Цель: создание условий для осознанного восприятия таблицы умножения на 2 и её использовании при вычислениях.
Задачи:
- Составить таблицу умножения на 2 на основе таблицы сложения и использовать её для выполнения деления на 2; выполнять вычисления разными способами, выбирать рациональный способ.
- Развивать математическую речь, вычислительные навыки, мыслительные операции.
- Воспитывать взаимоуважение друг к другу, интерес к предмету, аккуратность.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: карточки, мультимедия.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
Ход урока
Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
Самоопределение в учебной деятельности | Урок математики надо начать, А что предстоит нам сегодня узнать? В дорогу за знаньями мы поспешим, Открытие новое мы совершим. - Тихо сели. Откройте тетради и запишите дату и вид работы. |
Настрой на урок. Приветствие детей. | Приветствие учителя. | |
Актуализация знаний | Мат. диктант (запишите выражения
и найдите их значения). 1- увеличьте 15 на 15 (30) 2- найдите разность 60 и 40. (20) 3-найдите сумму 35 и 35. (70) 4- уменьшите 63 на 60. (3) 5- на сколько 70 б. 20? (50) 6- 1 слаг.-32, 2 слаг.-32, найдите знач. суммы. (64) 7- уменьш. 58, вычит. 12. Найдите знач.разности. (46) |
Учитель предлагает математический диктант, с последующими наводящими вопросами для определения учебной задачи (темы). | Запись выражений с последующей
взаимопроверкой. 7-5, 6-4, 5-4 – 3, менее 3 - 2. |
Ученик на доске с проверкой. |
- Назовите выражение, которое можно
записать с помощью другого действия. - Какое это действие? Что такое умножение? Что обозначает первое число при умножении, второе число? - Над какой темой сегодня будем работать? - Более точную тему мы назовём позже. |
Определяют основные понятия. Формулировка темы урока. |
32+32 |
||
Постановка проблемы | - Откройте в учебнике второй форзац и в
таблице сложения найдите равенства с
одинаковыми слагаемыми. – Какое задание можно предложить?(заменить умножением). |
Предлагает выделить выражения с одинаковыми слагаемыми. | Составить столбик равенств с одинаковыми слагаемыми и заменить их умножением. | |
- Давайте выполним замену и посмотрим, что у нас получилось. | Фронтальная работа. | |||
- с.48 № 363 – сравните с записями в
учебнике. Итак, тема урока более точная какая? (Таблица умножения на 2) №366. |
Работа по учебнику №363 по вопросам – пункт 3. | Составленную таблицу умножения проговаривают. | ||
Прочитайте пункт 1 про себя. - Как по-другому можно прочитать “умножить на 2”? (дважды) Что обозначает слово “дважды”? (два раза) - Схема-что можно сказать по этой схеме? |
- Чтение таблицы умножения на 2 разными
способами.
Составление схемы. |
|||
-Все ли равенства подходят для этой
схемы? Какую ещё схему можно составить? -Назовите равенства, которые подходят к схемам. №364. Решение задачи. - О чем говорится в задаче? Что значит “вдвое больше”? - Назовите искомое задачи. Составьте задачу по схеме. |
- Анализ задачи, составление краткой записи. - Составление задачи по схеме. |
|||
Физ. минутка | ||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | №367. Прочитайте задание на листочках. В парах выполните задание. Почему числа не равны, ведь использованы одинаковые цифры. Вторая часть задания по вариантам (деление с помощью палочек). На доске. |
Предлагает работу в парах с последующей взаимопроверкой и самооцениванием. | Оценка с помощью линейки самооценивания | Работа в парах. Проверка на доске.Самооценивание на листах. |
№368. - Как нам найти значения частных, если мы не знаем таблицы деления? Что нам поможет? (таблица умножения на 2) Почему? (эти действия взаимно-обратные) |
Определяют взаимосвязь действий умножения и деления. | |||
№365. Не выполняя действий, определи способы, которыми можно найти значения данных выражений. |
На доске записывает первое выражение и предлагает без вычислений определить способы нахождения значения | Проговаривают правило вычитания числа
из суммы. Анализируют способы и находят рациональный способ. |
||
Рефлексия учебной деятельности | -Закончите предложение: Я узнал …. У меня получилось … Я не понял … Мне понравилось … На этом урок наш закончен. |
Выставление оценок учащимся. | Выделяют главные понятия, полученные на уроке. |