Открытый урок по русскому языку во 2-м классе "Путешествие в русскую народную сказку «Репка»"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Педагогические цели: Способствовать закреплению знаний о предлогах, их функциях и роли в речи; создать условия для закрепления знаний правописания предлогов с именами существительными, словарного слова шёл

Тип урока: Решение частной задачи

Планируемые результаты (предметные): Овладевают умениями опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения

Личностные результаты: Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

  • Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона.
  • Познавательные: общеучебные – извлекают информацию из знаково-символических средств; логические – анализируют, делают выводы.
  • Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Основное содержание темы, понятия и термины: Роль предлогов в речи. Наиболее употребляемые предлоги. Функции предлогов. Правописание предлогов с именами существительными.

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)

Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись.
Поздоровались с гостями.
Тихо сели за свой стол.

Начинаем наш урок русского языка.

II. Постановка темы и цели урока. (Слайд 1)

Тема нашего урока “Роль предлогов в речи. Правописание предлогов с именами существительными”.

Цель нашего урока: Вспомнить всё о предлогах, их функциях и роли в речи; применить на практике правила правописания предлогов с именами существительными, а также правописание словарного слова шёл.

III. Включение в деятельность.

Сегодня, ребята, у нас урок необычный. Скажите, вы любите сказки? Вот сегодня мы и совершим путешествие в сказку, а в какую, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Кругла, а не солнце, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь. 

(Репка) (Слайд 2)

И так, мы с вами совершим путешествие в русскую народную сказку “Репка”. Во время путешествия вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и внимание. А полетим мы в сказку на ковре самолёте. Но сначала вы должны получить билетики и выполнить задание.

- Чего не хватает в билетиках? (Нет предлогов. Нужно их вставить)

- Что ещё интересного вы в них заметили? (Это однокоренные слова, образованные от словарного слову шёл)

- Вставьте пропущенные предлоги и выделите корень. (Приложение 1)

Шёл __ лес. Вышел ___ школы. Перешёл ____ мост. Вышел ___ дерева. Прошёл ____ овраг. Зашёл ___ братом. Пришёл __ другу. Ушёл __ магазин. Прошёл ___ бревну. Отошёл __ стене.

И, так, отправляемся в путь.

IV. Закрепление знаний и способов действий.

- Посадил дед репку.

1. А, чтобы она быстрее выросла, мы должны вспомнить всё, что знаем о предлоге.

(Слайд 3).

- Что такое предлог? (Предлог – это слово. К предлогу нельзя задать вопрос. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово. Например, к поляне, к лесной поляне).

- Для чего служат предлоги? (Предлоги служат для связи слов в предложении, т.е . помогают другим словам в предложении связаться по смыслу.)

- Как пишутся предлоги со словами? (Перед глаголами предлогов не бывает, а с другими частями речи пишутся раздельно.)

Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. (Слайд 4).

А, чтобы бабка пришла на помощь, давайте подготовим руки к письму.

2. Пальчиковая гимнастика. (Слайд 5)

Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура.

А теперь нам нужно выполнить следующее задание. (Слайд 6).

3. Чистописание. Вырабатывают каллиграфический почерк.

- Откройте рабочую тетрадь на стр. 52 выполните задание № 112.

- Запишите все предлоги, которые вы здесь видите.

- А теперь сделайте самопроверку по шаблону. (Сайд 7)

На, по, до, за, из, в, с, у, о, к, об, над, около, без, для, под, про.

Пришла бабка. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка на помощь внучку. (Слайд 8)

- А чтобы внучка пришла вам нужно выполнить следующее задание в рабочей тетради № 113. (Слайд 9).

4. Составьте и запишите по два предложения.

Учитель предлагает по два предлога на каждый ряд. Всего четыре ряда. Дети выполняют задание. Закрепляют навыки составления предложений с использованием предлога.

- А теперь, сидящие рядом, обменялись тетрадями и сделали взаимопроверку.

Дети закрепляют умения видеть ошибки.

Пришла внучка. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут – потянут, вытянуть не могут. Кликнула внучка Жучку. (Слайд 10)

- А чтобы Жучка прибежала, мы с вами должны выполнить следующее задание.

5. Запишите слова в два столбика. (Слайд 11).

(З...)горой, (з...)бежать, (с)вернула, (с)крыши, (н...)конверте, (н...)резать, (н...)листе, (н...)рисовали

Дети закрепляют навыки правописания предлогов и приставок и умение их различать.

- А теперь выполните взаимопроверку по шаблону. (Слайд 12).

за горой забежать
с крыши свернула
на конверте нарезать
на листе нарисовали

Прибежала Жучка. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут – потянут, вытянуть не могут. Стала кликать Жучка Мурку. (Слайд 13).

- А пока Мурка бежит, мы с вами немного отдохнём и проведём физминутку. (Слайд 14)

Физкультминутка.

Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.

Прибежала Мурка. Мурка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут – потянут, вытянуть не могут. Кликнула Мурка Мышку.

(Слайд 15).

А пока мышка будет бежать, мы выполним очень интересное задание. (Приложение 2)

Дети работают с карточками, используя свои умения правильно подбирать к словам предлоги и умение разгадывать загадки.

Вставьте пропущенные предлоги. Отгадайте загадки. (Слайд 16 – 19).

- После каждого задания вы будете выполнять самопроверку по шаблону.

Прибежала Мышка. Мышка за Мурку, Мурка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут – потянут, вытянули репку. (Слайд 20).

На радостях устроили пир на весь мир. Стали гостей созывать, чтоб вкусной репкой угощать.

- А пока гости собираются, мы с вами выполним ещё одно задание. Один из мальчиков написал сочинение на тему “Лето в деревне” и попросил нас проверить, нет ли ошибок. (Приложение № 3)

Работать будете в парах, а затем каждая пара обменивается карточками и выполняет взаимопроверку. (Слайд 21 – 22).

Гости приходили, репку хвалили. “Ах, какая сладкая, ах, какая сочная репка уродилась. Вот и сказке конец, а кто слушал, да помогал, молодец! (Слайд 23).

Вот мы с вами и побывали в гостях у сказки “Репка”. А теперь нам нужно вернуться назад в класс. Но для этого вы должны выполнить задание.

Работать будете в группах. Вам необходимо в прямоугольники вписать предлоги.

Затем, группы обмениваются карточками и выполняют взаимопроверку по шаблону.

(Слайд 24 – 25).

Дети показывают умение работать в группе, умение слушать мнение других и умение отстаивать своё мнение.

- Вот и закончилось наше путешествие по русской народной сказке “Репка”. Что полезного для себя вы взяли из этой сказки? (Когда мы помогаем друг другу, нас не пугают никакие трудности).

- А теперь нам пора возвращаться в свой класс. Но для этого мы снова будем работать в группах. Чья группа быстро и правильно впишет предлоги в прямоугольники та и будет считаться победительницей. (Дети работают в группах) (Приложение № 4) (Слайды 26 – 27)

- Обменялись группы своими работами и выполнили взаимопроверку по шаблону.

После проверки подводятся итоги и выявляется самая грамотная команда.

- Вот мы и вернулись в свой класс. Теперь мы подведём итог нашего урока.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) (Слайд 28)

– Что нового узнали сегодня на уроке?

– Что получилось хорошо?

– Что вызвало затруднения?

– О чем хотели бы узнать подробнее?

VII. Домашнее задание.

Работа в рабочей тетради (№ 118) (Слайд 29)

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Дети слушают объяснение учителя, делают соответствующие записи.