Цели урока:
- Образовательная: Формирование у обучающихся активной читательской позиции, формирование собственного суждения и высказывания по теме, формирование умения определять жанр и тему литературного произведения.
- Воспитательная: Формирование умения общаться через работу, умения слушать и оценивать ответы одноклассников.
- Развивающая: Создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения.
Тип и вид урока: комбинированный, открытый
Формы организации учебной деятельности:
- Фронтальная.
- Индивидуальная.
- Групповая.
Оборудование для урока: учебник О.В. Кубасова “Литературное чтение” для 3 класса, портрет писателя, текст произведения, компьютер, проектор.
1. Актуализация знаний.
Слайд №1
- Посмотрите, пожалуйста, на экран.
- Прочитайте слова на экране: “Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”. К.Г. Паустовский
- Кто их автор?
Слайд №2
- По иллюстрации вспомните название произведения и его автора.
Слайд №3
- Назовите тему урока.
- Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.
Слайд №4
Цель:
- расширить знания о жизни и творчестве К.Г.Паустовского
- определить жанр
- Проговорите ещё раз эту цель себе в ладошки, расскажите соседу.
- Какие рассказы Паустовского вы уже прочитали?
Слайд № 5-10- Начнём работу над первой частью цели урока.
- Биография К.Г.Паустовского.
- Что нового узнали о К.Г.Паустовском?
- Молодцы! Первую часть цели мы реализовали.
- К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”? (самые разные ответы детей)
- В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)
- Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?
Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.
Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.
2. Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке нам предстоит выяснить жанр этого произведения.
- Что для этого нужно?
(Ответы детей: хорошо знать содержание произведения, быть читателем внимательным, вдумчивым, читателем-критиком, понять точку зрения автора).
3. Решение учебной задачи.
- Дома вы были в роли читателей.
- Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным читателем?
- Проверим. Ответьте на мои вопросы.
Слайд № 111. Где жила Варюшка с дедом? (в деревушке Моховое)
2. Как звали деда? (дед Кузьма)
3. Куда Варюшка пошла за махоркой? (в село Переборы)
4. Кто такой Сидор? (старый воробей)
5. С кем Варюшка встретилась в Переборах? (с бойцами)
6. Какой подарок она получила? (стальное колечко)
7. Каким временем года начинается произведение и каким заканчивается?
- Для того чтобы ответить на наш главный вопрос - это рассказ или сказка, мы будем работать с текстом. Вспомните отличительные особенности начала сказки и рассказа.
- Как называется начало в рассказе? (вступление)
- Как называется начало в сказке? (зачин)
Слайд № 12Прослушивание аудиофрагмента сказки “Стальное колечко”
- Послушаем начало “Стального колечка” и ответим на вопрос: какое произведение – сказка или рассказ – обычно так начинается?
_ Какое произведение - сказка или рассказ? (сказка)
- Сегодня встретятся 4 команды друзей – товарищей. Команды выберите капитана. Представьтесь команды.
- Капитан 1 команды __________________
- Капитан 2 команды __________________
- Капитан 3 команды __________________
- Капитан 4 команды __________________
Задания будут для каждой команды. За каждый ответ вы получите жетон. Если ответ прекрасный ты жетон получишь красный. Если ответ похуже – желтый цвет тобой заслужен. Если команда на вопрос не отвечает, то право ответа переходит другой команде. В конце подведем общий итог. Какая команда справилась со всеми заданиями.
Ответы будут оценивать капитаны команд.
- На столе задания на листочках. Прошу всех прочитать и приготовиться к ответу.
Задания будете выполнять по порядку.
- Вы должны за 5 минут подготовить задание.
1 задание. Чтение по ролям.
Слайд № 13 -18Попытайтесь представить себе сцену встречи Варюши с бойцами.
Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами (со слов “На платформе сидели два бойца...”)
Прочитайте эту часть текста по ролям.
Оцените ответ команды.
Для всех.
- Что вы можете сказать о поступке Варюшки в этом сюжете? А бойцов?
- Предмет – колечко – простое или волшебное?
- Посмотрите на правую ладонь.
- Повторите, название пальцев на руке? (Хором по правой руке, а затем по левой.)
- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?
- Называем палец и соответствующее чудо.
- Средний - здоровье
- Безымянный - большущая радость
- Указательный - увидишь весь мир (белый свет)
- Про какой палец забыл сказать боец? (мизинец)
2 задание. Рассказать
Слайд № 19 -22- Как случилось, что Варюша потеряла столь дорогой подарок?
Чему она больше всего огорчилась, когда потеряла колечко?
Оцените ответ команды.
3 задание. Зачитать.
Слайд № 23-26Как же Варюше все – таки удалось найти стальное колечко? Зачитайте этот эпизод. (стр. 156 со слов Варюша нашла в лесу...) На какой палец надела Варюша кольцо, когда нашла его?
Оцените ответ команды.
4 задание. Рассказать. Зачитать.
Слайд № 27-28Почему же Варюша не захотела покинуть свой край с помощью “волшебного колечка”? Зачитайте слова деда Кузьмы о земле. (стр. 159)
Оцените ответ команды.
Это заключение, как в рассказе или концовка, как в сказке? (как в сказке)
- Мы реализовали 2-ю часть цели урока.
Сегодня все команды держались достойно, давали правильные ответы и успешно справились со всеми заданиями.
4. Рефлексия.
- Подведём итог нашей работы.
- Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?
- Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)
Слайд № 29- Ребята, а всё-таки это произведение сказка или рассказ? (ответы детей)
- Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.
5. Строки слов.
Слайд № 30- Послушайте строки слов.
Жизнь прекрасна.
Не проживи ёе зря.
Постарайся оставить след на земле.
Учись видеть прекрасное в самом обыкновенном.
- Как вы понимаете смысл этих строк?
- Смогла ли Варюша увидеть прекрасное в самом обыкновенном?
- А вы?
- Значит мы потратили время не зря.
- Ребята, любите своих близких и родных, как это делала Варя. И помните всегда о своей малой родине.
Еще хочу подарить вам этот солнечный теплый цветок, а вы напишите на лепестках ваше отношение к уроку. (На лепестках ромашки ученики ставят значки +, - )
6. Домашнее задание.
К любому эпизоду сказки нарисуйте иллюстрацию и озвучьте её.