Программные задачи:
- Вспомнить с детьми названия и содержание произведений Корнея Ивановича Чуковского, с которыми они знакомились;
- Активизировать речь детей, воспитывать интонационную выразительность речи;
- Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям;
- Развивать творческое воображение, сочувствовать в предлагаемых воспитателем “сказочных” ситуациях;
Материалы:
Зал оформлен: сказочная дверь, накрытый стол с самоваром, разбросанная посуда, метла, утюг, кастрюля, картинки в конвертах, доктор Айболит, мойдодыр, полотенце,мыло, чудо дерево. Лист бумаги для коллективной аппликации с нарисованным на нем деревом, вырезанные картинки для наклеивания, оборудование для аппликации.
Предварительная работа
I Чтение сказок:
- “Муха-Цокотуха”;
- “Доктор Айболит”;
- “Федорино горе”;
- “Чудо дерево”;
- “Телефон”;
- “Мойдодыр”;
- “Путаница”;
- “Тараканище”;
II Заучивание отрывков из сказок Корнея Чуковского.
III Инсценировка сказки “Доктор Айболит”.
IV Подготовка атрибутов: макеты главных героев сказок, портрет К.И.Чуковского, сказочная дверь, чудо дерево, рисунки детей, клубок.
V Подготовка костюмов, заданий.
Ход занятия
Воспитатель: Дорогие ребята, вы хотите отправиться в путешествие в сказочную страну одного писателя, который очень любил детей и сказки. Он еще любил животных и больших и маленьких, добрых и не очень, поэтому сказки он писал для маленьких детей. И сказки эти о животных (зачитываются отрывки из стихотворений о животных). У всех этих сказок хороший конец. Вы наверно догадались, о каком сказочнике я веду разговор?
Дети: Да! Это Корней Чуковский.
Воспитатель: Но, чтобы попасть в эту сказочную страну, нам нужно войти в волшебную дверь. Чтобы не заблудиться мы с собой возьмем клубок. Он нам укажет дорогу, куда он покатится, туда и пойдем.
Ну тогда пора тихонько
нам места свои занять,
В мир волшебных приключений
Путешествие начать...
(чики-брики, карамба-барамба)
Закрываем глаза и говорим волшебные слова...
Воспитатель и дети вошли в волшебную дверь и покатили клубок.
Воспитатель: Дети, посмотрите, куда привел нас клубок. Стол накрыт, самовар стоит, угощения разные. В какой сказке героиня созывала гостей к себе на чаепитие?
Дети: “Муха-Цокотуха”.
Воспитатель: Правильно ребята, я знаю, что вам очень нравится эта сказка и вы учили стихи из этой сказки. Давайте послушаем наших ребят.
I ребенок:
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар
“Приходите, тараканы
Я вас чаем угощу!”
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки - по три чашки
С молоком и крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
II ребенок:
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки золотые.
Приходила к мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла...
“Бабочка-красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?”
III ребенок:
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок –
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
“Дорогие гости, помогите!
Паука – злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас
Не покиньте меня
В мой последний час!”
Но жуки – червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать –
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай – погибай
Именинница.
Воспитатель: Спасибо, ребята. Пошли за клубком посмотрим, куда он нас приведет?
Ой, что такое, что случилось?
Какая грязная посуда и она куда-то направляется.
Я сейчас вам прочитаю отрывок из сказки, а вы мне скажите, какая это сказка?
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
“Я бегу, бегу, бегу
Удержаться не могу!”
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит...
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца –
Дзинь – ля –ля! Дзинь –ля –ля!
Вдоль по улице несутся –
Дзинь – ля –ля! Дзинь –ля –ля!
На стаканы –дзынь! – натыкаются,
И стаканы – дзынь! – разбиваются.
Дети: “Федорино горе”.
Воспитатель:
Молодцы, ребята.
Чему учит нас эта сказка?
Дети: Быть аккуратными, чистоплотными, беречь посуду, мыть ее, прибираться дома.
Воспитатель: Давайте продолжим наш путь дальше.
А дальше нас ждет игра “Доскажи словечко”.
Я буду читать начало строчки, а вы продолжайте.
Добрый доктор...(Айболит)!
Он под деревом...(сидит)
Приходи к нему лечиться
И корова, и ...(волчица).
И жучок, и...(червячок),
И медведица
Всех излечит, исцелит
Добрый...(доктор Айболит)!
Воспитатель: Вам понравилось играть? Из какой сказки эти строчки?
Дети: Да! Из сказки “Доктор Айболит”.
Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята. Вы меня звали? Вас полечить?
Воспитатель: А сейчас предлагаю встать в круг и показать доктору Айболиту, что мы здоровы, лечить нас не надо.
Дети:
Нас не надо вам лечить,
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики,
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем,
А потом к траве присядем,
Как орлы летим, парим,
Во все стороны глядим,
Где же Африка – страна?
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Скок - поскок, скок – поскок,
Не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными стали.
Воспитатель: Вот какие мы сильные и здоровые. Садитесь, ребятки.
Корней Иванович очень много времени проводил с детьми, играл с ними, читал им сказки и загадывал загадки, которые сам же и сочинял. Сейчас я загадаю вам загадки, которые сочинил Корней Иванович Чуковский, а отгадки на них прячутся в конвертах. В каждом конверте две картинки – отгадки. Откройте конверты и посмотрите. Картинки были большие и в конверт не помещались, поэтому пришлось их разрезать, а они нам нужны целые. Соберите, пожалуйста их на столе.
Когда картинки будут собраны, воспитатель читает загадки, дети отгадывают.
Паровоз без колес!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!
Отгадка: (пароход)
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю!
Отгадка: (губы и зубы)
Была телега у меня
Да только не было коня,
И вдруг она жаржала,
Заржала – побежала.
Глядите, побежала телега без коня!
Отгадка: (грузовик)
Два коня у меня,
Два коня
По воде они возят меня.
А вода тверда
Словно каменная!
Отгадка: (коньки)
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня.
Отгадка: (крапива)
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Пошли, ребята, за нашим клубком дальше.
Останавливаются у умывальника.
Игра “Узнайте сказку по отрывку”
(Ребенок читает отрывок из сказки)
“Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку, Свечка – в печку!
Я за книжку, Та бежать
И вприпрыжку под кровать!”
Дети: “Мойдодыр”
Воспитатель: - Про кого эта сказка? (ответы детей)
- Корней Иванович Чуковский очень не любил детей, которые не моют руки, не умываются. Про таких грязнуль он и написал сказку, которая называется “Мойдодыр”.
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. На память о нем я хочу предложить вам выполнить аппликацию “Чудо-дерево”. Каждый из вас наклеит на ветку этого Чудо-дерева один предмет. Да-да, ни листочек, ни цветочек. Ведь Чудо-дерево придумал большой шутник – Корней Иванович Чуковский. Пока вы будете акуратно наклеивать картинки, я прочту вам сказку “Чудо-дерево”.
Коллективная аппликация “Чудо-дерево”
Воспитатель:
Вот и путешествию конец.
Кто участвовал, тот молодец!
(Дети проходят в группу на чаепитие).