Сохранение здоровья детей на уроках математики

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


В последние годы рост числа хронических заболеваний у детей школьного возраста представляет собой серьезную проблему для всей системы образования. Нагрузка на зрение приводит к различным его нарушениям, в основном, к близорукости. Малоподвижный образ жизни детей и подростков - к общему ослаблению организма и нарушениям осанки. Поэтому я, как и многие учителя, стараюсь внести свой вклад, пусть и небольшой, в сохранение здоровья моих учеников, реализуя принципы сохранения здоровья детей.

1. Профилактика нарушений зрения. Достаточно часто на своих уроках я выделяю время, чтобы сделать с учащимися “гимнастику для глаз” - специальный комплекс упражнений, снимающий нагрузку с глазных мышц. Я внимательно слежу за учащимися, когда они работают с книгой или тетрадью, чтобы расстояние от глаз до листа бумаги было не менее 20 см. Проводя уроки с использованием компьютерных технологий, я также слежу за расстоянием от глаз до монитора и соблюдением возрастных норм по времени пребывания ребенка за компьютером. Стараюсь планировать уроки и домашние задания с учетом нагрузки на зрение. На уроках чередую письменные и устные формы работы. В кабинете слежу за достаточностью освещения. При поломке ламп принимаю меры для организации их незамедлительного ремонта. Слежу за расстоянием от доски до первого блока парт. При распределении учебных мест, учитываю имеющиеся у детей нарушения зрения.

2. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. По возможности я провожу урок так, чтобы дать ребенку возможность двигаться хотя бы в течение 1-2 минут. Я провожу динамические паузы в соответствии с возрастом учащихся. Использую виды работ, позволяющие ребенку встать со своего места и походить по классу, подойти к доске, вписать свое имя в список людей, решивших ту или иную задачу, или подойти к однокласснику, чтобы проверить его знания во время “урока общения”, слежу за осанкой учащихся, за правильной их посадкой за столом. При необходимости разъясняю важность правильной осанки для предупреждения искривлений позвоночника и других нарушений костно-мышечной системы. На родительских собраниях также обращаю внимание родителей на вред детской привычки сидеть за столом неправильно и прошу их контролировать детей дома.

3. Предупреждение утомляемости детей на уроке. Предупреждение утомляемости детей на уроке осуществляется посредством динамических пауз, чередования различных видов деятельности (чем младше дети, тем чаще я меняю вид деятельности на протяжении урока), организации интересных форм работы, дидактических игр. Также учитываю динамику работоспособности учащихся в течение учебного дня. На последних по расписанию уроках я не провожу контрольных работ и уроков изложения нового материала, требующих от учеников большого умственного напряжения и высокой концентрации внимания. Если я замечаю, что ученики устали на уроке, я стараюсь дать им эмоциональную “разрядку”, например, рассказав один из известных мне забавных случаев из жизни великих математиков или поиграв с детьми в математическую игру, не требующую больших умственных усилий.

4. Профилактика учебных перегрузок. Одной из важнейших составляющих профилактики учебных перегрузок, на мой взгляд, является рациональное дозирование домашних заданий. Я стараюсь всегда, прежде чем задать домашнее задание, рассчитать время на его выполнение. Письменное задание классу задаю не более чем на 20 минут в расчете на среднего ученика, потому что слабый ученик будет делать то же самое задание в течение часа. К сожалению, при наполняемости класса в 25 человек и более, у учителя далеко не всегда есть возможность задать детям индивидуальные домашние задания. Но когда мне это удается, я даю индивидуальные задания с учетом подготовленности ученика, его способностей, состояния здоровья и внешкольной занятости. Если я задаю на дом выполнение творческой или исследовательской работы (требующей серьезных временных затрат), я освобождаю учащихся от текущих домашних заданий. Задания, как в классе, так и на дом, я даю только посильные и доступные моим ученикам. Если попадается “слабый” класс, и я стою перед выбором: заставить ребенка делать то, что он делать не в состоянии, или на данном этапе проигнорировать требования образовательного стандарта, то я выбираю первое. Выполнение стандартов можно достичь чуть позже, а вернуть ребенку те силы, которые он напрасно потратил, пытаясь выполнить недоступное ему задание, уже нельзя будет никогда. Когда позволяет учебный материал, я провожу уроки в форме экскурсий на свежем воздухе. Для детей такая смена учебной обстановки крайне полезна. Она снимает утомление, нервное напряжение, помогает отдохнуть после длительного сидения за школьной партой. Так, например, я всегда провожу в виде экскурсий уроки по темам “Прямая и обратная пропорциональные зависимости вокруг нас” и “Симметрия в природе и жизни человека”.

5. Создание условий психологического комфорта на уроках. Известно, что многие заболевания детей и подростков имеют психосоматическую природу. Так, например, ребенок, который боится идти на контрольную работу и очень нервничает перед ней, может в день этой контрольной заболеть - у него поднимется температура, начнется кашель, насморк или появятся другие симптомы. И этот ребенок не симулирует. Таким образом, проявляется выход нервного напряжения. Особенно важно психическое равновесие и спокойствие для детей подросткового возраста. Гормональный фон ребенка в этот период таков, что подростки из-за малейшей неудачи или пустякового недоразумения могут очень сильно нервничать и переживать, настолько сильно, что порой это приводит к подростковому суициду. Поэтому на своих уроках я всячески стараюсь установить с учащимися доброжелательные отношения в стиле сотрудничества, а не в стиле управления. Пытаюсь сделать их своими соратниками в достижении нашей общей цели - хороших знаний по математике. Потому что это нужно и им, и мне. При учебных проблемах и неудачах того или иного ученика я никогда не афиширую эти проблемы перед классом, не зачитываю детям результаты проверочных работ. Это отнимает не только время, но и создает ситуацию дискомфорта для учеников, получивших плохие отметки. Я просто раздаю эти работы детям, и каждый видит свою оценку. Я не сравниваю учащихся друг с другом, потому что каждый ребенок - это личность и индивидуальность. Ему незачем стараться быть похожим на кого-то. Я могу сравнить ребенка только с ним же самим: каким он был месяц назад и каким стал сейчас. Всегда стараюсь делать свои уроки интересными для ребят, добиваюсь того, чтобы дети шли на урок математики с радостными, а не с тревожными ожиданиями.