Заглавная буква. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока: закрепить умение писать большую букву в именах собственных (ФИО людей, географические названия, клички животных), в начале предложения.

Задачи урока:

  • обобщить знания учащихся о правописании заглавной буквы и закрепить этот навык в ходе урока;
  • формировать у учащихся грамотную речь, умение анализировать, делать выводы;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • расширять кругозор учащихся и обогащать их словарный запас;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • формировать положительное отношение к здоровью, через использование здоровьесберегающих технологий (физминутки).

Оборудование: индивидуальные дифференцированные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Если очень постараться
Можно в сказке оказаться,
С персонажем повстречаться.
Если же не отвлекаться,
Все вниманье и старанье
Вы включите на урок,
Чтоб поставленной задачи
Каждый бы добиться мог.

Учитель: Желаю вам удачи и успехов на этом уроке. Вас ждет очень много интересного и увлекательного.

2. Постановка темы урока.

Учитель: Ребята на доске разлетелись шарики, если их правильно расположить, то вы узнаете тему нашего урока (ЗАГ-ЛАВ-НАЯ БУК-ВА).

Появляется сказочный герой, который задаёт задания.

3. Чистописание. Лексико-орфографическая подготовка.

Учитель: С чего обычно начинается наш урок русского языка?

Дети: Наш урок начинается с минуты чистописания.

Учитель: А для чего необходим этот этап урока?

Дети: Минута чистописания необходима для того, чтобы наше письмо было более аккуратным и правильным.

Учитель: Посмотрите внимательно на доску, там рассыпались буквы (Ш-А-Н-А-Т-А).

  • Составьте из них имя девочки (НАТАША).
  • Какой первый звук в этом слове? Назовите?
  • Дайте характеристику этому звуку.
  • Какой буквой обозначается этот звук?
  • Какой ещё звук может обозначать эта буква?
  • Дайте характеристику этому звуку.
  • Чем отличается звук от буквы?

Проверьте свою посадку (правила посадки).Откройте тетради и напишите заглавную и строчную букву “н” (карточка) в таком порядке: по образцу на доске.

4. Работа над темой урока.

1. Предложение.

Учитель: Посмотрите на доску. Прочитайте. (За окном светит яркое солнышко.)

  • Что такое предложение?
  • Из чего состоит предложение?
  • Как связаны слова в предложении?
  • Как оформляем предложение на письме?
  • Как пишутся слова в предложении?
  • Запишите это предложение в тетрадь с новой рабочей строки.
  • Начертите схему этого предложения.

Вывод: Начало предложения пишется с заглавной буквы. Правило № 1.

2. Имя, отчество, фамилия.

Учитель: Возьмите карточку.

КАРТОЧКА № 1

Зачеркни лишнюю букву.

Меня зовут (К, к) оля.

Моя фамилия (И, и) ванов.

Выбери и напиши в тетрадь имена мальчиков:

Витя, Иван, Оля, Вера, Олег, Ира.

Заполни таблицу:

ГОРОД  
УЛИЦА  
РЕКА  

Обведи правильный ответ:

С какой буквы пишется название городов:

  • с маленькой;
  • с большой.

Найди слово, которое пишется с большой буквы:

  • дом
  • максим
  • тетрадь

Соедини по образцу:

Выполняем задание № 1. (Зачеркните лишнюю букву.)

Сформулируйте правило. (Имена, отчества и фамилии людей пишутся с заглавной буквы.)

Правило № 2.

В тетрадях запишите имена (Задание № 2 в карточках). Девочки пишут женские имена, а мальчики - мужские. (Витя, Иван, Оля, Вера, Олег, Ира.) Проверка.

3. Географические названия.

Учитель: Выполняем задание № 3 в карточках.

  • В каком городе мы живем? (Москва)
  • На какой улице находится наша школа? (Приречная)
  • Какая река протекает в нашем районе? (Сетунь)
  • Подчеркните орфограмму, которую мы изучаем на уроке. Сформулируйте правило. (Географические названия пишутся с заглавной буквы.) Правило № 3.

4. Клички животных.

Игра “Доскажи словечко”.

Ова-ова-ова молоко дает... (корова).

(воробей).

(собака).

  • Какие эти слова? (Словарные. В этих словах есть опасные места. Их написание нужно запомнить.)
  • На какой вопрос отвечают? (Кто?)
  • Кого обозначают эти слова? (Животных.)
  • Это имена собственные или нарицательные? (Нарицательные.)
  • С какой буквы пишем слова? (С маленькой.)
  • Запишите их себе в тетрадь столбиком. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
  • Придумайте клички этим животным (корова - Зорька, воробей – Тишка, собака - Дружок).
  • С какой буквы будем писать клички животных?
  • Сформулируйте правило. (Клички животных пишутся с заглавной буквы.) Правило № 4.
  • Запишите клички напротив животных.

5. Физминутка.

Учитель: Я вам читаю слова. Если слово начинается с большой буквы вы встаете и тянетесь вверх, если с маленькой буквы – приседаете.

(Кошка, Москва, Маша, собака, Мурзик, Волга, бабушка, Барсик, Фролов, лисица)

6. Закрепление изученного материала.

1. Учитель: Посмотрите на доску. Прочитайте предложение (Наш (Ш,ш)арик поймал воздушный ( Ш,ш)арик.)

  • Вставьте нужные буквы.
  • Прочитайте предложение хором.
  • Читают только мальчики.
  • Читают только девочки.
  • Сколько слов в предложении.
  • Запишите его к себе в тетрадь.
  • Проверьте написание предложения.
  • Подчеркните орфограмму, которую мы изучали на уроке.
  • Начертите схему предложения.

2. Учитель:Сформулируйте правило, когда мы пишем заглавную букву. (Имена собственные пишутся с заглавной буквы: имена, фамилии, отчества людей; клички животных; географические названия; начало предложения).

3. Самостоятельная работа. Задание № 4 в карточке (обведите правильный ответ):

1) С какой буквы пишутся названия городов? (с маленькой или большой)

2) Найдите слово, которое пишется с большой буквы (дом, тетрадь, Максим).

3) Соедините по образцу (Полина, петух, Простоквашино, папа).

Проверка работ учителем. (Собрать карточки).

7. Рефлексия.

Учитель: Мы прошли с вами всю лесенку. Справились со всеми заданиями, которые приготовил сказочный герой.

  • Какие задания у вас вызвали затруднения?
  • Какие задания понравились больше всего?

Спасибо за урок. Благодарю за работу. Все молодцы.

8. Домашнее задание.

Учитель: Задание во второй карточке. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.

(И,и)ра кормит к..рову (М,м)илку.

Летом ребятег..стили у бабушки в деревне (К,к)остино.

(В,в)итя (В,в)оробьёв увидел гнездо (В,в)оробьёв.

9. Дополнительное задание.

Ребусы (Киров, Казань, Москва).