Информационная карта урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Разделы: Математика


Тип урока: урок рефлексии

Планируемые образовательные результаты:

1) личностные:
– умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
– креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
2) метапредметные:
– умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
– умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
– умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
– умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
3) предметные:
– умение работать с математическим текстом;
– овладение практически значимыми математическими умениями и навыками, их применение к решению математических задач;
– выполнять устные и письменные вычисления.

Основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий): учащийся научится
– выполнять вычисления с обыкновенными дробями;
– решать текстовые задачи арифметическим способом;
– проводить несложные доказательные рассуждения.

По ходу урока каждый учащийся заполняет таблицу:

№ задания Результат выполнения самостоятельной работы № 1 № алгоритма, понятия, теоретического факта Исправлено при работе с заданиями по выбору (самостоятельная работа № 2) Исправлено по результатам самостоятельных работ № 1 и № 2 (самостоятельная работа № 3)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
       

1. Этап мотивации

Постановка цели урока.
Отработка навыков сложения и вычитания дробей.
1. Личностные: самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация.
2. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
3. Предметные: анализ, обобщение, классификация и структурирование знаний

2. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

I. Теоретическая база (повторяется при организации фронтальной работы с классом и фиксируется на доске):
1) Основные понятия: обыкновенная дробь, числитель и знаменатель
дроби, правильная и неправильная дроби.
2) Правило сложения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
3) Правило вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
4) Правило представления единицы в виде неправильной дроби.
5) Правило нахождения неизвестного слагаемого, вычитаемого,уменьшаемого
6) Вычислительные ошибки.

II. Задания для самостоятельной работы № 1

(репродуктивный уровень, первичная проверка знаний: учащиеся заполняют колонки № 1 и № 2 таблицы)

Формируемые УУД

1. Личностные:
самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация.
2. Регулятивные:
целеполагание, планирование, постановка учебной задачи в сотрудничестве.
3. Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,
поиск и выделение необходимой информации, обобщение, классификация.
4. Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Локализация индивидуальных затруднений

Взаимопроверка по эталону.
Если учащийся не допустил ошибок, то он продолжает работать по индивидуальному маршруту: выполняет задания из 8 этапа урока конструктивного и творческого уровней.
Формируемые УУД

1. Личностные:
самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация.
2. Регулятивные:
контроль-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
3. Познавательные:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действий, сравнение.
4. Коммуникативные:
– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Заполнение учащимися колонки № 3 таблицы: учащиеся на допущенные в самостоятельной работе №1 ошибки записывают номер понятия, алгоритма из теоретической базы 2 этапа урока и проговаривают их вслух вместе с классом:

1) Основные понятия: обыкновенная дробь, числитель и знаменатель
дроби, правильная и неправильная дроби.
2) Правило сложения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
3) Правило вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
4) Правило представления единицы в виде неправильной дроби.
5) Правило нахождения неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого.
6) Вычислительные ошибки.

Формируемые УУД

1. Личностные:
самоопределение.
2. Регулятивные:
познавательная инициатива, планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
3. Познавательные:
структурирование знания, выбор наиболее оптимального пути решения проблемы, обобщение, аналогия
4. Коммуникативные:
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, формулирование своего мнения.

5. Реализация построенного проекта

Задания для самостоятельной работы № 2

(репродуктивный уровень, отработка ошибок, допущенных в самостоятельной работе №1: учащиеся заполняют колонку № 4 таблицы для тех заданий, где были допущены ошибки в самостоятельной работе №1). Взаимопроверка по эталону.

Формируемые УУД

1. Личностные:
учебно-познавательный интерес
2.Регулятивные:
прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик
3.Познавательные:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, построение логической цепи рассуждений
4.Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6. Обобщение затруднений во внешней речи

Учащиеся проверяют результаты выполнения самостоятельной работы № 2 по эталону и проговаривают вместе с учителем вслух те понятия, алгоритмы из теоретической базы 2 этапа урока, на которые они снова допустили ошибки:

1) Основные понятия: обыкновенная дробь, числитель и знаменатель
дроби, правильная и неправильная дроби.
2) Правило сложения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
3) Правило вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
4) Правило представления единицы в виде неправильной дроби.
5) Правило нахождения неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого.
6) Вычислительные ошибки.

Формируемые УУД

1. Личностные:
учебно-познавательный интерес
2. Регулятивные:
оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
3. Познавательные:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия, установление причинно-следственных связей
4. Коммуникативные:
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задания для самостоятельной работы № 3
(репродуктивный уровень, проверка результатов отработки допущенных ошибок в самостоятельной работе № 1: учащиеся заполняют колонку № 5 таблицы для тех заданий, где были допущены ошибки в самостоятельной работе № 1). Самопроверка по эталону.

Формируемые УУД

1. Регулятивные:
самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом материале, познавательная инициатива и оценка деятельности, коррекция.
2. Познавательные:
прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик,
контроль-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

8. Включение с систему знаний и повторения

Задания конструктивного уровня:

Задания творческого уровня:

Формируемые УУД

1. Личностные:
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
2. Регулятивные:
самостоятельный учёт выделенных ориентиров действия в новом материале, познавательная инициатива, самоконтроль и оценка деятельности
3. Познавательные:
анализ, синтез, оценка, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задачи, использование общих приёмов решения задачи, доказательство (обоснование)
4. Коммуникативные:
адекватное использование речевых средств, формулирование и аргументация своего мнения

9. Рефлексия

Рефлексия изученного материала:

было трудно...; я выполнял задания...; я понял, что...; теперь я могу...; я почувствовал, что...; у меня получилось ...; я смог...; я попробую...; ….

1. Личностные:
внутренняя позиция, самооценка на основе критериев успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности
2. Регулятивные:
целеполагание, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
3. Познавательные:
рефлексия способов и условий действия,
4. Коммуникативные:
формулирование и аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества.

10. Домашнее задание

Задается дифференцировано.

  • Репродуктивный уровень: Математика 5 класс, авт. Виленкин Н.Я., М, « Мнемозина» ,2013г , № 1042 (а), 1041 (ежз)
  • Конструктивный уровень: – найти и выписать из толкового словаря разные значения слова «дробь»
  • Творческий уровень: придумать и решить задачу на сложение и вычитание обыкновенных дробей, используя элементы сказки. Оформить решение в виде рисунка.

Используемая литература:

  1. А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. «Математика 5 класс». Москва, «Вентана- Граф», 2013.
  2. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы. Москва «Просвещение», 2011.
  3. Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова и др. – Планируемые результаты. Система заданий. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2013.
  4. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Москва «Просвещение», 2011.
  5. Зоренко С.В. «Урок рефлексии». МБОУ СОШ № 49 г. Мурманск.
  6. В.Н.Рудницкая. Рабочая тетерадь № 2 для контрольных работ (к учебнику Н.Я. Виленкина « Математика 5 класс.