В лесу
Я с утра в лесу гуляю.
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
Про березку и про мох.
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которых за ежат
Все иголочки дрожат.
Н. Матвеева
Проблема:
- Имеются пробелы в экологическом воспитании детей. Несформированность у детей представлений о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; о неразрывной связи человека и природы.
- Дети не знают правила поведения в лесу.
- В настоящее время большой процент родителей неохотно участвует в жизни детского сада и группы.
Актуальность:
- Обострение экологической проблемы в мире диктует необходимость интенсивной работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
- Важно развивать у детей интерес к изучению природы родного края, расширять знания детей о растениях и животных леса, их внешнем виде, повадках, приспособленности к жизни, взаимосвязях.
- Воспитывать чувства гордости за родную природу, бережного отношения к ней.
- Так же актуальна и проблема взаимодействия педагогов ДОУ и родителей воспитанников, вовлечение их в жизнь детского сада и группы в частности.
Цель:
- Формировать у детей представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории (жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга); о том , что человек и природа не могут существовать друг без друга, человек обязан заботится о природе; развитие познавательных и творческих способностей детей, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Задачи:
- Организация соответствующей предметно-развивающей среды (игр, дидактического материала, альбомов с иллюстрациями и загадками, презентаций по теме);
- Формировать у детей представление о лесе, правилах поведения в лесу;
- Развивать познавательные и творческие способности детей;
- Развивать интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней;
- Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление умение анализировать, сравнивать и обобщать;
- Вовлечь в учебно-воспитательный процесс родителей.
Участники проекта:
- Воспитатели
- Дети
- Родители.
Тип проекта:
- по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги);
- по целевой установке – информационно-практико-ориентированный, исследовательский, творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде творческих выставок, конкурсов).
Сроки реализации:
- октябрь-ноябрь,
- февраль – апрель (длительный)
Место проведения:
- МБДОУ Детский сад №11 “Солнышко” п. Озерки, старшая группа “Пчёлки”
Этапы реализации проекта
- 1 этап – подготовительный
- 2 этап – основной (реализация проекта)
- 3 этап – заключительный (защита проекта)
Первый этап – подготовительный.
Деятельность педагога:
- Беседа с детьми о лесе (выявление уровня знаний детей о лесе, как о сообществе растений и животных).
- Составление плана работы над проектом.
- Сбор материала, необходимого для реализации цели проекта.
- Разработка конспектов занятий, презентаций по планируемым темам .
- Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.
- Изготовление дидактических игр, пособий и т.д.
Деятельность детей:
- Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Взаимодействие с семьей:
- Проведение родительского собрания.
- Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Примечание: На этом этапе формулируется проблема, цель и задачи проекта.
Второй этап – основной.
Деятельность педагога
Беседы, занятия с детьми познавательного характера:
- “Что такое лес?” (запуск темы)
- Какую пользу приносит лес?
- Научитесь беречь лес!
- Растения – пища животных и человека.
- “Какие бывают леса?”
- “Деревья и кустарники наших лесов”.
-“Деревья наши друзья”.
- “Грибы”.
- “Ягоды”.
- “Лекарственные и ядовитые растения” или игра – путешествие в страну “ Полезных и вредных растений”
- “Охрана растений. Красная книга”
- “Кто живет в лесу?”
- “Зачем волкам нужны зайцы?”
- “Как дикие звери готовятся к зиме”
- Перелетные и зимующие птицы”
- “Хорошо ли жить в царстве пернатых”
- “Почему появились редкие птицы. Красная книга”
- “Охрана животных. Красная книга”
- “Насекомые” и др.
- “Знакомство с профессией лесника”
- “Мы друзья природы”
- “Охрана леса”
- “Как люди помогают лесным обитателям”,
Организация предметно-развивающей среды по заданной теме
- подготовка информации по темам: ““Лес. Царство растений”, “Жители леса”, “Человек и природа” для родительских уголков
- организация различных выставок, конкурсов, развлечений и т.д.
- создание презентаций для занятий с детьми (“Ягоды”, “Грибы”, “Лес и его звуки”)
Детская деятельность:
- Сюжетно-ролевые: “По грибы”, “В лесу”
- Дидактическая игра: “Отгадайте, что за растение”; “Узнай и расскажи” , "Загадай, мы отгадаем" и др. “Что растет в лесу”; “Кто живет в лесу”; “Третий лишний”
- Подвижные игры: “Поймай листок”; “Листопад”; “К названному дереву беги” ; “Узнай растение” и др.
- Сюжетно-ролевые: “Зоопарк”
- Дидактическая игра: “Кто что ест?”; Что это за птица?”; “Найди детеныша для мамы”; “Четвертый лишний”, “Чей хвост, чья голова?” и др.
- Подвижные игры: “Пустое место”, “Узнай по голосу”, “Голубь”, “Волк во рву”, “Хитрая лиса”, “Зайцы и волк” , “Пчелки и ласточки” , “Перелет птиц” и др.
- Сюжетно-ролевые: “Лесник”, “Охота”
- Дидактическая игра: “Отвечай одним словом”; Что было бы, если из леса исчезли…”; “Береги природу!” и др.
Чтение художественной литературы:
- К.Ушинский “Спор деревьев”
- А.Лопатина “Липкины дары”, “Жизнь дерева”, “Зеленая страна”и др.
- Чтение русских народных сказок “Лисичка-сестричка и серый волк”, “Хвосты”, “Заяц-хваста”, “У страха глаза велики”; рассказов из пособия Т.А. Шорыгиной “Какие звери в лесу?”
- Е. Пермяк “Русские сказки о природе”
- Н.Сладков “ Сказки леса”
- В.Бианки “Сказки” и др.
Продуктивная деятельность:
- Коллективная работа “Грибная семейка”- картина из пластилина
- “Грибы” - создаем коллекцию грибов из соленого теста
- " Гроздь рябины”"
- “Елочка”
-“Ягодка”
Аппликация:
- декоративное панно "Орнамент из листьев" ( на круге)
- “Во поле береза стояла”
Рисование:
- создание тематического альбома “Почему нас так назвали? (детские рисунки грибов + описание) и др.
“Какие разные кусты” (шиповник)- использование нетрадиционных приемов рисования
- “В грибном царстве, лесном государстве” и т.д.
Лепка:
- лепка сказочных персонажей (для настольного театра) из русской народной сказки “Колобок”: заяц, волк, медведь, лиса, колобок.
- “Учимся лепить птиц”
Аппликация:
- "Бабочка” - аппликация из пластилина
- “Медвежонок”
- “Царство диких зверей”
- “ Трусишка зайка серенький”
Рисование: (нетрадиционные приемы рисования)
- “Летят перелетные птицы”- рисуем “крупами”
- “Синички”- тычком
- “Снегири на ветке рябины”
- “Кто живет в зимнем лесу”
- “Ежиха с ежатами в ельнике”- рисуем “веником”
- “Бабочки летают над лугом” и т.д.
- рисование природоохранных знаков
- изготовление памятки “правила поведения в лесу”
“грибнику” и др.
- выставка рисунков “Лес – глазами детей” и т.д.
Коммуникативная деятельность:
Творческое рассказывание детей по темам: “Лес .Царство растений”; “Жители леса”; “Человек и природа” .
Работа с родителями:
- Вечер досуга “Люблю березку русскую”
- Информация в родительском уголке “Осень в лесу”, “ Лес зимой” и т.д.
- Работа над созданием совместно с детьми выставки поделок из природного материала “Осенние странички”
- Участие в акции “Посади дерево” (посадка ели и каштана).
- Чаепитие “У самовара” ( травяной чай и ягодное варенье)
- Совместная работа по подбору материала и оформлению альбомов “Грибы”, “Ягоды”, “деревья”
- Совместная работа по подбору материала для презентаций по теме.
- Совместная работа над созданием фильма “Животные нашего края”
- Презентация родителям экологической сказки “Один день из жизни синички”
- Проведение акции “Поможем птицам зимой” - изготовление кормушек из бросового материала
-Совместная работа по подбору материала для альбомов “Дикие животные”, “Насекомые”, “Птицы”.
- Проведение акции “Посади дерево”
совместный поход на природу.
- Подготовка и оформление совместной выставки рисунков, а затем и презентации “Правила поведения в лесу”.
Третий этап -заключительный.
Деятельность педагога:
- Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работе)
- Представление опыта работы в данном направлении на педагогическом совете ДОУ
- Участие в выставке педагогических экологических проектов.
- Деятельность детей и родителей: Проведение игры-викторины совместно со взрослыми “Знатоки леса” .
- Знакомство с изготовленными презентациями детей средней группы.
- Презентация проекта “Знатоки леса” для учителей начальных классов.
- Презентация выставки рисунков “Правила поведения в лесу” ученикам первых классов.
Ресурсы:
1. Информационные:
- фото и видео материалы;
- библиотечный фонд.
2. Научно-методические:
- консультативная работа с родителями.
3. Дидактическое обеспечение:
- подбор произведений о растительном и животном мире леса;
- побор открыток, фотографий, альбомов;
подбор тематических дидактических игр.
4. Кадровые:
- воспитатели; музыкальный руководитель.
-5. ТСО: проектор; ноутбук; фотоаппарат;
- музыкальный центр, видеокамера.
Ожидаемые результаты для детей
- Сформированность представлений о лесе, как о сообществе растений и животных; о неразрывной связи человека и природы
- Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
- Ответственное отношение детей к окружающей среде (от этого зависит свое здоровье)
- Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка
- Развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Ожидаемый результат для родителей:
- Повышение уровня экологического сознания.
- Активное участие в жизнедеятельности ДОУ.
для педагогов:
- Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
- Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности дошкольников.
- Личностный и профессиональный рост.
- Самореализация.
Стали мы теперь друзьями
И с лугами, и с лесами.
И летит со всех сторон
К нам весёлый птичий звон.
Пусть живут спокойно ели,
И стрекозы, и олени:
Никогда никто из нас
Обижать друзей не даст.
Для того, кто станет другом
И для леса, и для луга,
Будет солнышко теплей,
Будет небо голубей.