Цель: закреплять представления детей о геометрических фигурах.
Задачи.
Образовательные:
- учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры;
- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений {вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около);
- формировать коммуникативные навыки;
- совершенствовать умения и навыки продуктивной деятельности (аппликация).
Развивающие:
- развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме; развивать представление о том, как из одной формы сделать другую;
- продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми изображениями и тем, что дети видят в окружающей жизни (создавать изображение дома); закреплять умение выделять основные части; анализировать схему; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственного изображения;
- развивать связную речь;
- развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские отношения.
Материал и оборудование: шапки - маски “Геометрические фигуры”; схема домика (Приложение 1); на каждого ребенка: наборы фигур для аппликации (3 прямоугольника, 1 квадрат); лист цветной бумаги; ножницы, клей, салфетка, подкладка.
Ход занятия
1.
Тай, тай, налетай!
В нашу сказку попадай!
Всех принимаем!
Никого не обижаем!
Воспитатель:
- Садитесь удобно, слушайте внимательно, сказка начинается!
В одной сказочной стране жили - были необычные человечки. Хотите узнать, как их звали? Тогда отгадайте загадки.
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Вы подумайте, друзья,
И скажите, кто же я?... ( круг )
(Воспитатель надевает шапочку-маску “Круг” тому, кто угадал.)
Три мои стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются-
Угол получается.
Что же вышло? Посмотри!
Ведь углов-то тоже три!
На меня вы посмотрите,
Моё имя назовите!... ( треугольник )
(Воспитатель надевает шапочку-маску “Треугольник” тому, кто угадал.)
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожие, точно родные сестрёнки,
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это ... (квадрат )
(Воспитатель надевает шапочку-маску “Квадрат” тому, кто угадал.)
Эти фигуры по городу мчат,
В садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дороге смотри, не зевай!
На эту фигуру похожи дома.
Что загадала? Ответьте, друзья!
(Воспитатель надевает шапочку-маску “Прямоугольник” тому, кто угадал.)
Однажды они встретились на полянке, но были грустные и молчаливые. Что случилось? Почему они не разговаривают, почему не играют? Просто они не знают друг друга. Им надо познакомиться, правильно? Представьтесь и расскажите о себе.
Дети по очереди называют себя и характерные черты фигуры, на что фигура похоже.
Выходит треугольник:
- Здравствуй, друг! Я — треугольник. У меня 3 стороны и 3 угла. Я похож на ... (перечисляет предметы). Рад с вами познакомиться!
Выходит квадрат:
- А я — квадрат, у меня 4 угла, я похож на ... (перечисляет предметы). Рад с вами познакомиться!
Выходит круг:
- А я — круг, у меня нет ни одного угла, я могу катиться, я похож на ... (перечисляет предметы). Рад с вами познакомиться!
Выходит прямоугольник:
- Здравствуйте, друзья! Меня зовут прямоугольник, у меня 4 угла, 4 стороны, они не все одинаковые, я похож на ... (перечисляет предметы). Рад с вами познакомиться!
Берутся за руки, приглашают других детей, говорят слова:
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья!
Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево.
В центр круга соберемся,
А потом назад вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять игру начнем!
Так и познакомились веселые человечки, стали друзьями! Только домика у них не было, поможем им, ребята?!
2.Аппликация “Дом”.
Проводится анализ схемы (прямоугольник – стены дома, большой треугольник – крыша, круг – окно, 6 маленьких треугольников – забор (2 - слева, 3 – справа, 1 – на домике), материалов для аппликации (3 прямоугольника, 1 квадрат)
Воспитатель:
- Можно ли из данных фигур сделать предложенный дом? (Нет).
- Можем ли преобразовать фигуры? (Да).
Дети рассказывают последовательность преображения прямоугольника: сложить пополам, разрезать, получим 2 квадрата; квадрат сложить по диагонали, разрезать, получим 2 треугольника; у квадрата срежем уголки, получим квадрат.
Дети преобразовывают фигуры, выкладывают изображение на листе, наклеивают.
3. Итог.
Воспитатель приглашает фигуры посмотреть на домики, рассказать понравились они, как будут жить друзья?