По предложенному учебному плану, предусматривалось изучение географии Франции в течение учебного года в объёме 32 часов. Изучались различные аспекты физической и политической географии Франции, традиции исторических регионов и департаментов страны изучаемого языка, а также рассматривались европейские франкоговорящие страны такие, как Бельгия, Швейцария, Монако, Нидерланды, в контексте природных условий и политической интеграции в Евросоюзе.
Курс ставил задачи –
- углубление теоретических и практических знаний учащихся страноведческого аспекта,
- развитие социокультурной компетенции,
- развитие интереса к изучению французского языка с целью применения изученного теоретического материала на практике (например, климатические условия и туристические места, притягательные для путешественников),
- изучение новых лексических единиц и умение ими пользоваться на практике,
- выявление творчески одарённых учащихся в выполнении заданий повышенной сложности,
- использование интернет-ресурсов в подготовке итогового урока (презентации),
- освоение интерактивных методов в работе с академическим материалом,
- предложение возможности проявления скрытого потенциала отдельных учащихся, т.к. работа была индивидуальной по форме и по содержанию.
- Развитие межпредметных связей в тесном сотрудничестве с преподавателем географии, методистом ЦАО - Фарвазовым М.В.,
- Поднятие престижа изучения французского языка в туристическом пространстве, профессиональной сфере и международных отношениях.
При подготовке и проведении урока использовалось следующее оборудование –
1.ноутбук
2.проектор
3.флэш-картаспрезентацией
4.доска
5. пазлы “les regions et les departements de la France”
6.тематические презентации учащихся, смонтированные в единый документ
7.видеоаудиоматериал“La Normandie”
8.комплекттестов №1 «Les connaissances generales”
9.комплекттестов №2 «La Normandie”
10.комплекттестов №3 «La geographie de la France”
11.Лилии-бонусы поощрения за активную деятельность на уроке
12. Природно-минеральная вода «Perrier» для дегустации.
Сложность проведения данного урока заключалась не столько в комплексной структуре (стремление объять необъятное), сколько в неоднородности присутствующей аудитории, так как урок велся исключительно на французском языке для учеников одного класса, которые изучали язык по разным программам, то есть для одних – это был первый изучаемый иностранный язык, для других – второй, после английского. Необходима была корреляция уровней знаний и, поэтому, оценивание вызывало определенные трудности.
При подготовке к уроку, учащиеся самостоятельно определяли интересующую их тематику и занимались поиском, изучением, анализом, оформлением необходимой информации, созданием аудиовизуальной презентации, которая, на завершающем этапе работы была объединена в единый итоговый документ. Каждый участник данного проекта имел возможность проявления своей индивидуальной, творческой мысли в практическом воплощении. Несомненно, в психологическом плане – это умение не бояться выполнения конкретных заданий, умение преодолевать трудности и, как результат, - повышение самооценки, укрепление веры в свои силы и определенный рост в лингвистическом плане – преодоление языковых фобий, повышение культурного уровня и развитие социокультурной, страноведческой компетенции учащихся. С другой стороны, ощущение, что каждый – это часть целого коллектива, где все готовы прийти на помощь и советом и реальными делами, создает у учащихся чувство защищенности и комфортного поиска правильного решения. Плюс ко всему, учащиеся имели возможность посещения консультаций по интересующим их проблемным вопросам.
Отмечу, что в группе было по списку 10 человек, достаточно мотивированных в изучении иностранного языка.
Урок строился по следующему плану
- Presentation generale – stereotypes
- Degustation de l’eau “Perrier”
- Test №1 “ les connaissancesgenerales”
- Situation geographique de la France
- Climat, flore et faune
- Tourisme (Courchavel, Nice)
- Population
- Regions et departements
- Audition-sujet “La Normandie”
- Test №2 “La Normandie”
- Costumes nationaux
- Symboles de laFrance
- Tests
Поскольку наша презентация будет расположена ниже для общего ознакомления, то сейчас мне хотелось бы добавить некоторые комментарии к плану урока.
Первый пункт плана был посвящен общим представлениям о Франции, о её культуре, истории и современности. Не обошли вниманием те аспекты, которые являются своеобразными символами французской цивилизации, к этому этапу урока была подготовлена презентация, специально оформленная на русском языке, для создания атмосферы заинтересованности и совместного творчества. Эта презентация - детское творчество. Для усиления визуальной погруженности в среду изучаемого языка, была проведена дегустация природно-минерализованной газированной воды «Perrier», известной во всем мире своими лечебными и вкусовыми качествами. Предварительно была дана информация об истории открытия источника ещё в эпохугалло-римской цивилизации. Таким образом, дегустация позволяет расширить спектр тактильно-вкусовых ощущений в процессе познавательной деятельности.
Третьим пунктом плана является разминочный тест на уточнение общей информации о культуре и истории Франции. Привожунижеконкретныйматериалкомплектатестов №1.
LES CONNAISSANCES GENERALES
Remplacez les lacunes par les mots donnes ci-dessous:
- La France est situee en Europe
- Sa forme geometrique c’est
- La capitale de la France c’est
- Les habitants de la France s’appellent
- En France il y a. sortes de
- Leader de la parfumerie c’est
- La construction automobile est presentee par
- Les boissons alcoolisees les plus connues ce sont
- Le chef du pays c’est
- La monnaie en France c ‘est
- Le symbole de la France c’est.
- Les Champs-Elysees c’est
- On peut faire du ski
- Le fleuve de la capitale francaise
- La France c’est
LES MOTS-CLES
La republique, l’hexagone, le president, l’avenue, La Seine, 400, Renault, l’euro, dans les Alpes, la Tour Eiffel, fromages, occidentale, Les Francais, Peugeot, Channel №5, Champagne,Citroen, Cognac.
Пункты №4, №5, №6, №7, №8, №11, №12 рабочего времени урока посвящены предъявлению и защите на французском языке итоговой части презентации. Присутствующие на уроке, представители школьной администрации имели право активного участия в уточнении предлагаемой информации, конкретизации выбранной части работы. Правильные, аргументированные ответы учащихся поощрялись, специально нарисованными символами – королевскими лилиями-бонусами, которые в завершающей части урока давали учащимся возможность улучшить свой результат и повысить общий балл.
Особая прикладная наглядная роль отводилась работе с магнитной доской-картой административно-территориального деления Франции. Разноцветные пазлы – регионы и департаменты, с визуальным изображением достопримечательностей, возделываемых культур, производства сыров и вин, развитых отраслей промышленности, а также с обязательным порядковым номером, используемым в почтовом сообщении и в номерных знаках автодорожного транспорта.Пазлыбыли даны учащимся в разобранном виде и сложность сбора заключалась в том, что цифровые коды регионов не являются подсказкой и испытуемым надо было воссоздать мозаику путем логического подбора и детального знания административно- территориального деления страны. Этому виду работы отводилось 5-7 минут рабочего времени и исполнение осуществлялось инициативной группой учащихся французской подгруппы. Предложение воспроизвести карту усилиями английской подгруппы, было отклонено, аргументируя отказ сложностью и неожиданностью такого задания.
В этом разделе был предъявлен аудио-визуальный просмотр по теме: «Нормандия»,взятый из фондов Французского культурного центра при библиотеке иностранных языков им. Рудомино, приблизительно рассчитанный на 5 минут. После чего следовало устное обсуждение просмотренного материала по вопросам, предварительно озвученным в тесте №2. Текст приводится ниже.
QUESTIONNAIRE №2
- Comment s’appelle la region de la France?
- Ou se trouve-t-elle ?
- Par quoi est-elle baignee ?
- Quelle ville on peut y visiter ?
- Comment s’appelle Monsieur le Maire ?
- Qui a fonde cette ville ?
- Pourquoi la France a-t-elle besoin de villes sur la cote oceanique ?
- Pourquoi cette ville est- elle aimee de touristes ?
- Qu’est-ce qu’on peut voir ?
- Par quoi est celebre cette region ?
Таким образом, было достигнуто употребление лексических единиц географической направленности в спонтанной устной речи с опорой на видеоматериал.
В целом, следует отметить особый интерес аудитории к разделу «Туризм» и «Национальный традиционный костюм», которые отличаются ярко выраженным страноведческим аспектом применимым в практической деятельности в рамках современных реалий.
Завершающим был итоговый тест №3.
SOULIGNEZ LES REPONSES JUSTES
- La France est baignee par - la mer Mediterranee, la mer Noir, la mer Blanche,l’ocean Atlantique, l’ocean Pacifique, la mer du Nord.
- En France il y a - 2, 3, 4 ,5 ,6 ,7 grands fleuves.
- Qui se jettent dans - la mer Baltique, la mer Mediterranee, l’ ocean Atlantique, l’ocean Glacial Arctique, la mer du Nord.
- Le fleuve le plus long c’est –La Seine, La Loire, La Garonne, Le Rhone.
- En France il y a les massifs montagneux – Les Alpes, Les Carpates, L’Oural, Les Pyrenees, Les Vosges, Le Jura, La Crimee, L’Atlas.
- Le sommet le plus haut de l’ Europe s’appelle –dune du Pilat, Mont-Blanc,
- La France confine avec – La Pologne, La Hongrie, La Belgique, Le Monaco, La Bulgarie, La Grande-Bretagne, La Russie, L’Espagne, L’Italie, La Finlande, L’Andorre, Les Pays-Bas, L’Allemagne, L’Autriche, La Suisse, Le Leichteinchtein, Le Luxembourg.
- La plus ancienne ville au bord de la Mediterranee c’est – Toulon, Nice, Marseille, Monte-Carlo,Saint-Tropez.
- La religion la plus repandue en France c’est – l’islam, le judaisme, le buddisme, le christianisme.
- La forme du gouvernement en France c’est – la monarchie absolue, la republique, la monarchie constitutionnelle, l’anarchie.
Несколько слов надо сказать относительно оценивания результатов урока. Конечно, непосредственные участники-создатели презентации были аттестованы соответственно приложенным усилиям и готовому представленному материалу в ходе учебного процесса. В отметку урока входила только инициативная деятельность в ходе итогового зачётного занятия, ответы в устной и письменной форме, добавления и уточнения. Полученные лилии-бонусы за находчивость, сообразительность, нестандартное решение проблемных моментов, естественно, повышали общий балл. Что касается тестовых заданий (общая сумма баллов приравнивается к 35 из 35 вопросов), максимальный балл «5» -от 35 до 32, «4» - от 31 до 26, «3» - от 25 до 16. Плюс одна лилия=1правильному ответу. Таким образом, в двуязычном классе обучалось 26 человек, из которых получили «5» - 16 челове к(10 «французов» и 6 «англичан»), «4» - 7 человек (2 «французов» и 5 «англичан») и «3» -3 человека, обучающихся в английской подгруппе.
К сожалению, следует отметить, что преподавание предметов на иностранных языках не находит дальнейшего развития на базе школьного образования, но инициативность педагогического состава всегда оставляет за собой возможность использования различных методов и технических способов разнообразить учебно-познавательную деятельность своих учащихся.
Дорогие коллеги, ниже прилагается презентация к уроку, которая наглядно проиллюстрирует содержание и ход нашего урока.
Надеюсь, что моя краткая работа поможет коллегам в подготовке и проведении интегрированных уроков иностранного языка в школе.