Тип: | изучение нового материала. |
Цели: | Образовательные: ввести понятие
числового набора и средних значений - среднего
арифметического, медианы, моды числового набора;
научить находить средние и выбирать из них
наиболее подходящие для описания числового
набора. Развивающие: развивать логическое мышление, умение обобщать полученные знания. Воспитательные: развивать внимание, аккуратность в реализации алгоритмов вычисления средних значений. |
Ход урока
I. Оргмомент. Тема, цели, план урока.
II. Повторение.
Понятие среднего арифметического двух чисел, координаты середины отрезка на числовой прямой, представление о равноплечных рычажных весах.
III. Изучение нового материала.
1) Понятие о числовом наборе как наборе числовых данных, полученных в результате измерений или сбора информации. Примеры таблиц с результатами измерений или статистических данных. Упорядоченные числовые наборы.
2) Понятие о средних величинах как величинах, характеризующих числовой набор в целом (характеристики положения).
3) Среднее арифметическое нескольких чисел.
Интерпретация среднего арифметического как центра масс.
Закрепление.
Задача 1. Ученик получил в течение учебной четверти оценки 5, 2, 4, 5, 5, 4, 4, 5, 5, 5. Вычислите его средний балл.
Задача 2. В магазин привезли конфеты, расфасованные в различные пакеты. Оказалось, что привезли 20 пакетов по 200 г, 10 пакетов по 500 г и 5 пакетов по 1 кг. Каков средний вес пакета?
Задача 3. Наблюдения на станции метро в течение недели показали, что в среднем за день в метро входит 5 тыс. чел. Сколько человек вошло в метро за неделю?
При обсуждении решения задачи 3 подчеркнуть, что по значению среднего арифметического однозначно восстанавливается сумма чисел набора.
4) Медиана числового набора. Определение для наборов с четным и нечетным количеством чисел. Устойчивость медианы по отношению к выбросам. Пример, когда медиана лучше характеризует набор, чем среднее арифметическое (численность населения городов-миллионников в тыс. чел.).
Город | Год | ||
1979 | 1989 | 2002 | |
Волгоград | 926 | 999 | 1013 |
Екатеринбург | 1210 | 1296 | 1293 |
Казань | 989 | 1085 | 1105 |
Москва | 8057 | 8878 | 10358 |
Нижний Новгород | 1342 | 1400 | 1311 |
Новосибирск | 1309 | 1420 | 1426 |
Омск | 1016 | 1149 | 1134 |
Пермь | 989 | 1041 | 1000 |
Ростов-на-Дону | 925 | 1008 | 1070 |
Самара | 1192 | 1222 | 1158 |
Санкт-Петербург | 4569 | 4989 | 4669 |
Уфа | 977 | 1080 | 1042 |
Челябинск | 1030 | 1107 | 1078 |
Закрепление.
Задача 4. Отметьте числа и их медианы на числовой оси:
а) 8, 11, 3; б) 7, 4, 8, 1, 5; в) 10, 3, 9, 8, 4, 5, 7.
Задача 5. Вычислите медиану и среднее арифметическое чисел:
а) 1, 3, 5, 7, 9; б) 1, 3, 5, 7, 14; в) 1, 3, 5, 7, 9, 11; г) 1, 3, 5, 7, 9, 16.
Сравните медиану и среднее значение.
5) Мода числового набора. Примеры наборов: унимодальный, бимодальный, полимодальный, без моды. Примеры наборов нечисловой природы, для которых определено понятие моды (результаты выборов, покупаемые размеры одежды и т.п.).
Закрепление.
Задача 6. Найдите моду числового набора из задачи 1.
6) Свойства средних на примере среднего арифметического.
Задача 7. Вычислите среднее арифметическое наборов чисел:
а) 1, 2, 3, 4, 5; б) 3, 4, 5, 6, 7; в) 10, 11, 12, 13, 14.
Какую закономерность в поведении среднего значения можно заметить?
Задача 8. Вычислите среднее арифметическое наборов чисел:
а) 2, 4, 7, 8, 9; б) 20, 40, 70, 80, 90; в) 200, 400, 700, 800, 900.
Какую закономерность в поведении среднего значения можно заметить?
IV. Домашнее задание.
1) В таблице 14 [1, п.6] приведены четвертные оценки учащихся класса по математике, русскому и иностранному языкам. Составьте для каждого предмета таблицу подсчета числа учеников, имеющих оценки 5, 4, 3. С помощью этой таблицы найдите средний балл, медиану и моду оценок по предметам. Какая характеристика точнее отражает успеваемость класса?
2) Найдите медиану для числовых наборов из задач 7 и 8. Опишите закономерности поведения медианы в каждом из этих случаев.
3) Сформулируйте, как изменяется мода: а) при умножении каждого числа набора на одно и то же число, б) при изменении каждого числа набора на одно и то же число. Приведите примеры.
V. Итог урока.
- Что такое средние значения?
- Какие виды средних вы знаете?
- Какими преимуществами обладает каждый из изученных видов средних?
Литература.
1. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А., Высоцкий И.Р., Ященко И.В. Теория вероятностей и статистика. - М.: МЦНМО: ОАО "Московские учебники", 2008. - 256 с.