятиями в жизни – “добро” и “зло”.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Предлагаю начать наш урок с хорошего настроения, улыбнитесь друг другу.
(Дети стоят.)
- Ребята нам тепло? (Да)
- В классе светло? (Да)
- Прозвенел уже звонок? (ДА)
- Уже закончился урок? (Нет)
- Только начался урок? (ДА)
- Хотите учиться? (ДА)
- Значит можно вам садиться.
Какую тему изучали на прошлом уроке? (Особенности морали.)
Проверка домашнего задания в парах.
Слайд 1.
1. Что такое мораль?
2. Назовите особенности морали?
3. Кто заботится о морали в обществе?
4. Нужны ли в обществе специальные “смотрители” за моралью?
2. Актуализация и фиксирование затруднений в деятельности
Вы узнаете тему урока, если определите, по какому принципу я распределила слова в два столбика? Слайд 2
Чуткость Невнимательность Отзывчивость Пассивность Серьезность Легкомыслие Трудолюбие Лень Щедрость Жадность Правдивость Лживость Смелость Трусость Радость Гнев Справедливость Хитрость Нежность Грубость Доброжелательность Агрессивность
Как можно озаглавить каждый столбик?
3. Постановка проблемы
Слайд 3
Тема урока: “Добро” и “зло”.
- Что мы знаем по этой теме?
- Предположите, что можем узнать?
- Попробуем поставить перед собой цель урока?
Слайд 4
Цель урока: узнать, что входит в понятия “добро” и “зло”.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Давайте выясним, что же такое добро.
- С чем у вас ассоциируется это слово?
Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие.
- Так что же такое добро?
Обратимся за помощью к словарю С.И.Ожегова.
Слайд 5
Добро – все положительное, хорошее, полезное; имущество, вещи.
Как же в учебнике авторы объясняют понятие добро?
- Прочитайте на с.12, 2 абзац.
- Какое же определение мы выберем для нашего урока? (Запишите в тетрадь.)
- Что входит в понятие добро?
- Как их надо совершать?
Прочитайте в учебнике с.12? (Запишите в тетрадь.)
Слайд 6
Поступок
- сознательный
- бескорыстный
- Что значит бескорыстный?
- Я вам предлагаю обсудить ситуации и ответить, по каким мотивам (с какой целью) совершалось доброе дело? Что побудило мальчиков совершить эти дела?
Ситуация 1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти дорогу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
Ситуация 2. Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить для нее хлеба, он согласился, но сказал, что она за это должна чем-то отблагодарить его.
- По каким же мотивам совершались добрые дела этими мальчиками?
- Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям?
Ситуация 3. Вы дали однокласснику списать. Как вы думаете, какой поступок вы совершили? Почему?
- Итак, что такое добро и что входит в это понятие?
Изобразите модель добра? (работа в группе)
- Подберите антоним к слову добро?
- Что такое зло?
Обратимся к словарю С.И.Ожегова.
Слайд 7
Зло – нечто дурное, вредное; беда, несчастье, неприятность; досада, злость.
- Как же в учебнике авторы объясняют понятие зло?
- Прочитайте на с.13.
- Какое определение вы выбрали и запишите в тетрадь?
- В чем может проявляться зло?
Дочитайте на с.13, 4 абзац.
Слайд 8
Поступок
- унижение людей
- обман
- насилие
Приведите примеры проявления зла?
Ситуация 4.
“Юра вышел на прогулку рассерженным, так как получил плохую оценку. Увидев, что Коля и Миша построили замок из песка, он подошел к ним и сказал:
- Мне не нравиться ваш замок, не так нужно строить, - разбежался и затоптал всю постройку”.
- Как поступят Коля и Миша?
Физкультминутка
“Интервью”
- А вам приходилось вчера или сегодня злиться? Почему?
- Когда вы чем-то рассержены, что вы чувствуете?
- Что вам хочется сделать?
- Что можно сделать, чтобы изменить настроение? Чем можно заняться?
В жизни идет постоянная борьба между добром и злом. Как вы думаете, что побеждает?
Слайд 9
Притча о Добре и Зле
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь
Ребята, а какого волка вы кормите и чем?
- Расскажите о добром поступке, который совершали вы или о поступке, который оставил добрый след в вашем сердце?
Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?
5. Первичное закрепление во внешней речи учащихся
Слайд 10
Синквейн. (Работа по группам)
1. Слово
2. 2 прилагательных
3. 3 глагола
4. Предложение
5. Слово
6. Самостоятельная работа
Слайд 11
Оцените сказочных героев по их поступкам (+добро, - зло). Поясните свой ответ.
- Папа Карло
- Золотая рыбка
- Баба-Яга
- Герда
- Карабас-Барабас
7. Включение в систему знаний и повторение
Слайд 12
Распределить слова на 2 группы: умение говорить правду, борьба за свободу, хвастовство, ограничение свободы другого человека, ложь.
Приведите свои примеры.
8. Рефлексия учебной деятельности
- Какая была тема урока?
- Какая цель урока?
- Что входит в понятия добро, зло?
- Почему нужно стремиться к добру?
- Давайте задумаемся, а что мы с вами можем сделать, чтобы избежать зла?
Слайд 13
Оцените свою работу на уроке (ресурсный круг)
- Я понял...
- Я чувствую...
- Я думаю...
- Я хотел бы...
- Мне показалось важным...
9. Домашнее задание
Слайд 14
По выбору
Рассказать родителям, что входит в понятия добро и зло. Привести примеры.
Поработать с источниками информации и найти примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи.
Список литературы
- С.И. Ожегов “Словарь русского языка”, М: Русский язык, 1987г.
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 2012г.
- Т.П.Лакоценина “Необычные уроки в начальной школе”, Ростов-на-Дону “Учитель”, 2008г.
- Н.Ф.Дик “Классные часы в 3-4 классах”, Ростов-на-Дону “Феникс”, 2004г.