Пояснительная записка
Иностранному языку принадлежит важное место в системе образования и воспитания современного школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира. Предмет “Английский язык” формирует коммуникативную культуру учащегося, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию его чувств и эмоций. Так, интегративной целью обучения английскому языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности – аудировании, говорении, чтении и письме [2]. Одним из важнейших компонентов данных речевых умений является формирование у учащихся грамматических навыков.
Работа кружка “Занимательная грамматика” направлена на системное изучение грамматического материала в курсе иностранного языка, которое позволяет решить проблему с недостаточным количеством часов для отработки грамматических навыков обучающихся на уроке, а также с трудностями в усвоении грамматической стороны речи. Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что нужно сказать в определённый момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения. Изучение грамматики в системе, через освоение грамматических категорий:
- позволяет устанавливать системные связи в языке и делать речь грамматически правильной и чистой без сверхъестественных усилий;
- является очень интересным и увлекательным занятием, которое вводит людей в мир новых понятий;
- позволяет лучше понимать культурные особенности людей, говорящих на этом языке, их менталитет;
- помогает осознавать особенности системы родного языка;
- способствует развитию логики и памяти, дисциплинирует мышление;
- облегчает процесс взаимодействия в устной и письменной речи;
- в отличие от лексики, представляет собой вполне обозримый материал, включающий конечное число грамматических явлений.
Кружок “Занимательная грамматика”, разработанный для учащихся 2-4 классов, занимает важное место в решении указанных выше практических задач, позволяет научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся в целом, дать начальные сведения по английскому языку, обеспечить разностороннее развитие младших школьников. Вместе с тем широкое привлечение элементов занимательности способствует формированию подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности учащихся. В процессе изучения грамматики дети получают возможность видеть “волшебство” уже знакомых им слов; понимать, что обычные слова достойны изучения и внимания. Занятия кружка пробуждают у школьников стремление расширять свои знания по английскому языку, совершенствовать свою речь. Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению учащимися прочных знаний и навыков, полученных на уроках английского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Программа кружка “Занимательная грамматика” разработана в соответствии с темами, которые изучаются по программе Биболетовой М.З., Трубанёвой Н.Н. “Английский с удовольствием” (для 2-11 классов общеобразовательных учреждений) [1] с целью углубить знания учащихся по грамматике английского языка, а также способствовать расширению и актуализации пройденного лексического материала и развитию коммуникативных навыков.
Программа кружка ориентирована на первый-третий годы освоения предлагаемого материала учащимися 2-4-ых классов. Продолжительность учебных занятий: 2 класс – 15 учебных недель; 3 класс – 34 учебные недели; 4 класс – 34 учебные недели. Количество занятий в неделю – 1. Продолжительность занятия – 45 минут.
Цели кружка “Занимательная грамматика” для начальной школы на личностном, метапредметном и предметном уровнях в соответствии с ФГОС нового поколения
Цели занятий в кружке “Занимательная грамматика” следует формулировать исходя из ожидаемых результатов обучающихся, освоивших его основную программу на трёх уровнях – личностном, метапредметном и предметном. Так, вклад курса в достижение личностных результатов в процессе обучения в начальной школе выражается в следующем:
- в формировании представлений об английском языке как средстве установления взаимопонимания с представителями других народов, в познании нового, как средстве адаптации в иноязычном окружении;
- в формировании уважительного отношения к иному мнению, к культуре других народов;
- в развитии самостоятельности, целеустремлённости, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других людей, соблюдении норм речевого и неречевого этикета;
- в формировании устойчивой мотивации к овладению иностранным языком;
- в развитии навыков сотрудничества с учителем, другими взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности;
- в формировании установки на безопасный, здоровый образ жизни, что достигается через отбор содержания обучения английскому языку и задания, направленные на овладение этим содержанием.
Обучение английскому языку в кружке “Занимательная грамматика” способствует достижению следующих метапредметных умений:
- принимать задачи учебной и коммуникативной деятельности, в том числе творческого характера, осуществлять поиск средств решения задачи;
- планировать, выполнять и оценивать свои учебные \ коммуникативные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, что свидетельствует об освоении начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- понимать причины неуспеха учебной деятельности и действовать с опорой на изученное правило \ алгоритм с целью достижения успеха;
- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов в процессе грамматического моделирования;
- использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использовать различные способы поиска информации (в словаре и других справочных материалах) в соответствии с решаемой коммуникативной \ познавательной задачей;
- анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, группировать по отдельным признакам языковую информацию;
- владеть базовыми грамматическими понятиями, отражающими существенные связи и отношения (время, число, лицо, принадлежность и др.);
- опираться на языковую догадку в процессе работы с текстами, содержащими отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации в устной и письменной форме;
- слушать и слышать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- договариваться о распределении ролей в процессе совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- работать в материальной и информационной среде: комплексно использовать разные средства обучения.
Вклад курса в достижение предметных результатов в процессе обучения в начальной школе выражается в следующем:
- распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений;
- распознавать и употреблять в речи следующие грамматические явления: существительные с определённым \ неопределённым \ нулевым артиклем; глаголы в настоящем, прошедшем и будущем простом времени; модальные глаголы can, may и must; личные, притяжательные и указательные местоимения; прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени, образованные по правилу и некоторым исключениям; количественные (до100) и порядковые (до 20) числительные; наиболее употребительные предлоги для выражения временных и пространственных отношений.
- узнавать сложносочинённые предложения с союзами and и but;
- использовать в речи безличные предложения, предложения с конструкцией there is \ there are;
- оперировать в речи неопределёнными местоимениями some, any, no;
- образовывать по правилу прилагательные в сравнительной и превосходной степени и употреблять их в речи;
- распознавать в тексте и дифференцировать слова по определённым признакам (существительные, прилагательные, модальные \ смысловые глаголы).
При осуществлении учебного процесса учителем будут использованы следующие образовательные технологии, позволяющие интенсифицировать учебный процесс и сделать его более увлекательным и эффективным:
- обучение в сотрудничестве;
- речевые и познавательные игры;
- исследовательские приёмы обучения;
- лингвистические задачи;
- создание благоприятного психологического климата, располагающего к общению.
Предметное содержание устной и письменной речи в начальной школе соответствует образовательным и воспитательным целям, а также возрастным особенностям младших школьников и включает следующее:
2 класс
1. Артикли (неопределённый и определённый) в пределах наиболее распространённых случаев употребления (1 ч).
2. Существительные в единственном и множественном числе. Существительные в Possessive Case (2 ч).
3. Глагол – связка to be в Present Simple (am, is, are). Модальный глагол can. Глаголы действительного залога в Present Simple (3 ч).
4. Местоимения (личные, притяжательные, вопросительные) (3 ч).
5. Качественные прилагательные в положительной степени (1 ч).
6. Количественные числительные (1-12) (1 ч).
7. Простые предлоги места и направления (at, in, on, up) (1 ч).
8. Основные коммуникативные типы простого предложения: утвердительное, отрицательное, вопросительное, побудительное (1 ч).
9. Предложения с простым глагольным, составным именным и составным глагольным сказуемым (1 ч).
10. Простые распространённые предложения с однородными членами (1 ч).
3 класс
1. Артикли (неопределённый и определённый) в пределах наиболее распространённых случаев употребления (2 ч).
2. Существительные в единственном и множественном числе (в том числе исключения). Существительные в Possessive Case. Существительные, обозначающие имена собственные (9 ч).
3. Глагол – связка to be в Present Simple (am, is, are). Модальные глаголы can, must, may. Глаголы действительного залога в Present Simple (6 ч).
4. Местоимения (личные, притяжательные, вопросительные, количественные many, much, a lot of) (5 ч).
5. Качественные прилагательные в положительной степени (1 ч).
6. Количественные и порядковые числительные (1-100) (4 ч).
7. Простые предлоги времени (at, in, on), места и направления (at, in, on, up, into, to, from, of, with). Сочинительные союзы and и but (3 ч).
8. Основные коммуникативные типы простого предложения: утвердительное, отрицательное, вопросительное, побудительное (1 ч).
9. Предложения с простым глагольным, составным именным и составным глагольным сказуемым (1 ч).
10. Простые распространённые предложения с однородными членами (1 ч).
11. Сложносочинённые предложения с сочинительными союзами and и but (1 ч).
4 класс
1. Артикли (неопределённый и определённый) в пределах наиболее распространённых случаев употребления (2 ч).
2. Существительные в единственном и множественном числе (в том числе исключения). Существительные в Possessive Case (2 ч).
3. Правильные и неправильные глаголы. Глагол – связка to be в Present Simple (am, is, are), Past Simple (was, were). Модальные глаголы can, must, may. Глаголы действительного залога в Present Simple, Past Simple, Future Simple (10 ч).
4. Местоимения (личные, притяжательные, вопросительные, указательные, количественные some, any, no) (5 ч).
5. Качественные прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях, в том числе и исключения (3 ч).
6. Количественные и порядковые числительные (1-100) (2 ч).
7. Простые предлоги места, времени и направления (at, in, on, up, into, to, in the middle of, next to, under, behind, between, above, in the left \ right, from, of, with, about, for). Сочинительные союзы and и but (2 ч).
8. Основные коммуникативные типы простого предложения: утвердительное, отрицательное, вопросительное, побудительное (1 ч).
9. Предложения с простым глагольным, составным именным и составным глагольным сказуемым (1 ч).
10. Простые распространённые предложения с однородными членами (1 ч).
11. Некоторые формы безличных предложений (2 ч).
12. Предложения с оборотами there is \ are в Present Simple и Past Simple (2 ч).
13. Сложносочинённые предложения с сочинительными союзами and и but (1 ч).
Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся в результате посещения кружка “Занимательная грамматика” для начальной школы (2-4 классы)
Младшие школьники должны употреблять и распознавать в речи:
- основные коммуникативные типы простого предложения: повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное (общий и специальный вопрос), побудительное – в утвердительной и отрицательной формах; порядок слов в предложении;
- предложения с простым глагольным сказуемым, составным именным сказуемым и составным глагольным (в том числе с модальными глаголами can, may, must) сказуемым;
- некоторые формы безличных предложений в настоящем времени;
- предложения с оборотами there is \ there are в Present Simple и Past Simple;
- простые распространённые предложения; предложения с однородными членами.
- сложносочинённые предложения с сочинительными союзами and и but;
- сложноподчинённые предложения с because;
- правильные и неправильные глаголы в Present, Future, Past Simple (Indefinite); неопределённую форму глагола to be; вспомогательный глагол to do; модальные глаголы can, may, must и would; глагольные конструкции I’d like to…;
- артикли (неопределённый, определённый, нулевой) в пределах наиболее распространённых случаев употребления;
- существительные в единственном и множественном числе, исчисляемые и неисчисляемые существительные; существительные в единственном и множественном числе (образованные по правилу и исключения) с неопределённым и нулевым артиклем; притяжательный падеж существительных;
- прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени, образованные по правилу и исключения;
- местоимения: личные (в именительном и объектном падежах), притяжательные, вопросительные, указательные, неопределённые (some, any, no для обозначения количества вещества, предметов); вопросительные слова;
- наречия времени (yesterday, tomorrow, never, often, sometimes), наречия степени (much, little, very);
- количественные числительные до 100; порядковые числительные до 20;
- предлоги места, времени и направления (in, on, at, into, to, from, of, in the middle of, next to, under, behind, between, above, in the left (right), after, before, about, for, with);
- сочинительные союзы and и but.
Учебно-методическое оснащение кружка “Занимательная грамматика” для начальной школы (2-4 классы)
1. М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева Программа курса английского языка к УМК “Enjoy English” для учащихся 2-11 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2009. – 48 с.
2. М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева Рабочая программа курса английского языка к УМК “Enjoy English” для 2-4 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2012. – 40 с.
3. *Е.А. Барашкова Грамматика английского языка. Сборник упражнений: 2 класс: к учебнику М.З. Биболетовой и др. – М.: Экзамен, 2013. – 93 с.
4. *Е.А. Барашкова Грамматика английского языка. Сборник упражнений в двух частях: 3 класс: к учебнику М.З. Биболетовой и др. – М.: Экзамен, 2013. – 93 с. и 93 с.
5. *Е.А. Барашкова Грамматика английского языка. Сборник упражнений в двух частях: 4 класс: к учебнику М.З. Биболетовой и др. – М.: Экзамен, 2013. – 77 с. и 141 с.
6. М.А. Гацкевич Грамматика английского языка для школьников: Сборник упражнений. Книга 1. – СПб.: КАРО, 2010. – 224 с.
7. М.А. Гацкевич Грамматика английского языка для школьников: Сборник упражнений. Книга 2. – СПб.: КАРО, 2011. – 272 с.
8. С.В. Фурсенко Грамматика в стихах: Весёлые грамматические рифмовки английского языка. – СПб.: КАРО, 2005. – 160 с.
9. Е.Г. Воронова Английский язык. 2-3 классы. Тесты. Дидактические материалы к учебнику М.З. Биболетовой и др. “Enjoy English” – М.: Айрис-пресс, 2009. – 160 с.
10. Е.Г. Воронова Английский язык. 4 класс. Тесты. Дидактические материалы к учебнику М.З. Биболетовой и др. “Enjoy English” – М.: Айрис-пресс, 2010. – 144 с.
11. Контрольно-измерительные материалы. Английский язык: 2 класс / Сост. Г.Г. Кулинич. – М.: ВАКО, 2010. – 64 с.
12. Контрольно-измерительные материалы. Английский язык: 3 класс / Сост. Г.Г. Кулинич. – М.: ВАКО, 2010. – 80 с.
13. Контрольно-измерительные материалы. Английский язык: 2 класс / Сост. Г.Г. Кулинич. – М.: ВАКО, 2011. – 80 с.
14. Virginia Evans Round-up Starter Grammar Practice. – Ch.: Pearson Education Ltd, 2007. – 110 p.
15. Virginia Evans Round-up Grammar Practice 1. – Sp.: Pearson Education Ltd, 2005. – 113 p.
16. Английский язык. 2-4 классы. Комплект тестовых карточек для начальной школы. Серия “Современные перфокарточки”. Игра развивающая и обучающая. Автор П.А. Степичев. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 120 шт. * - книги, принадлежащие к УМК обучающихся.
Приложение 1. Содержание занятий кружка “Занимательная грамматика” для начальной школы (2-4 классы).