Цель: Развитие интереса к художественной литературе и чтению.
Задачи: Закрепление знаний детей о творчестве С.Я.Маршака.
В игровой форме повторить произведения С.Я.Маршака, побудить интерес к его творчеству. Учить воспринимать содержание произведений. Прививать интерес к чтению книг. Упражнять развёрнутому описанию предмета с включением признаков, сравнивать предметы по основным признакам, упражнять в составлении словосочетаний и предложений с учётом зрительного восприятия предмета. Развивать мелодико-интонационные характеристики речи. Развивать воображение, мышление, культуру общения.
Коррекционные задачи: Развитие зрительного восприятия, учить узнавать предметы в разных модальностях. Закреплять знание основных цветов и их оттенков, навыки зрительного внимания, зрительной памяти, цветовосприятия. Формировать зрительные способы восприятия предметов окружающей действительности. Упражнять в ориентировке в пространстве, закреплять умение определять пространственные положения предметов (вверху, внизу, слева, справа, между), различать с помощью зрения расположение предметов, обозначать их соответствующими словами.
Материал к занятию: Презентация “Любимые книги С.Я.Маршака”. Презентации с использованием детских рисунков (“Загадки”, “Детки в клетке”, “Мой весёлый звонкий мяч”).
- Выставка книг С.Я.Маршака.
- Почтовый ящик с письмами с вопросами викторины по произведениям С.Я.Маршака.
- Игрушки (мяч, машина, дерево, часы) расставленные в разных местах зала.
- Шапочки для “котят”, перчатки, корзинка с пирогами.
Предварительная работа:
- Чтение произведений С.Я.Маршака. Заучивание загадок и стихов. Инсценировка стихотворения “Перчатки”. Рисование по мотивам произведений С.Я.Маршака на индивидуальных занятиях тифлопедагога.
- Создание детьми компьютерных альбомов “Детки в клетке”, “Мой весёлый звонкий мяч”.
- Рисование по произведениям С.Я.Маршака, оформление открытки.
План проведения занятия
I часть. Слайд №1
Тифлопедагог сообщает детям тему занятия, предлагает вспомнить творчество детского писателя – Самуила Яковлевича Маршака.
Слайд №2
- Книги С.Я.Маршака знакомы нам с детства, их читают вам мамы и бабушки, а им читали их родители. На экране и на выставке вы видите книги писателя. Многие книги выпущены давно, некоторые недавно. Это говорит о том, что произведения С.Я.Маршака любимы многими поколениями людей. Хотя написаны они в далёкие от нас времена, но остаются любимыми для детей и сегодня.
Назовите, какие произведения С.Я.Маршака нравятся вам.
II часть. Слайд №3
- Скажите, как называется эта книга С.Я.Маршака. (“Почта”)
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.
К нам в детский сад почтальон тоже приносит почту и опускает в ящик для писем (тифлопедагог показывает почтовый ящик). В нём сейчас находятся письма с отрывками из произведений С.Я.Маршака. Я буду открывать, читать письма, а вы постарайтесь угадать, из какого произведения этот отрывок.
1.
Однажды на трамвае
Он ехал на вокзал
И, двери открывая
Вожатому сказал:
Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый! (Вот какой рассеянный)
2.
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка. (Багаж)
3.
Стала петь мышонку щука
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поет... (Сказка о глупом мышонке)
4. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку, да так и замерла. Светло на полянке, точно от солнца. Среди полянки большой костёр горит – чуть не до самого неба достаёт. (Двенадцать месяцев)
5.
Вот тебе под спинку
Мягкую перинку.
Сверху на перинку
Чистую простынку
Вот тебе под ушки
Белые подушки.
Одеяло на пуху
И платочек наверху. (Усатый-полосатый)
6.
Засмеялась кошка Мурка:
- Ах ты, дымчатая шкурка!
Как тебя ни называть,
Мышке кошкой не бывать. (Сказка об умном мышонке)
7.
Тили-тили-тили-бом!
Был у кошки новый дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А кругом — широкий двор,
С четырёх сторон забор. (Кошкин дом)
Молодцы, правильно вспомнили названия и героев книг С.Я.Маршака.
III часть. Слайд №4
- Как вы думаете, к какому жанру можно отнести названные нами произведения? (Сказки в стихах). С.Я.Маршак написал много коротких стихов, песенок и потешек для детей. Очень интересны для детей сочиненные им загадки. Посмотрите на экран. Сейчас вы видите, о чём загадки С.Я.Маршака: пила, утюг и т.д., т.е. о предметах вокруг нас.
Отгадайте загадки, внимательно слушайте загадку, отгадку увидите на экране. Отгадки нарисовали наши дети.
Презентация 2 (вставленный объект внизу слайда №4)
Ребёнок читает стихотворение-загадку. Тифлопедагог выслушивает ответы детей, в случае затруднения помогает наводящими вопросами. Когда дети отгадают загадку, появляется картинка-отгадка.
1 ребёнок
Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (мяч)
2 ребёнок
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В снега его одели. (дерево)
3 ребёнок
Я – лошадь твоя и карета.
Глаза мои – два огня.
Сердце, бензином согретое,
Стучит в груди у меня. (машина)
4 ребёнок
За стеклянной дверцей
Бьётся чьё-то сердце
Тихо так
Тихо так. (часы)
- На картинках вы узнали предметы, которые нарисовали дети. Посмотрите, пожалуйста, вокруг себя и найдите эти предметы (игрушки) в зале. Запомните их местонахождение. Объясните словами, где часы, дерево, мяч, машинка. (Часы на сцене, машинка под столом, мяч с правой стороны от двери, дерево между креслами)
IVчасть. Слайд №5 и Слайд №6
- С.Я.Маршак был образованным человеком, учился в гимназии, получил образование в Англии. Когда он учился в лондонском университете, во время каникул Маршак много пешком путешествовал по Англии, слушал народные песни. Впоследствии поэт перевёл для нас английские песенки на русский язык.
Посмотрите на экран. К какому стихотворению эта картинка? (“Перчатки”) Давайте посмотрим небольшую сценку, которую покажут нам дети. А картинки, которые вы нарисовали, послужат декорацией к нашему маленькому спектаклю.
Инсценировка английской песенки в переводе С.Я.Маршака “Перчатки”.
Рассказчик
Потеряли котятки
На дороге перчатки
И в слезах прибежали домой.
Котята - Мама, мама, прости,
Мы не можем найти,
Мы не можем найти
Перчатки!
Мама-кошка
Потеряли перчатки?
Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу, не дам,
Мяу-мяу, не дам,
Я вам нынче не дам пирога!
Рассказчик
Побежали котятки,
Отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой.
Котята
Мама, мама, не злись,
Потому что нашлись,
Потому что нашлись
Перчатки!
Мама-кошка Отыскали перчатки? (Поменять на Слайд №6 “котята с пирогом”)
Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога.
Мур-мур-мур, пирога,
Мур-мур-мур, пирога,
Я за это вам дам пирога!
V часть. Слайд №6
- Посмотрите, какие интересные перчатки нашли котятки. Кто вспомнит, для чего они нам нужны на занятии. Правильно, с их помощью мы можем провести зрительную гимнастику для глаз. Во время рассматривания иллюстраций, предметов, при работе на компьютере наши глаза устают и им нужен отдых. Внимательно следите глазами за цветными “огоньками” на перчатках, голову не поворачивайте. Внимание! Музыка!
(Нажать на перчатки в правом нижнем углу слайда №6. Звучит музыка Бетховена “К Элизе”)
Зрительная гимнастика.
VI часть. Слайд №7
- С.Я.Маршак часто встречался с детьми, читал им свои стихи, сказки, рассказы в стихах. Посмотрите на фотографию на экране. Фотография старая, черно-белая. Дети одеты совсем не так, как в наше время. Когда мы с вами читали произведения Маршака, то обращали внимания на то, что многие слова из стихов сейчас не встречаются в нашей речи (вагоноважатый, цифрой 5 на медной бляшке, зоосад и т.д.). Но я, надеюсь, что стихи Маршака нравятся и вам, детям XXI века.
Давайте посмотрим и послушаем современную “электронную книгу”, которую нарисовали и озвучили дети нашей группы.
Презентация 3 (вставленный объект в левом нижнем углу слайда № 7)
VIIчасть. Слайд №8
Посмотрите на экран. Вы узнали этого героя из ещё одной английской песенки, которую перевёл для нас С.Я.Маршак.
Шалтамй-Болтамй — персонаж английского детского стихотворения и книги Льюиса Кэрролла “Алиса в Зазеркалье” в форме большого человекоподобного яйца с галстуком. В странах, где говорят на английском языке, хорошо знают Шалтая-Болтая, он стал нарицательным героем. Так иногда говорят про болтунов, или про предметы, которые очень непрочные и хрупкие, и их невозможно собрать (починить). На экране вы видите памятники Шалтаю-Болтаю в разных странах: в Кременчуке (Украина), в городах Америки.
Нам пора немного отдохнуть. Приглашаю вас на физкультминутку, которая называется “Шалтай-Болтай”.
Становитесь все играть,
Руки, ноги разминать. (встать в круг)
Вокруг себя повернитесь,
В Шалтаев – Болтаев превратитесь. (поворот вокруг себя)
Шалтай-Болтай
Сидел на стене. (присесть, спину держать прямо)
Шалтай-Болтай
Свалился во сне. (закрыть глаза, опустить голову и плечи)
Вся королевская конница, (движение по кругу-лошадки)
Вся королевская рать (маршировать друг за другом)
Не может Шалтая,
Не может Болтая,
Шалтая-Болтая,
Болтая-Шалтая,
Шалтая-Болтая собрать! (поворот корпуса и головы вправо-влево, развести руки в стороны - удивиться)
VIII часть. Слайд №9
- Посмотрите на экран. На фотографии мы видим, как С.Я.Маршак записывает свои стихи на радио. Многие записи сохранились до наших дней. Я предлагаю вам послушать стихотворение Маршака “Мой весёлый звонкий мяч” в исполнении автора.
(Нажать на значок звукового файла. Звучит голос С.Я.Маршака)
- А теперь, предлагаю вам выполнить упражнение “Мячи”. У вас на карточках три задания с мячами. Мячи для этой игры нарисовали дети с помощью компьютера. (см. Приложение 1)
1. Посмотрите внимательно на цепочку мячей, одно место свободно. Выберите, подходящий по цвету (или оттенку) мяч и поставьте его на место. Проведите линию от мяча внизу на свободное место.
2. Какой мяч должен быть на пустом месте? Будьте внимательны, обратите внимание на то, что в каждой строчке и в каждом столбике мячи разные.
3. Найдите мяч, у которого нет пары. Обведите его на правой стороне листа.
Правильность выполнения задания дети проверяют, сравнивая свою работу с картинкой на экране. Для этого надо нажать на объект внизу Слайда №9. (Откроется Презентация 4)
IX часть. Слайд №10
В заключение занятия хочу прочитать вам стихотворение С.Я.Маршака “Пожелание друзьям”.
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!
На память о нашей встрече у вас останется открытка с вашими рисунками по произведениям С.Я.Маршака и стихотворением “Пожелание друзьям”. Можете поставить её в свой книжный уголок, где находятся книги поэта.