Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемые результаты урока:
- Предметные умения:
- повторить правописание НЕ с прилагательными и причастиями;
- выяснить условия правописания НЕ в словах на –мый;
- отличать прилагательные на -мый от причастий и правильно писать НЕ в подобных словах.
- Межпредметные (универсальные) умения:
- Регулятивные (обеспечивают организацию учебной
деятельности):
- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и неизвестного);
- формирование контрольно-оценочной деятельности (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; осознание уровня и качества усвоения).
- Познавательные:
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
- Логические:
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
- Коммуникативные: стремиться к координации действий в парах, группах, слушать и слышать друг друга, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять взаимный контроль.
- Личностные умения:
- нравственно-этическая ориентация (определение социальных и личностных ценностей).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (подготовка рабочего места, учащиеся приветствуют учителя и гостей).
2. У.: Здравствуйте, ребята!
Сегодня вам предстоит узнать новый материал,
связанный с темой, изученной в 7 классе. Вот
почему на доске пока нет записи темы урока. Вам
самим предстоит её сформулировать. Откройте
тетради, запишите дату.
В начале выполним задание, которое поможет вам
вспомнить изученный материал и лучше воспринять
новую информацию. Перед вами 2 теста. Первый
вариант – повышенный уровень сложности. И всё же
предлагаю большинству из вас выполнять именно
этот вариант, первый. Те ученики, которые не
чувствуют себя уверенно, могут выполнять второй
вариант. Если какое-то задание из первого
варианта оказалось трудным, можно выполнить
задание с тем же порядковым номером из второго
теста.
На выполнение задания – 5 минут.
Вариант 1
1. Какое слово по своим морфологическим признакам отличается от остальных?
а) читающий б) открыта в) могучий г) просмотренный
2. Найдите глагол совершенного вида
а) танцевать б) смеяться в) летать г) научить
3. Найдите непереходный глагол
а) любить б) обидеть в) улыбаться г) читать
4. В каком случае НЕ пишется слитно?
а) (не)принятое в обществе поведение
б) (не)завитые, а естественные локоны
в) (не)выпитый чай
г) ничего (не)приготовлено
5. В каком случае НЕ пишется раздельно?
а) ручей (не)глубокий, но холодный
б) (не)рад подарку
в) (не)лёгкие обязанности
г) (не)ряшливый ученик
Ответы
1. в – прилагательное
2. г – ЧТО СДЕЛАТЬ? (сов. в.)
3. в – возвратный, не сочетается с сущ. (мест.) в
винит. пад. без предлога
4. в – невыпитый чай (нет зависимых слов, нет
противопоставления).
5. б – прилагательное не имеет полной формы.
Вариант 2.
1. Среди записанных слов найдите причастие
а) весёлый
б) сказочный
в) читающий
г) могучий
2. Согласны ли вы с утверждением: «Глагол ПРОЧИТАТЬ отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? и относится к глаголам совершенного вида»?
3. Согласны ли вы с утверждением: «Глагол РЕШАТЬ является переходным, так как сочетается с существительным (местоимением) в винительном падеже без предлога»?
4. В каком случае НЕ пишется слитно?
а) (не)принятое в обществе поведение
б) (не)завитые, а естественные локоны
в) (не)выпитый чай
г) ничего (не)приготовлено
5. В каком случае НЕ пишется раздельно?
а) ручей (не)глубокий, но холодный
б) (не)рад подарку
в) (не)лёгкие обязанности
г) (не)ряшливый ученик
Ответы
1. в
2. да
3. да
4. в – невыпитый чай (нет зависимых слов, нет противопоставления).
5. б – прилагательное не имеет полной формы.
У.: Проверьте свои ответы (Приложение, слайд 2). Кто справился с заданием без ошибок? (эти учащиеся выставляют себе высший балл – 5 б.; ученики, допустившие 1 – 2 ошибки, ставят себе 4 б., 3 – 4 ошибки – 3 б.).
У.: Как определить вид глагола?
Как определить переходность глагола?
Правописание КАКИХ частей речи повторили?
(прилагательные и причастия)
КАКУЮ орфограмму вспомнили? (правописание НЕ с
прил. и причастиями.)
Ещё раз назовите условия, от которых зависит
слитное и раздельное написание НЕ с этими
частями речи. (Учащиеся в произвольном порядке
называют условия, а учитель на магнитной доске
вывешивает карточки с ответами: употребляется ли
слово без НЕ;
Противопоставление; зависимые слова;
Слова, начинающиеся с НИ; слова, усиливающие
отрицание (далеко не, вовсе не, отнюдь не); краткая
форма.
У.: Систематизируем эти сведения. Составим кластер. (Ученики одну минуту обсуждают в парах ответы.) Далее учащиеся называют ответы, учитель вывешивает на магн. доске соотв. букву (С – слитно или Р – раздельно). Учащиеся сверяют свой кластер с тем, что представлен на доске.
ДОСКА
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ СЛИТНО или
РАЗД. пишется НЕ
?
ПРИЧАСТИЯ
(с.)Без НЕ не употр.(с.)
(с.)Зависимые слова(р.)
(р.)Противопост.(р.)
(р.)Слова, нач. с НИ(р.)
(р.)Слова, усил. Отрицание(р.)
(с. или р., зависит от полной формы)Краткая форма
(р.)
3. Стадия вызова (слайд 3)
У. : Два семиклассника, Дима и Саша,
поспорили. Дима утверждал, что в учебнике
допущена ошибка. В словосочетании «невидимые
миру слёзы», по мнению Димы, слово «НЕВИДИМЫЕ»
надо писать РАЗДЕЛЬНО, потому что это причастие с
зависимым словом.
ПРАВ ли Дима? ВАШИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ? Давайте
разбираться.
4. Стадия осмысления содержания
У.: ЧТО нам известно о слове НЕВИДИМЫЕ?
(слово употр. Без НЕ, оканчивается на -МЫЙ, есть
зависимое слово, полная форма…(см.слайд 4), также
нам известны правила написания НЕ с причастиями
и прилагательными) (слайд 4).
Что бы вы хотели выяснить об этом слове? ЗАДАЙТЕ
свои вопросы? (в данном словосочетании это слово
является причастием или прилагательным?
Существует ли особое правило для слов, оканч. На
-МЫЙ? имеет ли какие-то особенности зависимое
слово в этом словосочетании? (слайд 5), (все ответы
учеников фиксируются в таблице: ЗНАЮ – ХОЧУ
УЗНАТЬ – УЗНАЛ).
У.: Действительно, мы сегодня говорим
об особой группе слов на –МЫЙ.(высвечивается
запись в 3 графе табл., слайд 6.) Многие слова не
употр. Без НЕ. ОНИ ПИШУТСЯ СЛИТНО (невозмутимый,
невредимый, невыносимый, неизгладимый,
неизъяснимый, неистощимый, неповторимый и др.)
(табл., слайд 6)
Другие слова могут быть и прилагательными, и
причастиями. (табл., слайд 6)
Они являются ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ, если образуются от
глаголов соответствующего вида. КАКОГО?
(КАРТОЧКА на доске: нерастворимый – РАСТВОРИТЬ (СОВ.
) (слайд 7)
Они будут прилагательными, если образуются от
перех. Или неперех глаголов? независимый –
зависеть (неперех.) ДОСТАТОЧНО
ОДНОГО ПРИЗНАКА!(слайд 8) Итак, нам
известно…(слайд 9)
Какие слова остались? (образованные от
перех. глаголов несов. в.) НЕВИДИМЫЕ– ВИДЕТЬ.
(слайд 10)
КАКАЯ же это часть речи? Ваши
предположения?
Ученики: Видимо, это причастия.
У.: Не всё так просто.
МОНИТОР (слайд 11).
У.: Чем отличаются данные словосочетания?
Невидимые миру слёзы
Почти невидимые слёзы
Не видимые детьми слёзы
Не видимые вами слёзы
Не видимые сестрой слёзы
(разные зависимые слова, во втором столбике зависимые слова имеют определённое значение: производитель действия).
МОНИТОР (таблица:З– Х У – У)У.: если в качестве зав. слов используются слова со значением производитель или орудие действия, то такие слова на –МЫЙ являются причастиями. (слайд 12). А значит, применять будем соответствующие правила для причастий или прилагательных (слайд 13).
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Невидимые миру слёзы
Почти невидимые слёзы
Никогда не видимые слёзы
Не видимые, а лишь ощущаемые слёзы
ПРИЧАСТИЕ
Не видимые детьми слёзы
Не видимые вами слёзы
Никем не видимые слёзы
У.: КТО же прав в споре Димы и Саши? (САША, так как здесь нет зав. слова со знач. ОРУДИЕ(производитель) ДЕЙСТВИЯ, это НЕ ПРИЧАСТИЕ! Писать надо с зав. словом СЛИТНО.) (слайд 14).
5. Рефлексия
У.:давайте составим алгоритм, который
поможет нам применять новое правило.
(составление алгоритма в парах, опорная запись на
мониторе) (слайд 14).
Употр. ли слово без НЕ?
Прилагательное или причастие?
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – образов. от глагола сов в. Или
неперех гл.
ПРИЧАСТИЕ – образов. от перех. глаг. несов. вида,
есть завис. слово со значением «орудие,
производитель действия»
6. Составление алгоритма
МАГНИТНАЯ ДОСКА
7. Рефлексия
У.: Сформулируйте тему урока. (Запись в тетради темы урока).
Гимнастика для глаз
Осмысление содержания.(слайд 15). Используя
алгоритм, объясните написание слов (ученики по
одному выходят к доске). ПОДУМАЙТЕ, как
целесообразно оформить запись (что подчеркнуть,
что записать в скобках).
Проверка (слайд 16).
(дополнительно): Всегда непобедимая команда
(прил.не употр. без НЕ); незамечаемые ошибки
(прил.); незамечаемые прежде ошибки (прил.); никогда
не замечаемые ошибки (прил.); не замечаемые мною
ошибки (прич.)
8. Работа с текстом
У.: Слова, оканчивающиеся на –мый, надо
уметь использовать в своей речи. Обратимся к
тексту. Прочитайте текст про себя. Представьте
созданную автором картину, обратите внимание на
образы. Подготовьтесь к выразительному чтению
текста (слайд 17).
Сформулируйте тему, основную мысль. Какие слова,
предложения помогли вам сформулировать идею
текста? Включите в текст слова, оканчивающиеся на
–мый, объясните их правописание.
Тексты выданы учащимся заранее.
Ночь в горах
Горы по-настоящему узнаёшь лишь с горных высот.
Я добрался до_______________ пихтовых зарослей и
расположился на крохотной полянке. Какой ________вид
открылся передо мной! Созвездия с непривычными,
_______________очертаниями запутались в еловых ветвях.
Вдруг я увидел за чёрным хребтом оранжевое
сияние, делавшееся ярче с каждой минутой. Какое –
то странное, ______________чувство овладело мною.
Это всходила луна. В горах она выскакивает
внезапно, и разрежённый воздух серебрится,
обливая голубым сиянием камни, скалы, деревья.
Вспомнилась легенда, услышанная в Бурятии.
Легенда о монахе, который возненавидел красоту.
По ночам он швырял камни в звёзды из лука. Чем
злее становился монах, тем выше взлетали камни.
Последний камень, падая, попал прямо в голову
монаха. В народе сказали:
«Красота умеет постоять за себя. Звёзды
отомстили глупому, злому человеку».
(по В.Бурлаку)
Слова для справок:
Непроходимый, неописуемый, неповторимый,
неизгладимый, невообразимый, невыразимый,
нестерпимый.
Кто верно определил тему и идею текста? Какое
задание оказалось трудным? Как вы думаете, что
помешало вам успешно справиться с заданием?
РЕФЛЕКСИЯ (заключительный этап урока) Какие
учебные действия мы выполняли на уроке? (слайд 18).
Что нового узнали на уроке?
Работа в микрогруппах. Вспомните и запишите
ключевые слова урока (прилагательное, причастие,
зависимое слово, орудие–производитель действия,
вид, переходность глагола).
9. Домашнее задание (слайд 19).
Составить словарный диктант «НЕ с прилагательными и причастиями» (25-30 слов).