Аннотация к уроку
Представленное внеклассное мероприятие проводилось в 4 классе для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. На мероприятии учащимся потребуются знания из раздела правил дорожного движения. Они познакомятся с правилами правильного использования ремней безопасности, через взятую за основу русскую народную сказку «Гуси-лебеди». Основной проблемой, с которой сталкиваются учителя начальных классов – дети приезжают в школу на автомобилях со своими родителями, без детских удерживающих устройств.
На занятии продемонстрированы все виды автомобильных устройств – для перевозки детей. Соблюдение правил езды на велосипеде. Культурное поведение, как пешеходов, так и пассажиров. Наглядной формой контроля устные ответы учащихся на вопрос учителя и практические занятия. В течение всего урока используются объяснительно-иллюстративные формы обучения, условия которых направлены на то, чтобы ученики научились соблюдать правилам безопасности езды в пассажирском транспорте и велосипеде.
Внеклассное мероприятие состоит из следующих основных этапов: организационная часть, повторение, изложение теоретического материала, первичный контроль, практическая работа, рефлексия, оздоровительная пауза, изучение нового материала, инструктаж, подведение итогов мероприятия, определение.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, фронтальная.
Тема внеклассного мероприятия «Ремни безопасности»
Цель занятия:сохранение жизни и здоровья детей, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма
Задачи:
- Знакомство детей с положениями правил дорожного движения и обучение безопасному поведению в транспорте.
- Развитие познавательной активности, творческого мышления, а также коммуникативных умений и навыков, совместная деятельность в группе, сотрудничество, общение.
- Используя разнообразие деятельности детей достижение положительного эмоционального настроя, создание ситуации успеха для каждого.
- Развитие грамматически-правильной речи детей; логического мышления и зрительного восприятия.
Педагогические технологии, применяемые на занятии:
- Технология игрового обучения.
- ИКТ, информационно-коммуникационные технологии (методы подачи информации с помощью разнообразных мультимедийных программ).
- Здоровьесберегающая технология.
- Технология сотрудничества.
Оборудование и материалы:
- Технические средства – компьютер, ноутбук (мультимедиа, экран)
- Таблица «Группы кресел»
- Шапки-шлемы; наколенники и налокотники
- Пристегивание ремня на детском автомобильном кресле
Оформление: мольберты с тематической литературой, плакат «Мечтают взрослые и дети о безопасности движения на всей планете!», цветные жилетки, парадная форма ЮИД;
Слайд 1 (Приложение 1)
Учитель: Здравствуйте, дети!
Сейчас вы учащиеся школы №24, я – учитель. А как
только мы выходим из здания школы и оказываемся
на улице – становимся участниками дорожного
движения. Кто участвует в дорожном движении?
Дети: Пассажиры, пешеходы, водители,
велосипедисты
Учитель: Какие правила должны соблюдать
они?
Дети: Правила дорожного движения.
Учитель: А что происходит если кто-то из
них нарушает правила дорожного движения?
Дети: Дорожно транспортные
происшествия
Учитель: На наших дорогах очень часто
происходят ДТП. Вот я хочу вам привести последнюю
сводку всех ДТП, которые произошли на территории
Татарстана.
С начала года на дорогах республики произошло 392
ДТП с участием детей, которых 18 детей погибли и 413
получили травмы.
Большинство детей, ставших участниками
дорожно-транспортных происшествий, – пассажиры.
Из 18 погибших детей 8 были пассажирами. Все
погибшие дети – пассажиры перевозились с
нарушением требований Правил дорожного
движения. Четыре ребенка, не достигшие 12 лет,
перевозились без детского удерживающего
устройства, один ребенок был пристегнут
спецадаптером «ФЭСТ». Три подростка от 12 до 15 лет
не были пристегнуты ремнями безопасности.
Как вы думаете: можно ли было избежать и не
попасть в ДТП?
Дети: Да
Учитель: А что для этого надо сделать?
Дети: Ответы детей
Слайд 2
Чтобы с нами не произошел такой случай – мы отправимся в путешествие, а в конце урока вы должны ответить какие меры предосторожности, будучи пассажиром существуют…
Отправляемся в путешествие
Слайд 3
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок
маленький.
Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу,
береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы
купим тебе платочек.?
Вышли родители во двор и сели в свой автомобиль
Слайд 4
Учитель: Ребята, какую ошибку
допустили родители?
Дети: Не пристегнулись
Учитель: Почему нужно в автомобиле
пристегиваться?
Дети: Если не пристегиваться, можно
стукнуться сильно головой об лобовое стекло и
даже вылететь из окна
Слайд 5
Учитель: А как правильно
пристегнуться?
Дети: Ответы детей
Слайд 6
Учитель: Молодцы! Обязательно в автомобиле нужно пристегнуться.
Слайд 7
Учитель: А почему на этой картинке у
пассажирки закрыт рот?
Дети: Отвлекать водителя во время езды
нельзя. Учитель: Отец с матерью уехали, а
дочка позабыла, что ей приказывали: посадила
братца на травке под окошко, сама побежала на
улицу, заигралась, загулялась.
Слайд 8
Налетелигуси-лебеди, подхватили мальчика,
унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула,
кинулась туда-сюда — нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала,
что худо будет от отца с матерью, — братец не
откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела:
метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за
темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли
ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная
слава — что они пошаливали, маленьких детей
уносили.
Бросилась девочка догонять своего братца на
велосипеде, а дорога извилистая, крутая.
Слайд 9
Песня «Велосипед» (Приложение 2)
С какого возраста разрешается выезжать на
проезжую часть?
Дети: По правилам дорожного движениядо
14-летнего возраста нельзя ездить на велосипеде
по дорогам и улицам.Во дворе можно, но, не
выезжая на дорогу.На велосипеде с двигателем
можно ездить с 16-летнего возраста.
Учитель: О каких мерах
предосторожностях еще забыла девочка?
Дети: Наколенники, налокотники
Учитель: Ехала, ехала, увидела — стоит
печь.
Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и
пшеничные не едятся...
Слайд 10
Печка ей не сказала. Хотела девочка пнуть в печку мячик, но, увидев, что это ежик – пожалела. Ёжик подарил ей за это наколенники.
Слайд 11
Одела она их и поехала дальше — стоит яблоня.
Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели??
Поешь моего лесного яблочка — скажу.?
У моего батюшки и садовые не едятся...?
Яблоня ей не сказала.
Слайд 12
Погналась девочка быстрее зайца. Заяц пожалел ее, вдруг упадет, и подарил ей налокотники.
Слайд 13
Одела налокотники и поехала девочка дальше. Учитель:
У велосипедиста на голове должен быть шлем, на
руках налокотники, на ногах наколенники, а какие
еще правила должен соблюдать велосипедист? Дети:
Движение на велосипеде должно осуществляться по
велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по
обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не
создавая препятствия для безопасного движения
пешеходов. При отсутствии указанных элементов
дороги или невозможности движения по ним
допускается движение велосипедистов по проезжей
части дороги в один ряд не далее одного метра от
ее правого края.
– при движении по дороге в темное время суток и
(или) при ее недостаточной видимости на
велосипеде или мопеде должны быть включены:
спереди — фара (фонарь), излучающая белый свет,
сзади — фонарь, излучающий красный свет;
– вне перекрестков на нерегулируемом
пересечении велосипедной дорожки с дорогой
велосипедист обязан уступить дорогу
транспортным средствам, движущимся по этой
дороге;
– при пересечении проезжей части дороги по
пешеходному переходу велосипедист должен вести
велосипед рядом с собой и руководствоваться
требованиями, предусмотренными настоящими
Правилами для движения пешеходов.
Учитель: Течет молочная река в
кисельных берегах. Молочная река, кисельные
берега, куда гуси-лебеди полетели??— Поешь моего
простого киселька с молочком — скажу.?У моего
батюшки и сливочки не едятся...
Слайд 14
Долго она ездила по полям, по лесам. День
клонится к вечеру, делать нечего — надо ехать
домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей
ножке, об одном окошке, кругом себя
поворачивается.
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на
лавочке сидит братец, играет
серебряными яблочками.
Слайд 15
Баба-яга пошла баню топить. Девочка взяла
братца, посадила на заднее сиденье велосипеда и
поехала.
Учитель: Куда можно посадить пассажира
на велосипеде?
Дети: перевозить пассажиров, за
исключением перевозки детей в возрасте до семи
лет на дополнительном специально оборудованном
сиденье
Слайд 16
Учитель: Чувствует, что
гуси-лебеди догоняют.
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит
— летят гуси-лебеди.
Речка, матушка, спрячь меня!?—
Если сможешь ответить какие меры
предосторожности надо предпринимать при езде в
автобусе на дальние расстояния и в городском
транспорте.
Дети давайте поможем ей!
Дети: На дальние расстояния обязательно
надо пристегиваться ремнями безопасности, а в
городском транспорте заходить в заднюю дверь, а
выходить в переднюю дверь. Во время езды в
городском транспорте, если стоишь, обязательно
держаться за поручни.
Слайд 17
Физкультминутка. Звучит песня «Из автобуса» (Приложение 3)
Учитель: Река укрыла ее под кисельным бережком.
Слайд 18
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка с братцем опять поехала. А гуси-лебеди
воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что
делать? Беда! Стоит яблоня...
Яблоня, матушка, спрячь меня!?—
Если сможешь ответить какие меры
предосторожности надо предпринимать при
перелете на самолетах.
Дети давайте поможем ей!
Дети: При взлете и посадке пристегивать
ремни безопасности.
Слайд 19
Учитель: Яблоня ее заслонила ветвями,
прикрыла листами.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка опять поехала. Едет, едет, уж недалеко
осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали
— налетают, крыльями бьют, того гляди, братца
унесут.
Доехала девочка до печки:
Печка, матушка, спрячь меня!
Слайд 20
— Если сможешь ответить на все мои вопросы
Учитель: Как должны перевозиться дети
во время движения в автомобиле?
Дети: В детском удерживающем устройстве
Учитель: До какого возраста дети
перевозятся в детском удерживающем устройстве?
Дети: До 12 лет
Учитель: Разрешается ли детям ездить на
переднем сиденье в автомобиле?
Дети: Закон не запрещает сажать детей до
12 лет на переднее сиденье. Но в этом случае
ребенок может быть пристегнут только
удерживающим устройством и ничем иным, то есть
"любые другие средства" уже не подойдут
Учитель: Самое опасное место в
автомобиле – это переднее сиденье рядом с
водителем. В Республике на сегодняшний день
погибло 19 детей из них 7 пешеходов и 9 пассажиров
из них 6 детей перевозились с грубейшими
ошибками.
Слайд 21
А вы знаете, когда появилось первое детское удерживающее устройство? Первое детское автомобильное сиденье сконструировал шведский профессор Бертиль Альдман в 1963 г. Это кресло устанавливалось на переднем сиденье спинкой вперед. Такой способ размещения он позаимствовал у специалистов NASA, которые аналогичным способом размещали в космических аппаратах "Джемини" сиденья астронавтов. Они лежали спиной к направлению ускорения, что позволяло им гораздо лучше переносить огромные перегрузки при пуске ракеты. Какие бывают удерживающие устройства, чем они отличаются и как классифицируются? Дети: Ответы детей Учитель: Для каждой весовой и размерной группы детей выпускаются различные группы удерживающих устройств, учитывающие особенности каждой возрастной категории. Все детские удерживающие устройства разделяются на пять групп, в зависимости от веса ребенка.
Группа кресел | Вес ребенка | Возраст ребенка (примерно) |
Рекомендуемая |
0 | 0-10 кг | 0-1 год | продолжительные |
0+ | 0-13 кг | 0-1,5 года | короткие (до 1ч. 30мин.) |
1 | 9-18 кг | 1-4 года | продолжительные |
2 | 15-25 кг | 3-7 лет | продолжительные |
3 | 22-36 кг | 6-10 лет | продолжительные |
(группа 0)Малышей, которые еще не могут
самостоятельно сидеть, рекомендуется перевозить
только в автолюльках, где ребенок располагается
лежа. Автолюльки закрепляются на заднем сиденье
автомобиля при помощи специальных крепежных
ремней. Ребенок фиксируется в люльке широким и
мягким ремнем, а вокруг головы малыша
размещается дополнительная защита. (группа
0+)Эти удерживающие устройства – переноски
"бэби-коконы" устанавливаются лицом против
хода движения на переднем или заднем сидении –
при такой ориентации малыш легче переносит
фронтальный удар автомобиля. Кресла этой группы,
как правило, универсальны и могут использоваться
как переноска, качалка и просто как стульчик.
Некоторые из них можно устанавливать на шасси
колясок и использовать, как гамаки прогулочной
коляски.
Слайд 22
(группа 0+ и 1)Удерживающие устройства этой группы имеют схожую конструкцию, представляющую собой пластиковую "мыльницу" на силовом каркасе. Эти кресла, как правило, имеют несколько положений наклона (для бодрствования и сна). Устанавливаются, в режиме использования для группы "0+" лицом против хода движения, а в режиме группы "1" лицом по ходу и только на заднем сиденье.
Слайд 23
(группа 2 и 3)Для детей постарше выпускаются кресла, которые предусматривают по мере роста ребенка переход от использования внутренних ремней кресла к внешним, автомобильным. В дальнейшем с ростом ребенка спинку такого удерживающие устройства можно снять, оставив только сиденье. Устанавливаются только по ходу движения на заднем сиденье.
Слайд 24
Выпускаются также универсальные удерживающие устройства – кресла-трансформеры, подходящие для нескольких групп детей (1, 2, 3).
Слайд 25
Печка спрятала девочку с братцем. Гуси-лебеди
полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем
улетели к бабе-яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем
поехала домой.
А тут и отец с матерью вернулись.
Вывод (Заключение)
Учитель: Сегодня мы с вами побывали в
необычной сказке. Кто же сможет ответить на
вопросы: можно ли было избежать и не попасть в
ДТП? Как это сделать?
Если мы будем соблюдать все меры
предосторожности, то не получим травмы при ДТП.
Учитель: Будем надеяться, что с вами
такого не произойдет.
Слайд 26
Звучит песня «Правила дорожного движения – сотрудника ДПС» (Приложение 4)
Список использованных источников
- Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации. Введены в действие с 1.07.2006 г.
- «Безопасность дорожного движения». 1-4 кл. М. Просвещение, 2005.
- Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице». Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
- Добрая Дорога Детства. Методичка. Всероссийская газета. М.: Медиа-Пресса, 2012.
- «Дорога на зеленый свет». Набор плакатов.
- Дорожная азбука. Основы правил безопасности на дорогах для детей младших классов. М. Ежедневные новости. Подмосковье, 2013.
- «Дорожная азбука». Набор плакатов.
- Коган М.С. «Правила дорожные знать каждому положено!». Познавательные игры с дошколятами и школьниками. Новосибирск. Сиб. унив. изд-во, 2012
- Козловская Е.А., Козловский С.А. «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника». М.: Третий Рим, 2002.
- Рыбин А.Л., Маслов М.В. Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров. Водителей. 1-4 кл. М.: Просвещение, 2008.
- www.prodlenka.org.
- www.profobrazovanie.org