Цели урока:
- повторить и закрепить правописание НЕ с существительными;
- научиться распознавать, когда НЕ приставка, частица, часть корня.
Задачи урока:
- Образовательные:
- закрепление навыков правописания НЕ с существительными;
- формирование умений различать где НЕ приставка, часть корня, частица.
- Воспитательные:
- формирование ключевых компетенций учащихся, интереса к традициям УНТ и культурным традициям русского народа.
- Развивающие:
- развитие речи, совершенствование умственной деятельности(анализ, синтез, способность сопоставлять, делать выводы), совершенствование практических навыков. формирование умения пользоваться толковым словарём.
- Здоровьесберегающие: профилактика сколиоза.
Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная/
Оборудование: учебник по русскому языку для 6 класса под редакцией М.Т.Баранова, карточки с заданиями, бланки для занесения ответов, толковый словарь, мультимедийный проектор, компьютер.
Методы: практический; творческой деятельности; метод контроля.
ХОД УРОКА
УЭ | Работа на уроке |
Рекомендации |
УЭ-0 | Организационный момент. Приветствие учащихся. | Оформление тетрадей. Число, кл работа |
УЭ-1 | Актуализация опорных знаний Цель: повторить существительные общего рода, пунктуационные правила, проверить домашнее задание. 1 этап – устно. Сейчас я прочту стихотворение, а вы ответьте на вопрос: как оно связано с темой нашего предыдущего урока? Витька – вьюн и непоседа. Этап №2. Лексический диктант Цель: проверить лексическое значение некоторых сущ. Определите по лексическому значению слово и запишите его.
Слайд 2 – Какого рода записанные существительные? Сценка. 1-й ученик:
2-й ученик: Знай! НЕ всегда частица, если от существительного противопоставлением отделится (НЕ ПРАВДА, А ЛОЖЬ) 3-й ученик: НЕ – приставка, если слово синонимом заменим одно на другое (НЕПРАВДА=ЛОЖЬ) 4-й ученик: НЕ входит в корень, если слово без неё не имеет смысла никакого, т.е. без НЕ не употребляется! (НЕНАСТЬЕ) Все: Запомни навсегда, дружок, чтоб без ошибок написать, ты должен правило об употреблении НЕ с существительными знать! Учитель: Почему НЕ хитра, ловка? (Может быть приставкой, частицей, частью корня) Что нужно знать, чтобы определить её роль? (Правило) |
10 мин. Общеклассная работа
Проверь. 0 – 3б |
УЭ-2 | Работа с правилом Цель:
повторить правило написания не с
существительными. |
2 мин. В парах. Устно. Поставьте балл. 0 – 3б |
УЭ-3 | Закрепление, применение изученного
материала Цель: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по теме урока. Этап 1 Распределите слова следующим образом. 1 варинт НЕ – приставка; (Не)нависть к врагу, небрежность в работе,
мелкие невзгоды, большое несчастье, сказал
неправду, маленькая неточность, \ Слайд 3 *** Придумайте и запишите предложение с однородными членами, включив в него 1-2 словосочетания. Этап 2 Определите способ словообразования слов небрежность, неточность, небылица. Этап 3 Проверим, как усвоили вы правила. Работаем на
карточках – приложениях. Слайд 4 ***Запишите одну пословицу с существительным с
НЕ. Этап 4 «Третье лишнее».Запиши 2 слова. (Не)поседа, (не)взгоды, (не)внимательность; (не)правда, а ложь; (не)друг, а враг; полное(не)вежество. – Какие слова лишние, почему? ** Исключив «лишнее», добавь 1 слово в каждую строчку. Физкультминутка Части речи изучаем, (ходьба на месте) Этап 5 Упражнение 242 по вариантам. 4 преддложения. 1 вариант выписывает пословицы, где не с именами существительными пишется слитно, а вторй выписывает пословицы, где не с именами существительными пишется раздельно. 1. Не работа сушит, а забота. 2. Не место красит человека, а человек место. 3. Друзья в несчастье познаются. 4. В осеннее ненастье семь погод на дворе. 5. Не печь кормит, а руки. Далее – взаимопроверка по вариантам. Слайд 5 Индивидуальная работа. (во время выполнения упражнения) У доски 1 ученик. Материал на карточках. Двум раздать карточки 1 ученик синтаксический разбор. В тетрадь не
писать. – Ребята, а какое слово из предложения
относится к нашей теме? |
1. 3 мин. По вариантам. *** – 3б. Проверь 2. 3 мин. Проверь. 3. 2 мин. Проверь. ** – 2б 1 мин. 4. 7 мин. Взаимопроверка Словарь |
УЭ-4 | Самоконтроль, контроль знаний Цель: выявление уровня усвоения материала. Упражнение «Верно-неверно». При верном
утверждении учащиеся поднимают руку, при
неверном не поднимают. 1) имена существительные обозначают предмет; Тест. Записать в тетрадь. I. Найдите неверное утверждение.
II. Выберите слова, которые без "не" не употребляются:
III. В каком словосочетании не пишется раздельно?
IV. В каком предложении не пишется слитно?
V. В каком предложении не пишется раздельно?
|
2 мин.
5 мин. 0 – 5б |
УЭ-5 | Подведение итогов. Подсчитывают баллы и сдают тетради. |
2 мин. Считаем баллы |
УЭ-6 | Рефлексия. – Какое задание
было трудным? Какое – легким? Домашнее задание: 20-29 б составить текст из 6-7 предложений на школьную тему, в котором встречались бы слова на изученное правило, остальные – упр243. Слайд. |
1 мин. |