Технология моделирования на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Принцип наглядности сформулировал в 17 веке и обосновал Я.А.Каменский: «Всё, что только можно представить для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащим вкусу – вкусом, доступное осязанию – путём осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Школа – это открытая социально-педагогическая система, которая находится под постоянным воздействием экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни государства. Педагоги сегодня переживают изменения: идёт пересмотр целей, деятельности школы, реконструируется содержание образования, осваиваются новые педагогические технологии.

Повышение роли науки и глобализация информационной среды предопределили пожизненное формирование новой функциональной системы человека – условной «третьей сигнальной системы», оперирующей формулами, схемами и моделями.

Схемы и модели помогают организовать знания в такую логическую форму, которая удобна для последующего анализа и синтеза, воспроизведения и применения. Данная особенность представления знаний обусловлена затруднениями мозга фиксировать большие объёмы не переработанной информации, и наоборот – способностью фиксировать значительные объёмы переработанной информации, представленной в свёрнутой, модельной форме.

Логику мышления субъекта формирует не логика учебного материала, а способы организации познавательной деятельности, усвоение этих способов, превращение их в средство организации своего собственного мышления в процессе изучения предмета.

Логика системного мышления предполагает:

А) рассмотрите предмет (явление) в целом и дайте ему определение;
Б) разложите предмет (явление) на составные элементы и подробно изучите их в отдельности;
В) рассмотрите элементы целого в динамике, с точки зрения возникновения и развития;
Г) изучите взаимосвязи и взаимозависимости частей предмета (явления), рассмотрите их совокупности;
Д) рассматривайте целое и его составные части в противоположных (полярных) проявлениях.

Таким образом, при составлении логико-смысловой модели ученик демонстрирует умение ориентироваться в проблеме, моделировать план и проект решения, конструировать модель, адекватную поставленному вопросу, корректировать логику своих рассуждений в соответствии с логикой темы, предмета.

Проектирование учебного материала на уроках истории в начальных классах

Решением коллегии МО РФ с недавнего времени в начальной школе введены уроки истории. Преподавание данного учебного курса вызывает у учителя начальных классов определённые трудности, которые заключаются в том, что учащимся бывает сложно найти необходимый материал при подготовке к урокам, или возникают затруднения при его практическом изложении.

Именно такой приём позволяет изучать предмет в соответствии с особенностями, эрудицией, жизненным опытом каждого ученика. Ребёнок при таком подходе имеет возможность осознать и оценить имеющиеся уже у него знания и в то же время понять, какие знания ему необходимо ещё усвоить. Составление логико-смысловых моделей помогает ученикам легче запомнить пройденный материал, развивает речь, память, способствуя осмыслению, рассуждению, решению конкретных познавательных задач. Используя данные модели, учитель облегчает ученику задачу запоминания, рефлексии и изучения информации. Учитель в ходе объяснения нового материала может сам составить ЛСМ (логико-смысловая модель), может предложить её в готовом виде. Составленная модель позволяет ученикам находить нужную информацию, анализировать, производить сравнение или обобщение и способствует формиро-ванию познавательной культуры. Проектно-технологическая деятельность делает учебный материал более доступным, понимаемым, логичным, легче усваиваемым. Такой вид мыслительной деятельности расширяет знания учащихся и развивает у них интерес к самостоятельной творческой работе.

При затруднении процесса мыслительной обработки материала, задачи решаются при помощи ЛСМ. Такие модели представляют собой многомерные опорно-узловые системы координат, которые позволяют представить содержание учебного материала в свёрнутой компактной форме.

Использование ЛСМ позволяет сформировать смысловое пространство урока, где разворачивается образовательная деятельность учащихся, включающая этапы переживания и оценки изучаемых понятий. Такой подход наглядно обеспечивает эффективность исследовательской деятельности и системного изложения учебного материала, обеспечивающего его понимание через достижение взаимозависимости таких вопросов, как деятельность личности и ведущая идея.

Разработка ЛСМ и использование их в учебной деятельности обеспечивает переработку информации, её перекодирование, свёртывание и упаковку, иными словами, достигается более полный эффект.

Моделирование на уроках литературного чтения

Работать по новым программам интересно и трудно одновременно. Особые затруднения связаны с предметом «литературное чтение». Традиционные методы и приёмы работы не позволяют в полной мере реализовать идеи авторов. Основной целью литературного чтения авторы считают обучение восприятию литературного текста. А одной из главных задач урока – формирования понимания темы и идеи произведения, его структуры и языковых средств.

Первыми на уроках можно ввести блок-схемы, позволяющие наглядно произвести композиционный анализ произведения. Блок-схема позволяет зрительно представить себе композицию произведения. Например, при работе над рассказом Е.Пермяка «Пичугин мост» вниманию учащихся предлагается блок-схема:

Прошу дать оценку этой модели. Соответствует ли она построению рассказа? Имеются ли лишние элементы? В ходе рассматривания блок-схемы ученики приходят к выводу: последовательность частей нарушена. Предлагаю восстановить композицию. Далее проводится работа над авторским замыслом. С этой целью ученикам задаются вопросы, уточняющие понимание текста, учим детей пониманию того, что в тексте важны каждая деталь, каждое слово. Кроме этого каждое слово несёт в себе частицу авторского замысла. Так, в ходе анализа ключевых слов приходим к созданию новой блок-схемы:

Она и несёт важный смысл рассказа: большое доброе дело вырастает из маленького полезного дела.

Но не во всех произведениях анализ композиции помогает в работе над идеей произведения. Иногда к пониманию идеи ведёт работа над образом героя (героев). Тогда выстраивается модель-описание.

Рассмотрим реализацию метода моделирования на примере Сказки братьев Гримм «Заяц и ёж».

После слушания и обмена впечатлениями переходим к раскрытию авторского замысла.

Дети называют героев, затем перечитывают ещё раз сцену встречи зайца и ежа.

– Каким вы представляете себе зайца? Ежа? Выберите авторские слова, характеризующие героев.

На доске появляется словесное описание героев.

Выстраивая модель, дети учатся внимательно относится к словам автора, к тексту произведения. Такая работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания.

Анализируя рассказ В.Драгунского «Что любит Мишка», мы видим, что автор не даёт описательной характеристики своим героям. И анализ композиции не помогает раскрыть авторский замысел. Автор сопоставляет отношение своих героев к окружающему миру.

Модель-рассуждение:

Дениска. Что он любит? Мишка. Что он любит?

Автор выражает своё отношение к героям через их отношения к окружающему миру.

В ходе обсуждения на доске появляются карточки.

В таких произведениях, как рассказ В.Чаплиной «Мушка», для раскрытия авторского замысла очень важно и описание героев, и их взаимоотношения, и композиционная последовательность.
После того как учащиеся прослушали рассказ, обменялись впечатлениями, выстраиваем модель-сравнение.

После этого выборочно перечитываем отрывки из рассказа, дети выбирают авторские определения. Учащиеся сравнивают Мушку и опасную собаку, сравнивают, какой была Мушка до знакомства с девочкой и какой стала после.

Анализ кульминационного момента

– Какое место в рассказе можно назвать самым напряжённым?

Перечитывая кульминацию, ученики выбирают слова, передающие действия слабой Мушки и сильной, опасной собаки.

Анализ развязки

И вновь дети сравнивают действия Мушки и опасной собаки. Обсуждая героев в начале рассказа и в конце этой истории, ученики делают выводы: доброе отношение, любовь, дружба изменяют не только внешность, но и внутренние качества героини; слабого делают сильным, храбрым и преданным.

Приведём модель к рассказу В.Чаплиной «Мушка».

Логико-смысловые модели можно использовать практически на всех уроках в начальной школе с 1 по 4 класс. Далее приведены примеры моделей (см. Приложение)