Пояснительная записка
Семья начала ХХI века озабочена прогрессирующей инфляцией, безработицей, недостаточным заработком, возрастает опасная тенденция самоустранения многих родителей от воспитания собственных детей. Две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, проблемы в общении с детьми, необходимость в специализированной профессиональной помощи, допускают серьёзные просчёты и ошибки в воспитании детей, т.к. не осознают всей силы влияния на детей уклада жизни семьи. Имеют место неумение управлять собой, скрытый родительский авторитаризм, ведущий к неуважению личности ребёнка, формирование комплекса родительской неполноценности по отношению к детям.
Особенно это проявляется в неполных семьях, особенно материнских. Детальное изучение 67 неполных семей показали, что в 37 семьях только мать, в 6 семьях – только отец и в 4 семьях – только бабушка являются кормилицами и воспитателями.
Анализ состава семей показывает, что 55 семей имеют одного ребёнка, 8 семей – двоих детей, 4 семьи – многодетные. 35% семей имеют серьёзные трудности в воспитании детей. Практически вся ответственность за воспитание детей лежит на матери.
Существует ряд причин, мешающих правильному воспитанию ребёнка в неполной семье:
- недостаток свободного времени у родителей, вследствие большой занятости на работе и подработках;
- проблемы общения родителей и детей отмечаются у 57% семей;
- незнание семейной педагогики – у 50%;
- наблюдается воспитательная неуверенность, фобия утраты ребёнка. У 48% детей отмечаются затруднения в учебно – познавательной сфере, тревожность.
Отношение матери к ребёнку формируется под воздействием страха потерять его, сказывается влияние микросоциума, изменение статуса семьи в социальной сфере – проживание на уровне бедности.
Чрезмерная занятость родителей создаёт проблему общения, 66% родителей лишь иногда делятся с детьми своими успехами и трудностями.
Низкий уровень образования, чрезмерная занятость отцов и матерей, недостаток свободного времени – вот основные причины упущения в воспитании детей. 77% родителей отметили свои слабые знания в вопросах воспитания детей, что свидетельствует о низком уровне их психолого – педагогической культуры.
В целом ряде случаев нельзя ждать, когда семья
добровольно и сознательно займётся преодолением
собственных трудностей, т.к. кризисы и
противоречия могут не осознаваться как опасные.
Таким образом, проведённый анализ проблемы
социально – педагогической защиты ребёнка и
семьи показал, когда семья не справляется сама со
своими функциями, ей необходима помощь.
Создание данной программы обусловлено увеличением неполных проблемных семей. По данным социального опроса, до 70% российского населения испытывают социальное напряжение и неуверенность в завтрашнем дне. Одни семьи в стремлении преодолеть проблемы сплачиваются, мобилизуют свои духовные ресурсы, расширяя вклад в социализацию ребёнка. В других – попытки преодолеть возникающие трудности приводят к разрушению воспитательного потенциала.
Составленная программа «Ты не одинока» предусматривает помощь в коррекционной методике семейного воспитания. Осознание родителями ответственности за своего ребёнка. Оказание помощи семье по установлению в ней нравственной атмосферы, взаимопонимание и сотрудничества, психолого – педагогическое просвещение родителей и развитие их педагогического сознания.
Программа рассмотрена на педагогическом совещании социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних «Надежда» и одобрена педагогическим коллективом центра.
Реализация программы рассчитана на 3 месяца.
Участники реализации программы:
- социальный педагог;
- педагог-психолог.
Цель программы:
- Оказание консультативной и компетентной помощи семье, активизация родителей в получении психолого – педагогических знаний.
- Предоставление родителям возможности своевременного распознавания проблемы своих детей, соответственно на них реагировать.
- Обеспечение допустимого и целесообразного вмешательства в процесс семейного воспитания. Устранения результатов неправильного воспитания и исправления ошибок.
Задачи программы:
- Своевременное выявление семей нуждающихся в коррекционной помощи. Составление банка данных, постоянного его пополнения и корректирования.
- Достижение располагающих и доверительных отношений всех членов семьи и их согласие к предлагаемой помощи и совместного решения существующих проблем.
- Оказание педагогической и психологической помощи членам семьи в разрешении трудной жизненной ситуации.
- Научить родителей своевременно распознавать проблему своих детей и решать её собственными резервами.
Формы работы:
- наблюдения
- анкетирование
- тестирование
- консультирование
- беседы.
- лекции
- тренинги поведения
- личностные тренинги
- ролевые игры
Ожидаемый результат
- Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей.
- Умение родителей своевременно распознавать проблемы своих детей и решать их собственными резервами.
- Устранения результатов неправильного воспитания и исправления ошибок.
- Создание хоть неполной, но счастливой семьи, в которой хорошо и родителям, и детям.
Методические рекомендации
Социальная педагогическая помощь семье используется там, где другие формы не дают эффективных результатов. Социальные работники (педагоги, психологи) идут в семью, чтобы иметь возможность наблюдать и по мере необходимости участвовать в её повседневной жизни. Свои наблюдения они обсуждают с членами семьи и совместно ищут решение существующих проблем. Эта работа возможна только с согласия всех членов семьи и требует длительного времени. Только в продолжительном общении могут возникнуть действительно доверительные отношения, что является предпосылкой для дальнейшей помощи.
Цель помощи – наладить определённые пути взаимодействия между человеком и его семьёй.
Проникновение в этот мир требует высокого педагогического такта, большой гибкости и деликатности, профессионализма. Нужно помнить о ранимости родительских чувств. Грубость, высокомерие в общении с родителями недопустимы. Главное – расположить к себе членов семьи. Это возможно лишь при глубоком знании слабых и сильных сторон клиента, доказать им свою заинтересованность в их проблеме.
Работа с семьёй разнопланова и содержит такие компоненты:
- всестороннее изучение семейного уклада;
- психолого-педагогическая подготовка родителей к воспитанию детей;
- оказание помощи в самообразовании родителей;
- коллективные и индивидуальные формы работы с родителями по воспитанию детей в семье;
- психолого-педагогическая поддержка семьи в социуме;
- создание условий в семье для саморазвития.
Необходимую информацию о семье можно получить с помощью анкетирования.
1) Анкеты дают необходимый материал о воспитательной функции семьи, её микроклимате, взаимопонимании между родителями и детьми, об организации досуга в семье. Перед началом анкетирования проводится тщательный инструктаж. Сообщают цели и задачи исследования. Вопросы анкеты сгруппированы в определённой логической последовательности. Большинство родителей относятся к этой работе серьёзно и отвечают на вопросы довольно обстоятельно.
2) Тестирование, как способ психологической диагностики помогает получить необходимые сведения о семье. Используются стандартные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тесты хороши тем, что их можно применить непосредственно во время встреч с родителями, процедура тестов и обработка результатов занимает немного времени.
3) Беседа успешно способствует изучению семьи. Получение информации при этом основано на вербальной коммуникации исследователя и респондента, на прямо взаимодействии, что определяет большие возможности этого метода. Личный контакт помогает глубже понять мотивы респондента, его позицию. Начать целенаправленный разговор специалисту помогает «Карточка семьи, на основании которой выясняется уклад жизни семьи и уровень её психолого – педагогической культуры, индивидуальные особенности, замеченные недостатки в семейном воспитании, и намечается план индивидуальной работы с семьёй на ближайшее время. Беседа проводится после того, как между родителем и специалистом установлены уважительные отношения. К каждой беседе нужно тщательно готовиться, намечать план предстоящего разговора, вести его сдержанно, тактично. Следить за тем, чтобы ответы респондентов были свободны от влияния личных отношений, установившихся между собеседниками, не зависели от способа постановки вопроса.
Следует учитывать, что одной беседы часто недостаточно. Требуется несколько встреч с родителями.
На первом этапе беседы нужно побудить родителя к свободному, откровенному обсуждению проблем ребёнка, выяснению интересующих вопросов. Выяснить причины трудностей и средства их разрешения.
На втором этап беседы предполагается сообщения результатов психологического обследования.
На третьем этапе обсуждается специальная программа действий. В заключении беседы обсуждается отношение родителей к проблемам ребёнка и планируются последующие встречи.
4) Консультирование как метод работы состоит в следующем:
- установление контакта и взаимоотношений;
- психосоциальная диагностика проблем и ситуаций;
- создание плана деятельности для достижения цели;
- осуществление плана действия и постоянная корректировка взаимоотношений в процессе общения;
- окончание процесса оказания социальной, психолого-педагогической помощи и контроль эффективности.
Ведение документации даёт возможность рассматривать ситуации с различных точек зрения. Этот метод требует квалифицированной психологической подготовки, владение методикой психологии. Самое важное в практике консультирования – это индивидуальная эмпатия, наблюдательность специалиста, его оценка личности и социальной среды.
5) Тренинги. Специальное обучение родителей. Целью их повышения, их сензитивности к чувствам и переживаниям ребёнка на основе понимания скрытного значения их поведения.
Для тренингов характерно то, что участник учиться самостоятельно ставить диагноз своим трудностям и возможностям, находить пути решения своих проблем, осуществлять самодиагностику. Общение в психологических тренингах строится на следующих принципах: «Здесь и сейчас».
Социальная диагностика семьи
I. По структуре:
Неполные семьи
- Одинокая мама
- Родители разведены
- Одинокий отец
- Опекун
II. По материальной обеспеченности семьи:
- с очень высоким материальным достатком;
- с высоким материальным достатком;
- со средним материальным достатком;
- с низким материальным достатком;
- нуждающиеся (за чертой бедности)
III. По воспитательному потенциалу семьи:
- воспитание сильное;
- воспитание неустойчивое;
- воспитание слабое с утратой контакта с детьми и контроля над ними;
- воспитание слабое с постоянно конфликтной атмосферой;
- с агрессивной атмосферой;
- маргинальная; ( с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью);
- вступающее в конфликт с законом;
- преступное;
- психически отягощённое.
IV. По взаимоотношениям:
- гармоничное;
- компромиссное;
- неустойчивое;
- мнимое;
- конфликтное;
- резко конфликтное;
- потребительское.
V. По семейной ориентации:
- на деятельность;
- общение;
- самоудовлетворение (эгоистическое)
Анкетирование и тестирование
Цели: Получение необходимого материала о воспитательной функции семьи. Определение характера взаимоотношений между родителями и детьми. Выявление скрытых конфликтов пути решения нормализации положения.
- «Определение детско-родительских отношений»
- «Тест наблюдения, анализа и оценки родителями воспитанности детей в семье»
- «Ваши дети и алкоголь»
- «Тест родительского отношения»
- «Тест коммуникативных умений»
- «Принципы отношений взрослых и детей»
- «Критерии семейного неблагополучия»
Беседа
Цель: Изучение недостатков в семейном воспитании, определение уровня психолого – педагогической культуры семьи. Достижение более глубокого, разностороннего понимания проблем семьи.
- «Что такое воспитание детей?»
- «Рождение личности»
- «Учитесь понимать своих детей»
- «Пять тактик семейного воспитания (диктат; опека; конфронтация;
- мирное сосуществование; сотрудничество)
- «Воспитательные методы»
- «Любовь или беспокойство»
- «Ребёнок должен видеть вас счастливой»
- «Дисциплина ребёнка, которого воспитывают разведённые родители»
- «Если ребёнок стал воровать»
- «Ребёнок и стресс.
Консультирование
Цель: Установление контакта и взаимоотношений. Убедить родителей в том, что специалист испытывает искрений интерес к его проблемам и желает ему помочь. Улучшение детско – родительских отношений.
Схема процесса консультирования
I фаза – создание климата, обеспечивающего
успех консультирования.
II фаза – создание своеобразного «катарсиса»,
человек впервые за длительное время
«выговаривается» по наболевшим проблемам.
III фаза – «утешение». Необходимо глубоко понять
ситуацию, увидеть нечто положительное, что в ней
действительно есть, но чего не замечал человек и
переориентировать внимание на эти аспекты.
IV фаза – диагноз. Установить причину конфликта.
Диагноз не сообщается родителю.
V фаза – образования. Помочь родителю самому
поставить диагноз ситуации, в которую он попал.
VI фаза – осознание родителем имеющихся
вариантов поведения и выбор одного из них. Все
решения должен принимать сам. Только тогда он
будет чувствовать себя ответственным за свои
поступки и не откажется от принятого решения при
первой же трудности.
VII фаза – закрепление мотивации на выполнение
принятого решения.
Примерные темы:
- «Общение ребёнка со сверстниками»
- «Гиперопека»
- «Как бороться с детской ленью»
- «Застенчивость и пути её преодоления»
- «Воспитание лидера»
- «Как разрешать конфликты с ребёнком»
- «Отклонение в поведении ребёнка»
- «Выбор друзей»
- «Подросток – уже не ребёнок, а самостоятельная личность»
- «Трудности подросткового возраста»
- «Как реагировать на ложь?»
- «Как уберечь ребёнка от дурного влияния сверстников?»
- «К чему стремится каждый подросток»
- «Как стать идеальным родителем для подростка?»
- «Сексуальное воспитание подростка в неполной семье.
Психологические тренинги:
Цель: Научить родителей определять диагноз своим трудностям и возможностям, находить пути решения своих проблем, осуществлять самодиагностику.
- «Умеем ли мы общаться»
- «Шесть шагов к себе»
Лекция
Цель: Повышение психолого – педагогического знания родителей. Активное вовлечение родителей в воспитательный процесс. Предоставление интересующей их информации и грамотное её использование при воспитании своих детей.
1. «Как понять душевное состояние ребёнка»
2. «Воспитание ребёнка одним родителем»
3. «Какая любовь ребёнка портит»
4. «Учитесь общаться с детьми»
5. «Вы – самый главный защитник своего ребёнка»
6. «Психические заболевания связанные с
воспитанием в
неполной семье»
7. «Агрессивность детей»
8. « Наказание и поощрение»
9. «Запреты и наказание»
10. «Хвалить ребёнка нужно правильно»
Список литературы:
1. Социальная педагогика семьи и детства.
Лодкина М. Издательский дом «Академия» 2003г.
2. Педагогика. Программы, методические материалы
и рекомендации. Г.М. Коджаспирова . Творческий
Центр, М. 2002г.
3. Справочник социального педагога. Г.Д. Шишковец
М., «Вако» 2007г.
4. Ребёнок без папы. Н. Башкирова. Издательство
«Наука и техника», 2007г.
5. Социальная педагогика. Учебное пособие: / Под
руководством В.А. Никитина. – М., 2000г.
6. Социальные технологии урегулирования
конфликтов: Учебное пособие / Под руководством
А.Б. Белинской, – М., 2000 г.
7. Методика и технология работы социального
педагога. – М., 2002г.
8. Словарь по социальной педагогике. / Автор
составитель Л.В. Мардахаев. – М., 2002 г.
9. Методика и опыт работы социального педагога. –
М., 2001г.
10. Конфликтология / Курс лекций. – М., 2000 г. Громова
О.И.