Урок окружающего мира по теме "Город и село". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

УМК: “Школа России”

Тип урока: изученного нового материала

Цель: дать представление о жизни города и села;

Задачи урока:

1) учить отличать город от села (деревни);

2) сравнить городской и сельский дом;

3) воспитывать любовь к родному краю, к своей деревне

4) развитие коммуникативных навыков: учить рассказывать о своём городе и деревне;

Планируемые результаты (УУД):

  • Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
  • Познавательные: осуществлять поиск, сравнение и анализ информации о городе и деревне.
  • Коммуникативные: работать в паре: находить изображения города и деревни, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома.
  • Личностные результаты: проявляют самостоятельность и личную ответственность за свою работу
  • Предметные результаты:

Знания: узнают о характерных особенностях города и села.

Умения: научатся сравнивать объекты города Новоуральска деревни Починок; особенности городских и сельских домов,собирать информацию для проекта.

Навыки: находить изображения города и села; формулировать выводы

Оборудование: интерактивная доска; CD-диск (электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова) для 2 кл.; презентации: “город Новоуральск”, “деревня Починок”;

Учебные материалы для учителя:

  • Рабочая программа Гориной О.Н. по окружающему миру во2кл.; поурочные разработки по предмету “Окружающий мир” (Е.М.Тихомирова); А.В.Миронов “Как построить урок в соответствии с ФГОС” Изд-во: “Учитель” 2013г.
  • таблицы №1 и №2, эпиграф к уроку. Определения из словаря Ожегова “Город”, “Деревня”
  • фотографии достопримечательностей г.Новоуральска и деревни Починок;учебник для 2 класса “Окружающий мир” (А.А.Плешаков) – часть 1; рабочая тетрадь по окружающему миру – часть 1.

Учебные материалы для детей:

  • учебник для 2 класса “Окружающий мир” (А.А.Плешаков) – часть 1; рабочая тетрадь по окружающему миру – часть 1.

Время реализации урока: 40 мин

Оформление доски: (лицевая сторона)

Картинки городской квартиры и сельского дома
(учебник стр.10-11)
сентябрь.
Классная работа.

Таб.№1

Эпиграф: “рассыпанные” фотографии с изображением д.Починок и г.Новоуральска
  • Г.Новоуральск
  • Д.Починок

(обратная сторона доски)

Таблица №2 Вывод: Мне сегодня хорошо живется в:

деревне Починок:

городе Новоуральске:

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

(Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне.

У учащихся должна возникнуть эмоциональная направленность.)

Починок! Починок! Отчизна моя!
Просторы и горы, леса и поля.
В неё я влюбленный всем сердцем хожу
Я разом бы обнял деревню мою.

(Учитель зачитывает эпиграф . Просит детей проверить наличие всех необходимых материалов для урока и предлагает занять свои места).

2. Актуализация знаний

(Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Возникновение проблемной ситуации.)

У.: - Ребята, на прошлом уроке мы говорили о том, что в России проживает более 150 народов. Мы с вами приблизительно посчитали , что в нашей деревне проживают народы более 10 национальностей. Мы сделали вывод, что всё наше население в деревне живет в мире, взаимопонимании, т.к. мы все граждане одной страны.

- Назовите точно, правильно название нашей страны (Российская Федерация) , перечислите символы нашего государства и назовите по имени и отчеству нашего президента.

- Ребята, у нас такая огромная страна, а в каких населенных пунктах проживают наши соотечественники? Дети называют населенные пункты, где живут их родственники(города, поселки, аулы, деревни)

(Из 12 опрошенных учеников у 5 человек родня проживает в г.Новоуральске; у 8человек бабушки живут в деревне Починок).

- А как вы думаете чем отличается ли город от деревни? (по размерам).

- А вы знаете в каких домах живут городские и сельские жители?

- С какой целью на доске висит этот эпиграф? Значит о какой деревне будем говорить?

- Какие близлежащие города расположены недалеко от нашей деревни?

- А как называется наш городской округ?

- Значит мы сегодня будем говорить..... (о д.Починок, г.Новоуральске)

3. Постановка учебной задачи

(Цель: обсуждение затруднений, проговаривание целей урока в виде плана.

1. Сравнить особенности города и деревни (заполнить таб..№1)

2. Посмотреть обстановку городских и сельских домов, сравнить ( заполнить табл. №2)

3. Сделать вывод: самое лучшее место на Земле, это...

У.: прочитаете план по которому мы построим наш урок, не беспокойтесь, если вам что-то непонятно, я сейчас всё поясню.

1) - Сегодня в течение всего урока мы будем сравнивать, находить общие и отличительные признаки этих двух населенных пунктов (открываем таблицу №1)

2) Сравним городские квартиры и сельский дом (картинки из учебника);

3) Каждый из вас в конце урока сделает вывод : где лично вам (на сегодняшний день ) лучше, комфортнее живется и напишет свою фамилию и имя напротив таблички

деревня Починок Город Новоуральск

4. “Открытие” нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

У.: Сможем сразу выполнить все задания?(почему?)

Для того, чтобы приступить к выполнению 1 пункта плана я попросила заранее двоих ребят приготовить 2 презентации на тему:“город Новоуральск” - о нём нам расскажет Уфимцева Настя, т.к. у неё там живет бабушка. Настя почти все выходные проводит в Новоуральске :они много гуляют, изучают интересные места в городе.

Презентацию “деревня Починок” - подготовила Бусова Алёна .

- Ребята будьте внимательны, давайте просмотрим все вместе на таблицу, которую мы должны будем заполнить в течении 5 минут , после выступления девочек. Прочитайте все пункты и когда будете слушать сообщения девочек мысленно делайте себе “плюсики” в голове, отмечая есть это или нет в данных населенных пунктах.

<Смотри Приложение №1 –“Город Новоуральск”; Приложение №2 – “деревня Починок”>

Таблица № 1.

Населенный пункт г.Новоуральск д.Починок
Количество населения (приблизительно) подсказывает У. Более 100.000жителей Более 1500 жителей
Размеры большой маленькая
Школы, детские сады + +
Музей + +
Культурные учреждения + +
Магазины + +
Больницы + +
Спортивные сооружения + -
Администрация + -
Жилье Многоэтажные дома Трехэтажные,деревянные
Памятники + +
Крупные предприятия + ферма
Места отдыха для детей + +
Вывод: (перечисляют признаки)  

У.: какой пункт плана выполнили?

- Что будем делать дальше?

(На доске висят увеличенные изображения 2 домов: сельского и городского)

У.: Ребята, если кому-то плохо видно, можно воспользоваться учебником на стр. 10-11.

- Посмотрите на эти картинки в течении 2 минут; подумайте ,правдиво (без преувеличения) оцените свои квартиры и поднимите руки те ребята, которые считают, что они живут в квартирах городского типа (11 человек ) и сельском доме (1 ученик).

- У меня возник вопрос : мы все живем в деревне Починок, а вы утверждаете, что у вас (Кроме Ромы) городские квартиры, докажите мне правдивость вашего ответа.

- Предлагаю заполнить таблицу №2 и сделать вывод.

(Отвечают ученики, работая по цепочке, заполняя Таблицу №2 по одной строке; если дети с ним согласны, поднимают руку)

Таблица №2

  Городская квартира Сельский дом
Централизованное отопление (батареи) + -
Многоэтажный дом
(двух-, трехэтажный)
+ -
Наличие лифта - -
Балконы (лоджии) +(не у всех детей) -
Горячая, холодная вода, туалет, ванная + -
Наличие подвала, чердака - +
Современная мебель (бытовая, компьютерная техника) + частично
Вывод: По большинству пунктов наши квартиры можно назвать благоустроенными, городскими. Мы с мамой носим холодную воду из колонки, топим печку, у нас есть подвал(там овощи), моемся в общественной бане. Я живу в сельском доме.

5. Первичное закрепление

(Цель: проговаривание нового знания)

- Мы с вами говорим, сравниваем г.Новоуральск и д.Починок ,но у нас ещё не прозвучало их четкое определение. Я попросила 1 девочку и 1 мальчика найти в словаре Ожегова их определения и дома написать их на отдельных листках. Давайте их заслушаем. (Дети зачитывают определения и вставляют листочки во 2 строку таблицы

Город – крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр.

Деревня – крестьянское селение, то же, что и село.

- Кто из вас, работая с учебником увидел небольшое разногласие с темой нашего урока?

(в учебнике: “Город и село”, а у нас название урока “Город и деревня”)

- А в чем заключается разница между словами “село” и “деревня” (только размерами и численностью населения). А как мы называем близкие по смыслу слова? (синонимы).

Имеем ли мы право одно слово заменить другим? Т.к. мы проживаем в деревне.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

(Цель: каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет)

(Работа с интерактивной доской)

(работа в парах) один работает, другой проверяет результат, указывает на ошибки ,а потом сравнивают с эталоном (стр.10 -11 учебника “Окружающий мир”)

Прослушивают 1 задание: Какие из объектов , изображенных на фото, нельзя встретить в городе? Ребенок делает выбор и отмечает помощью “галочки”картинки, которые нельзя встретить в городе.

Прослушивают 2 задание: Отличие сельского дома от городского

1 ученик делает выбор и отмечает с помощью “галочки” картинки, которые относятся только к сельскому дому.

У.: не забудьте оценить работу одноклассника.

- Сегодня мы с вами еще раз повторили, а может кто-нибудь из вас впервые узнал интересные объекты ,которые находятся в городе Новоуральске и повторили самые важные объекты, достопримечательности нашей деревни.

Сейчас двое ребят пойдут к доске и распределят фотографии под соответствующими надписями: г.Новоуральск, д.Починок.

- Ребята, вы позволите в этом задании сыграть роль эксперта?

Город Новоуральск Деревня Починок

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Сегодня мы узнали много нового и интересного о маленьком и большом населенном пунктах и мы возвращаемся к последнему пункту нашего плана.

Когда вы запишите свою фамилию в ту или другую колонку, обязательно поясните своё мнение 1-2 предложениями.

(запись на доске):

Самое лучшее место на Земле, это...

Деревня Починок Город Новоуральск

(10 детей считают, что им комфортно жить в нашей деревне, т.к. у них здесь дом, родители, любимая школа, друзья;

2 детей хотели бы жить в г.Новоуральске, т.к. там у них есть друзья, с которыми они познакомились в загородных лагерях; там проживают их бабушки или родственники).

У.: Мне приятно, что большинство детей любят и знают свою деревню. Замечательно, что вам очень интересен г.Новоуральск и вы мечтаете там жить и работать, когда вырастите и получите лучшую профессию. Когда это произойдет, не забывайте, что ваша малая Родина – наша деревня, почаще приезжайте в гости к родителям и заходите к нам в школу

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

(Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса)

- Какую задачу ставили ?

1) Сравнивать, находить общие и отличительные признаки города и деревни;

2) сравнить городские квартиры и сельский дом);

3) сделать вывод : где лично вам (на сегодняшний день ) лучше, комфортнее живется?)

- Удалось ли решить поставленную задачу?

1) Мы сравнили город и деревню и заполнили таблицу №1;

2) 11 человек живут, можно сказать, в городских квартирах, к такому выводу мы пришли, заполняя таблицу №2).

3) 10 человек из класса доказали, что им комфортнее, роднее жить в д.Починок. т.к. это их малая Родина.

- Какие способы мы для этого использовали? (сравнение, анализ, синтез)

- Какие результаты получили? (заполнили таблицы)

- Где можно применить новые знания?

Поехать в г.Новоуральск и показать своим родственникам достопримечательности;

С любовью и уважением относится к своим красивым и родным местам (детская площадка, памятники); не ломать деревья в парке, не рисовать на стенах нашего клуба, больницы, школы.

Содержать в чистоте и порядке свою квартиру.

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

Работа с интерактивной доской; красивая и интересная презентации; быстро заполнили таблицы.

- Над чем еще надо поработать?

Можно каждому ученику сделать презентацию о достопримечательностях деревни или о своей квартире.

- А как быть тем ребятам, у кого нет компьютера и они сами еще не смогут создать презентацию?

Можно нарисовать рисунок своей квартиры.

У.: Сегодня отлично все поработали, за урок получают “5”: девочки с презентациями, 2 человека, которые работали с интерактивной доской. Всем спасибо!

9. Домашнее задание

(Цель: закрепить полученные знания, выполнять тренировочные упражнения по созданию презентаций).

- Создать свою презентацию “Родная деревня” и на следующем уроке представить её в виде проекта, у кого не получится или не сможет - выполнить задание из Рабочей тетради на стр.9-10 № (записать основные сведения о деревне), №2 (нарисовать дом, в котором ты живешь), №3 (узнать и записать историю создания своего дома)