Цели:
Образовательные:
- обобщить: знания по разделу “Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова”;
- обобщить умения подбирать проверочные слова;
- обобщить умения определять в корне слова орфограмму;
Развивающие:
- развивать умение сравнивать и анализировать, обобщать учебный материал, формировать универсальные учебные действия, в частности навыки слушания, говорения, поиска информации в словарях;
- развивать умение работать в паре;
- развивать взаимоконтроль;
- развивать языковое чутье;
Воспитательные:
- воспитание культуры общения, культуры обращения с языком как духовным наследием и богатством народа, создающего язык.
Ход урока
I. Сообщение темы урока
- Прочитайте слова.
- Как вы их разделите на две группы?
(Слова с проверяемой орфограммой в корне слова и слова с непроверяемой орфограммой в корне слова) (прикрепляю таблицы)
Орфограмма | |
проверяемая | непроверяемая |
дорогой | февраль |
родной | праздник |
солнце | Россия |
посадка | Родина |
солдат | |
защитник |
- Сегодня мы обобщим раздел “Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова”.
II. Работа по теме урока
2.1 - Откройте тетради. Запишите число и “Классная работа”.
2.2 Диктант и взаимопроверка.
- Ребята, вы дома подготовили три слова для диктанта по теме “Родина”. Продиктуйте слова друг другу. Затем обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания слов.
2.3 Работа со словами на доске (устно)
- Посмотрите на доску:
а) - Вспомните, как проверяются безударные гласные в корне? (ударением)
- Назовите слово с безударной гласной и проверочное слово (родной – род, родненький; дорогой – дорого, дороже).
- А слова “Родина” и “родной” - однокоренные? Почему?
б) - А как проверяется орфограмма “Звонкие и глухие согласные в корне”? (ставится перед гласным или перед согласными л, н, р, м, й)
- Назовите слово с такой орфограммой и проверьте написание. (посадка – посадить)
в) - Какая орфограмма в слове “солнце”? (непроизносимые согласные)
- Назовите проверочное слово.
(Слова убираются)
г) - Как правильно написать слово с непроверяемой безударной гласной? (посмотреть в словарь или запомнить)
- Какое выражение уместно употребить в этом случае? (зарубить на носу) (таблицу вывешиваю)
- Какое слово ты уже запомнил? Произнеси орфографически. (февраль, праздник, Россия, Родина)
- Посмотрите в словаре, как пишутся слова “солдат”, “защитник”? (1, 2 ряд – “солдат”, 3 ряд – “защитник”)
- Попробуйте составить 2-3 предложения, употребив в них данные слова.
д) Плакат к празднику “23 февраля”.
- Прочитаем стихотворение, посвященное дню защитников Отечества.
День этот славный в феврале –
Отваги благородный символ!
Пусть будет мир на всей земле!
Защитникам за все – спасибо!
2.4 - Сочиним и запишем стихотворение грамотно.
- Чем стихотворение отличается от рассказа? (для стихотворения характерна рифма)
- Прочитайте слова первой строчки (второй, третьей, четвертой).
- О чем это стихотворение?
Чуть откосы пригрело солнце
И в лесу стало потеплей
Березка косы зеленые
с тонких ветвей...Развесила
- Найдите рифмующиеся слова. (откосы – косы, потеплей – ветвей)
- Каждая строчка начинается со слова с заглавной буквы.
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей...
- Запишите стихотворение. Вставьте пропущенные буквы.
Самостоятельная работа.
Проверка работ (выборочно).
2.5 Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с. 46.
Упражнение 7.
- Прочитай про себя текст. О чем этот текст? Просмотри слова с пропущенными орфограммами.
- В каких словах гласные в корне проверяются ударением? Назовите проверочные слова.
- Спишите текст. Подчеркни в словах орфограммы.
Проверка работ (выборочно).
III. Работа по карточкам (дополнительно).
- Откройте печатную тетрадь с дидактическими карточками-заданиями.
С.29 К-2. Тема “Непроверяемые орфограммы в корне слова”.
1) В какой группе слов безударные гласные корня проверяют по словарю или запоминают?
а) молва, сереет, ядовитый;
б) бетон, орех, язык;
в) пропели, зарубка, саночки.
2) В написании каких групп слов может помочь знание их исторического корня?
а) деревня, столица, коричневый;
б) магазин, иней, серебро;
в) рябина, рябиновый, рябинка.
IV. Итог урока. Оценки за урок.
Домашнее задание: с. 47, упр. 10. Записать слова, распределив их в две колонки.