В юности творческие отношения и чувство
«принадлежности», групповые контакты
предполагают соревновательность, борьбу за
положение и авторитет. Даже в самом сплочённом
коллективе далеко не все его члены испытывают
друг к другу личную симпатию. Наряду с развитием
товарищеских отношений юношеский возраст
характеризуется напряжённым поиском дружбы как
избирательной, прочной и глубокой эмоциональной
привязанности. Поэтому при проведении
мероприятия педагог может столкнуться с
проблемой создания групп, предусмотренных по
методике классного часа. Среди наиболее
оптимальных способов организации малых
коллективов следует использовать: группы по
интересам, жеребьёвку, «разрезанную открытку» и
т. д.
Помочь старшеклассникам во всей значимости и
полноте представить проблему сохранения
здоровья поможет сравнительный анализ
физического состояния обучающихся на начальном
этапе получения образования (в первом классе) и
на настоящий момент (9-11классы), выявление
устойчивой тенденции к снижению физических
показателей. Рационально для проведения такого
анализа привлекать специалистов: лечащего врача,
медсестру, психолога.
Методика проведения классного часа позволяет выделить три типии создания ситуаций воздействия на личность:
- информационную – углубляющая ориентация вопросов здорового образа жизни;
- практическую – формирующая опыт действий при работе в группах, поведения в условиях, требующих активности;
- духовно-ценностную – стимулирующую оценочные отношения обучающихся к здоровью, обеспечению здорового образа жизни.
Анализ внеурочного мероприятия проводится по методике выявления его событийности для воспитанников.
Цели:
- Содействовать развитию у обучающихся стремления к сохранению здорового образа жизни путём популяризации двигательной активности как средства профилактики заболеваний спины, связанных с нарушением осанки.
- Воспитывать ответственность за сохранение здоровья организма в целом и стройной осанки в частности.
- Систематизация и закрепление знаний, полученных на уроках биологии.
Оборудование: карточки с ситуациями и пословицами, плакат «Сохранение осанки», жетоны или карточки за правильные ответы, номера команд (цифры от 1 до 5 в виде табличек).
Форма проведения: интерактивная – анализ ситуаций.
Приёмы организации деятельности: работа в группах 4-5 человек.
Методические рекомендации при проведении классного часа:
Класс делится на группы из расчёта 4-5 человек в каждой команде. Ребята занимают игровые столы.
Учитель: Физкультура у многих детей не
в почёте. Об этом можно судить по их физическому
развитию. В 2001-2002 гг. в ходе комплексного
клинико-социального исследования были изучены
показатели физического развития 5014 школьников
7-17 лет в Нижнем Новгороде. Анализ полученных
материалов не радует. Доля детей с нормальным
развитием снизилась до 49,6% (в 1992 г. их было
всё-таки больше половины – 54,3%). Существенно
увеличилась группа школьников с отклонениями в
физическом развитии, в основном за счёт детей с
излишним весом (с 5,1% в 1992 г. до 6,7% в 2002 г.). Хотя и
слишком худых остаётся много.
Среди заболеваний детей к окончанию школы
лидирующими выступают заболевания органов
зрения и искривление позвоночника (нарушение
осанки). Предлагаю поговорить о том как избежать
или не допустить этого.
Каждой команде участников выдаётся текст ситуации, которую проанализировать в течение 3-4 минут. За каждый правильный ответ команда получает жетон.
Ситуация №1. На день рождение подруги школьница шестнадцати лет Л. пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После застолья стали танцевать. Но через некоторое время из-за боли в ногах Л, пришлось от танцев отказаться и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки. «Ничего, терпи, это с непривычки» – подбодрила подруга. Но настроение всё-таки испортилось.
Вопрос №1. Как вы считаете, что стало причиной боли в ногах у Л.?
1. Дальнее расстояние до подруги.
2. Отсутствие привычки ходить на каблуках.
3. Туфли на высоких каблуках.
4. Продолжительные танцы.
Вопрос №2. Как вы считаете, может ли ношение обуви на высоких каблуках отразиться на состоянии здоровья?
1. Да, но несущественно (только усталость и боль в ногах).
2. Может существенно ухудшить:
а) походку
б) осанку.
3. Может отрицательно сказаться:
а) на костно-мышечной системе;
б) на работе внутренних органов;
в) на работе всех органов и систем организма.
Вопрос №3. Как вы считаете, какие из предложенных мер помогут Л. в данной ситуации сохранить правильную осанку и походку и избежать деформации стоп?
1. Правильно подобранная обувь.
2. Тренировка хождения на высоких каблуках.
3. Хождение без каблуков.
4. Тренировка хождения на дальние расстояния.
Ситуация №2. Школьник шестнадцати лет Ф. После учебной недели решил отдохнуть и с компанией одноклассников поехал на дачу к одному из них. Путь был неблизкий, но с разговорами пролетел незаметно, Там ребята жгли костёр. Танцевали, веселились и остались ночевать. Легли поздно. Ф. Достался маленький диванчик, Спать на нём оказалось мукой, Ноги приходилось подгибать и подолгу лежать в одном положении, так как из-за малого размера и неровности дивана переворачиваться было очень трудно. Утром Ф. Чувствовал себя уставшим и разбитым. Тело, руки и ноги ныли. А голова болела.
Вопрос №1. Как вы считаете, что в данной ситуации стало причиной плохого самочувствия Ф.?
- Усталость после учебной недели.
- Продолжительные танцы и веселье.
- Неполноценный сон.
- Утомительная дорога на дачу.
Вопрос №2. Как вы считаете, влияет ли полноценный сон на состояние здоровья человека?
1. Влияет несущественно.
2. Нет, не влияет.
3. Положительно влияет:
а) даёт отдых нервной системе;
б) даёт отдых мышцам;
в) уменьшает нагрузку на позвоночник и суставы.
Вопрос №3. Как вы считаете, какие из предложенных условий необходимы для полноценного сна?
1. Размеры кровати, дивана и т. п.:
а) большая длина;
б) на 15-25 см больше длины тела;
в) большая ширина;
г) средняя ширина.
2. Качество постели:
а) мягкая;
б) жёсткая;
в) ровная;
г) углублённая.
3. Положение во время сна:
а) на подушке находится только голова;
б) подушка под головой и частью туловища;
в) «калачиком»
4. Смена положения тела во время сна:
а) возможность менять положение;
б) невозможность менять положение.
Ситуация №3. В старших классах Т. увлёкся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школьных уроков. Эти занятия потребовали много дополнительных книг, которые Т. постоянно носил с собой (чаще в правой руке). « Как ты носишь такую тяжесть?» - удивилась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на уроке физкультуры Т. пожаловался на боль в спине. Осмотрев спину ученика, преподаватель отметил, что правое плечо и лопатка у него значительно ниже левых, и порекомендовал Т. обратиться к врачу. Мальчик последовал его совету.
Вопрос №1. Как вы считаете, что в данном случае могло стать причиной развития искривления позвоночника такого вида?
1. Малоподвижный образ жизни.
2. Нерациональное питание.
3. Неправильная осанка из-за:
а) привычки носить тяжести постоянно в одной руке;
б) привычки стоять, постоянно опираясь на одну ногу;
в) неодинаковой длины ног.
4. Переутомление.
Вопрос №2. Как вы считаете, что помогает избежать такого искривления позвоночника?
1. Длительные пешие прогулки.
2. Усиленное питание.
3. Пребывание на свежем воздухе.
4. Избавление от вредной привычки постоянно нагружать одну часть тела ( руку, ногу).
5. Постоянный контроль за правильностью своей осанки.
6. Занятия физкультурой.
7. Подвижный образ жизни.Занятия спортом.
Вопрос №3. Как вы считаете, что в данном случае поможет скорейшему выздоровлению?
1. Усиленные самостоятельные занятия физкультурой и спортом.
2. Различные виды физической работы.
3. Подвижный образ жизни.
4. Хождение в туристические походы.
5. Выполнение рекомендаций врача:
а) общеукрепляющие воздействия на весь организм;
б) специальные упражнения, исправляющие форму позвоночника.
Ситуация №4. После домашних уроков Т. решила посмотреть интересный фильм по телевизору. Она устроилась в низком глубоком кресле. При сидении в таком кресле голова и туловище Т. оказались откинутыми назад, а ноги согнутыми в коленях и тазобедренных суставах под острым углом. Проведя в такой позе несколько часов (фильм оказался очень длинным), Т. не только не отдохнула, а, наоборот, почувствовала тяжесть во всём теле и сильную усталость.
Вопрос №1. Выберите из предложенных элементов посадки, которые описаны в данной ситуации, неправильные.
1. Положение головы:
а) слегка наклонена вперёд;
б) откинута назад;
в) высоко поднята.
2. Положение туловища:
а) откинуто назад;
б) находится в прямом положении и слегка опирается о спинку на уровне поясницы;
в) наклонено вперёд.
3. Положение ног:
а) согнуты в коленных и тазобедренных суставах под прямым углом;
б) согнуты в коленных и тазобедренных суставах под острым углом;
в) вытянуты вперёд.
Вопрос №2. Как вы считаете, что в данной ситуации стало причиной неправильной посадки?
1. Усталость после уроков.
2. Длительность просмотра телепередачи.
3. Неправильно подобранная мебель.
4. Отсутствие привычки соблюдать правильность посадки.
Ситуация №5. Девятиклассница О. почти
месяц не могла уговорить подругу В. пойти вечером
погулять. Сначала В. ссылалась на большое
количество уроков, потом на интересную книжку и
телепередачи. К концу месяца В. стала жаловаться
на усталость и головную боль, наконец О. с большим
трудом уговорила В. пойти с ней вместе в секцию
гимнастики, куда сама ходила уже несколько лет.
Посмотрев на В., тренер заметил: «Какая ты
сутулая. Наверное, совсем физкультурой не
занимаешься, всё книжки да телевизор? Ну ничего,
здесь тебе помогут!»
Вопрос №1. Как вы считаете, что в данной ситуации послужило причиной плохой осанки у В.?.
- Угнетённое настроение, связанное с назойливостью подруги.
- Неправильное питание.
- Недостаточное пребывание на свежем воздухе.
- Недостаточная двигательная активность.
- Несоответствующая росту мебель.
- Плохое самочувствие.
- Переутомление.
Вопрос №2. Как вы считаете, что в данной ситуации поможет В. исправить осанку?
- Усиленное питание.
- Всевозможные развлечения (танцы, вечеринки, театр и прочее)
- Пребывание на свежем воздухе.
- Самоконтроль за своей осанкой.
- Постоянные занятия физкультурой
- Занятия спортом.
- Массаж и самомассаж.
По итогам игры коллективно составляется «Памятка для учащихся».
Учитель: А теперь попробуйте ответить на контрольные вопросы?
- Влияет ли осанка на формирование опорно-двигательного аппарата? (Да).
- Влияет ли походка на формирование опорно-двигательного аппарата? (Да).
- Влияет ли посадка за партой, столом, на стуле, в кресле на формирование опорно-двигательного аппарата? (Да).
- Влияет ли положение тела во время сна на формирование опорно-двигательного аппарата? (Да).
- Гарантируют ли только правильные осанка, походка, посадка и положение тела во время сна нормальное формирование опорно-двигательного аппарата? (Нет).
- Являются ли неправильные осанка, походка, посадка и положение тела во время сна заболеваниями? (Нет).
- Влияют ли на формирование опорно-двигательного аппарата занятия физкультурой и спортом? (Да).
- Влияет ли питание на формирование опорно-двигательного аппарата? (Да).
- Влияют ли на формирование опорно-двигательного аппарата различные виды физической работы? (Да).
- Влияет ли образ жизни на формирование опорно-двигательного аппарата? (Да).
- Обязательно ли при начальных нарушениях опорно-двигательного аппарата обращаться к врачу? (Да).
- Можно ли при нарушениях опорно-двигательного аппарата самостоятельно принимать меры? (Нет).
- Обязательно ли при нарушениях опорно-двигательного аппарата выполнять рекомендации врача? (Да).
- Можно ли сохранять большие физические нагрузки при появлении признаков нарушений опорно-двигательного аппарата? (Нет).
- Влияет ли состояние опорно-двигательного аппарата на положение и работу внутренних органов? (Да).
Учитель: Стремление к
сохранению здоровья нашло отражение в народной
мудрости.
Прочтите пословицу, вставьте пропущенные слова,
объясните смысл. За каждый правильный ответ –
жетон. Команда набравшая большее количество
жетонов объявляется победителем.
Человек есть тот, что он ест.
Здоровье дороже богатства.
Здоровья за деньги не купишь.
Здоров на еду, да хил на работу.
Здоровому врач не надобен.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест.
Больная жена мужу не мила.
Больной от могилы бежит, а здоровый в могилу спешит.
Больному и золотая кровать не поможет.
Правильные ответы:
Ситуация №1.
Вопрос №1. Причиной усталости и боли в ногах в данном случае стали туфли на высоких каблуках, к тому же ещё и новые и чужие. Дело в том, что при увеличении высоты каблука тяжесть тела перемещается вперёд и тем дальше, чем выше каблук. При высоте каблука 7 см передний отдел стопы перегружается почти в три раза. При высоком каблуке стопа сползает вниз и большой палец упирается в носок обуви, отчего этот палец отводится кнаружи. Этим как бы уменьшается длина стопы, но у основания пальца начинает выпирать «косточка».
Вопрос №2.
Ответ – 2 а, б; 3 б.
Хождение на высоких каблуках существенно
ухудшает походку и осанку, что приводит к
деформации скелета и нарушению работы
внутренних органов.
Вопрос №3.
Ответ – 1. В данной ситуации сохранить правильные походку и осанку, а также избежать деформации стоп Л. поможет правильно подобранная обувь. Так, обувь, которую носят постоянно в течение всего дня, должна быть на каблуке высотой 2-3 см, а по длине и ширине каблук должен занимать 25% подмётки. При таком каблуке значительная часть тяжести тела приходится на пятки, которые для этого приспособлены.
Ситуация №2.
Вопрос №1. Ответ – 3. Причиной плохого самочувствия Ф. Стал неполноценный сон из-за неудобного дивана.
Вопрос №2. Ответы – 3 а, б, в. Полноценный сон не только оказывает положительное влияние на состояние здоровья, он человеку просто необходим, так как даёт отдых нервной системе и мышцам, уменьшает нагрузку на позвоночник и суставы.
Вопрос №3.Ответы – 1-б, г; 2-б, в; 3-а; 4-а. Правильное положение тела и возможность его поменять во время сна – залог полноценного отдыха. Для этого нужна удобная кровать, которая должна на 15-25 см больше длины тела, и жёсткая, ровная постель. Соблюдение этих требований помогает предупредить нарушения костно-мышечной системы.
Ситуация №3.
Вопрос №1. Ответ – 3-а. В описанном случае причиной сколиоза послужила привычка носить тяжести постоянно в одной руке. Однако развитию плохой осанки и искривлению позвоночника также способствует привычка постоянно стоять, опираясь на одну ногу. В этом случае страдает силуэт: одно плечо становится выше другого. Если вовремя не принять меры для исправления наметившихся деформаций костей и мышц, то может развиться искривление позвоночника, чаще боковой его изгиб, называемый сколиозом.
Вопрос №2. Ответы – 4, 5, 7, 8. Чтобы избежать развития сколиоза, прежде всего необходимо постоянно следить за правильностью своей осанки; если возникла привычка носить тяжести в одной руке, то поскорее от неё избавиться. Для этого надо чаще перекладывать портфель или сумку из одной руки в другую или распределять тяжесть равномерно, нагружая обе руки.
Вопрос №3. Ответ – 5. При лечении сколиоза необходимо выполнять рекомендации врача как общеукрепляющего характера, так и специальные упражнения, исправляющие искривление позвоночника.
Ситуация №4.
Вопрос №1. Ответы – 1-б; 2-а; 3-б. В данной ситуации признаками неправильной посадки являются: откинутые назад голова и туловище, ноги, согнутые в коленных и тазобедренных суставах под острым углом.
Вопрос №2. Ответ – 3. Причиной неправильной посадки в данной ситуации является неудачно подобранная мебель, в частности низкое кресло. Главное условие, позволяющее сохранить наименее утомительную позу сидя, воспитывающее правильную осанку, предупреждающее искривление позвоночника и нарушение зрения, – это соответствие мебели (стола, стула, скамьи, кресла) пропорциям тела. Так, в низком кресле приходится наклоняться, вытягивать ноги вперёд или сгибать их в коленях и тазобедренных суставах под острым углом; на высоком же стуле – всё время держать руки в поднятом положении и лишиться очень важной точки опоры, так как ноги не достают до пола и болтаются в воздухе.
Ситуация №5.
Вопрос №1. Ответы –3, 4, 7. В данной ситуации развивающаяся сутулость связана с недостаточной двигательной активностью, недостаточным пребыванием на свежем воздухе и переутомлением. А уже следствие этого – плохое самочувствие.
Вопрос №2. Ответы – 4, 5 – а, б, в, г; 3, 6, 7. В данной ситуации исправить осанку помогут прежде всего постоянные занятия физкультурой. Это общеразвивающие упражнения, частью которых является утренняя зарядка, специальные упражнения, Развивающие правильную осанку и корригирующие уже появившиеся нарушения.