Пояснительная записка
Теоретический тест по сольфеджио для учащихся 4 класса ОНИ, ОДИ является продолжением теоретического теста по сольфеджио для учащихся 3 класса ОНИ, ОДИ, опубликованного в 2014 году на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок». Содержание теста охватывает весь основной программный материал для учащихся 4 класса ДМШ. Задания построены от более простых и конкретных вопросов к более сложным и обобщённым вопросам (всего – 78). Имеются преемственные связи с материалом предыдущих классов. Многие вопросы закрепляют пройденную ранее теорию 3 класса, но изложены теоретически по-другому или даны в практическом виде. Повторение теоретического материала предыдущих классов используется для закрепления, прочного усвоения и подготовки учащихся к выпускному экзамену в 5 классе. В тест входят разделы: I – «Лад, его особенности. Тональности»; II – «Простые диатонические интервалы»; III – «Тритоны и характерные интервалы», IV – «Аккорды»; V – «Метроритм»; VI – «Некоторые общие теоретические понятия»; VII – «Музыкальная форма». Вопросы можно использовать в текущем, промежуточном, итоговом контроле (по усмотрению педагога). Творческий подход к данному тесту позволяет делить его на части, выбирать отдельные вопросы к определённым темам, к обычным или контрольным урокам, итоговому зачёту. Каждый педагог вправе сочинять свои варианты заданий, дополняя данное содержание теста. Автор данной работы желает преподавателям теоретического цикла и учащимся ДМШ больших творческих успехов в их совместной деятельности!
I раздел – «Лад, его особенности. Тональности»: 3 вида мажора, 3 вида минора, переменный лад, одноимённые и параллельные тональности до 5 знаков (22 вопроса).
1. Лад – организация музыкальных звуков вокруг одного опорного устойчивого звука, который называется тоникой (подчеркните букву ответа):
а) да; б) нет.
2. Существует 2 вида лада (продолжить):____________________________
3. Гамма – последовательный ряд звуков от тоники до её...___________________(завершить)
4. Звуки гаммы (продолжить) называются______________ и обозначаются__________________
5. Отметить ступени лада: устойчивые звуки – кружком; вводные звуки – квадратами; тетрахорды – квадратными скобками:
I II III IV V VI VII VIII.
6. Что не относится к гамме? Обвести букву ответа:
а) опевания; б) устойчивые звуки; в)
эпизод;
г) вводные звуки; д) неустойчивые звуки;
е) тоника; ё) тетрахорды.
7. Мелодия часто заканчивается самой устойчивой ступенью лада (записать словом и римской цифрой): ________________________
8. Написать обозначением самый устойчивый аккорд в музыке в мажоре и миноре:_____________
9. Определить по строению мажорный и минорный звукоряды и подписать их (Dur, Moll):
2Т – П – 3Т – П _____________ Т – П – 2Т – П – 2Т ________________
10. Подписать, где параллельные тональности, а где одноимённые:
Ре мажор и ре минор_____________________ Ре мажор и си минор______________________
11. Подписать (интервалом), на каком расстоянии от I ступени мажора находится тоника параллельной минорной тональности?
ре
минор
Фа
мажор
I _________________ ? _________________I
12. Написать диезные параллельные тональности по ключевым знакам на квинту вверх:
Параллельные тональности | 0 | 1# | 2# | 3# | 4# | 5# |
Мажор | До | |||||
Минор | ля |
13. Написать бемольные параллельные тональности до 5 знаков на квинту вниз:
5b | 4b | 3b | 2b | 1b | 0 | Параллельные тональности |
До | Мажор | |||||
ля | Минор |
14. Лад, в котором сочетаются две тоники параллельных тональностей, называется (завершить)… ________________________
15. Что значит разрешение? Обвести букву ответа
кружком: а) переход устойчивых звуков в
устойчивые звуки; б) переход неустойчивых звуков
в соседние устойчивые звуки; в) перенос
нижнего звука на октаву вверх.
16. Переход неустойчивых звуков лада в соседние устойчивые звуки называется …(закончить) __________________________
17. Подписать римскими цифрами ступени, которые так разрешаются:
18. По ключевым знакам определить тонику мажорных тональностей. <Приложение 1. Рис.1>
19. Написать вид минора и мажора, у которого звуки без изменений___________________
20. Написать нотами в восходящем движении ми бемоль мажор и фа диез минор гармонического вида (со знаками). <Рис.2>.
21. Написать вверх мелодический фа минор слогами в правильном порядке: фа, соль, си бемоль, ре бекар, ля бемоль, до, ми бекар, фа... ______________________________________________
22. Соединить линиями вид лада с обозначением:
Минор без изменений Dur м
Мажор без изменений Dur г
Мажор с VIb Dur н
Мажор с VIb, VIIb Moll н
Минор с VII # Moll м
Минор с VI#, VII# Moll г
II раздел – «Простые диатонические интервалы» (10 вопросов)
1. Расстояние между двумя звуками называется ___________________(дописать).
2. Чистые интервалы: сделать соответствие данным интервалам количество ступеней и количество тонов (соединить стрелками):
количество ступеней | название интервалов | количество тонов |
4 | ч. 1 | 2,5т |
1 | ч. 4 | 3,5т |
8 | ч. 5 | 6т |
5 | ч. 8 | 0т |
3. Малые интервалы. Сделать соответствие интервалам количество ступеней и тонов (соединить стрелками):
количество тонов | название интервалов | количество ступеней |
4т | м. 2 | 2 |
0,5т | м. 3 | 7 |
5т | м. 6 | 6 |
1,5т | м. 7 | 3 |
4. Большие интервалы. Сделать соответствие интервалам количество ступеней и тонов (соединить стрелками):
количество тонов | название интервалов | количество ступеней |
5,5т | б.7 | 2 |
4,5т | б.6 | 3 |
2т | б.3 | 6 |
1т | б.2 | 7 |
5. Консонирующие и диссонирующие интервалы (соединить стрелками):
|
|
6. Отметить гармонические интервалы буквой Г, мелодические – буквой М. <Рис.3>.
7. Чистая прима и чистая октава. Соединить стрелками обозначение интервалов с его характеристикой:
ч. 1 повтор звука в другой октаве,
ч. 8 повтор звука в той же октаве.
8. Гармоническая краска диссонансов; ч. 4; ч. 5 (соединить линией):
м. 2, б. 2, м. 7, б. 7 пусто;
ч. 4 резко, неблагозвучно;
ч. 5 решительно, призывно.
9. Мажорная и минорная краска консонансов (соединить стрелками):
м. 3, м. 6 мажорная краска;
б. 3, б. 6 минорная краска.
10. Расстояние между звуками интервала. Соединить стрелками обозначение интервала с характеристикой расстояния между звуками:
м. 3, ч. 1, м. 2, б. 2 широко;
ч. 8, б. 7 узко;
ч.4, ч. 5 среднее расстояние.
III раздел – «Тритоны и характерные интервалы» (6 вопросов)
1. Какие интервалы соответствуют этим названиям? Соединить стрелками:
простые диатонические интервалы ув. 4, ум. 5;
тритоны м. 3, ч. 5, м. 6, б. 2, б. 6.
2. Подписать ступени и соединить характерные интервалы с разрешением (в гармоническом миноре):
ув. 2 ч.5;
ум.7 ч.4.
3. Подписать характерные интервалы гармонического си минора с разрешением и ступени, на которых они строятся. <Рис.4>
4. Тритоны с разрешением в мажоре и гармоническом миноре. Подписать ступени и соединить интервалы с разрешением:
ув.4 б.3 (м.3);
?______ ? ______
ум.5 м.6 (б.6).
? ______ ? _______
5. Подписать тритоны в ля бемоль мажоре натуральном, фа миноре гармоническом и ступени, на которых они строятся. <Рис.5>
6. Отметить самые напряжённые интервалы по окраске: ум. 5, ч. 5, м. 6, б. 3, ч. 4, ув. 4, ч. 4 (подчеркнуть их).
IV раздел – «Аккорды». Обращения и разрешение аккордов. Гармоническая краска аккордов (16 вопросов)
1. Главные трезвучия – это трезвучия:
а) I, III, V ступеней;
б) I. IV. V ступеней;
в) II, IV, VI, VII ступеней (подчеркнуть букву).
2. Обращения Б5/3, М5/3. Соединить стрелками обозначение аккордов с их строением:
М.6 м.3 + ч.4
Б.6 б.3 + ч.4
М 6/4 ч.4 + б.3
Б 6/4 ч.4 + м.3
3. Показать стрелками разрешение обращений главных трезвучий:
Д5/3 Т5/3 (t5/3) S5/3 (s5/3)
Д6 Т6 (t6) S6 (s6)
Д6/4 Т6/4 (t6/4) S6/4 (s6/4)
4. Главные и побочные трезвучия. Какие трезвучия соответствуют этим названиям? (Соединить стрелками):
Главные трезвучия лада II5/3, III5/3, VI5/3, VII5/3;
Побочные трезвучия лада I5/3, IV5/3, V5/3.
5. Соединить стрелками названия аккордов, интервалов с их обозначением:
Главные трезвучия с обращениями VII7, Т7, III7, S7, II7, VI7, Д7.
Интервалы Д2, Д6/5, Д7, Д4/3.
Д7 с обращениями Д6, Т6/4, S6, Т5/3, S6/4, Д5/3, S5/3, Д6/4, Т6.
Септаккорды ч.1, б.7, м.3, ч.5.
6. Определить ответ для обращения интервалов и аккордов (соединить стрелками):
Обращение аккордов а) перенос нижнего звука на октаву вверх, другой звук – на месте;
Обращение интервалов б) перенос нижнего звука на октаву вверх, другие звуки – на месте.
7. Где встречается обращение?.Подчеркнуть 3 правильных ответа:
а) у размеров; б) у гаммы;
в) у септаккодов; г) у трезвучий; д) у интервалов.
8. На чём чаще всего основано разрешение все неустойчивых интервалов и аккордов? Выбрать ответ, обвести букву кружком:
а) на плавном движении неустойчивых звуков в соседние устойчивые звуки;
б) на движении скачком в устойчивые звуки; в) на движении в любые соседние звуки.
9. Расставьте в правильном порядке обращения аккордов от основного вида сверху вниз:
Т6/4 ________________Д6________________S6________________Д2_______________
Т5/3 ________________Д6/4______________ S6/4______________Д6/5______________
Т6 ________________ Д5/3______________ S5/3______________Д7 ______________
Д4/3 ______________
10. Отметьте правильное разрешение аккордов: Д7, мVII7, ум.VII7 (соединить стрелками с тоническими аккордами):
Д7 м.VII7 ум.VII7 |
Т6 Т5/3 с пропущенной квинтой, утроенной I ступенью Т6/4 Т5/3 с удвоением квинты Т5/3 с удвоением терции |
11. В каком виде лада строятся мVII7 и ум.VII7? Соединить стрелками:
м.VII7 Dur н
Dur г
ум.VII7 Moll н
Moll г
12. Обращения интервалов и аккордов. Сколько обращений у интервалов, трезвучий, септаккордов? Ответ соединить с цифрой:
у интервалов 1
у трезвучий 2
у септаккордов 3
13. Подчеркнуть самые напряжённые аккорды: VI5/3, Д7, ум.VII7, S6/4, ум.5/3, Д6, Д6/4, S5/3.
14. Подчеркнуть самые светлые аккорды: Д5/3, T5/3, S5/3, t6, S6/4, умVII5/3, Д7, м.VII7.
15. Подписать обращения Д7 и мVII7, ум. VII7 в основном виде.< Рис.6>.
16. Подписать обращения главных трезвучий.< Рис.7>.
V раздел – « Метроритм» (12 вопросов)
1. Чему равен затакт 2 шестнадцатых? Соединить затакт линией c длительностью <Рис. 8>:
2. Поставить размеры перед ритмом <Рис. 9>:
3. Показать стрелками длинный и короткий пунктирный ритм <Рис. 10>:
4. Триоль – это: а) деление доли на 4 равные части; б) деление доли на 2 равные части; в) деление доли на 3 равные части. Подчеркнуть букву.
5. Соединить триоли с протяжённостью долей <Рис. 11>:
6. Пунктирный ритм – это ритм с точками (подчеркнуть ответ): а) согласен (а); б) не согласен (а).
7. Подчеркнуть пунктирный ритм среди других ритмических рисунков <Рис. 12>:
8. Синкопа – это…(обвести букву правильного ответа:
а) чередование сильных и слабых долей;
б) смещение метрического акцента с сильной доли на слабую;
в) подчёркивание сильной доли.
9. Определить синкопу. Внутритактовую синкопу подчеркнуть одной чертой, междутактовую – двумя чертами <Рис. 13>:
10. Каким танцам принадлежат следующие ритмические рисунки? Соединить линиями <Рис. 14>:
11. Разделить ритм на такты и сгруппировать в размере 2/4. <Рис. 15>
12. Из перечисленных размеров отметить сложные размеры: а) 3/4, б) 4/4; в) 3/8; г) 6/8.
VI раздел – «Некоторые общие теоретические понятия» (7 вопросов)
1. Три типа тональных соотношений. К ответам: поставить цифры:
1) сопоставление переход из одной тональности в другую с возвращением в первоначальную;
2) отклонение сопоставление тональностей на гранях формы;
3) модуляция переход из одной тональности в другую с закреплением тоники новой тональности.
2. Что значит сольфеджирование и сольмизация? Соедините вопрос с ответом:
а) пение по нотам с дирижированием;
б) проговаривание нот с дирижированием.
3. Секвенция – это…(подчеркнуть букву ответа):
а) варьирование мотива;
б) проведение мотива в другом голосе;
в) смещение мотива на другую высоту вверх или вниз (на интервал 2, 3, 4…).
4. Согласны ли вы, что секвенция используется для развития мелодии? Подчеркнуть ответ:
а) да;
б) нет.
5. Транспонирование – перенесение фразы или мелодии _______________________(завершить).
6. Определить в музыкальных примерах секвенцию и транспонирование. Отметить их буквами:
С и Т. <Рис. 16>. В транспонировании определить тональности, в секвенции – отметить звенья, интервал, на который смещается мотив, указать направление секвенции (вверх или вниз).
7. Написать ответы к определениям:
а) точное повторение темы _______________________
б) изменённое повторение темы _________________________
в) повторение мотива в другом голосе _________________________
VII раздел – «Музыкальная форма» (5 вопросов)
1. Какой из перечисленных признаков не является частью периода? Подчеркнуть букву:
а) предложение;
б) мотив;
в) субмотив;
г) рефрен;
д) фраза.
2. Одночастная музыкальная форма, излагающая одну музыкальную мысль (тему), называется… _____________________(дописать).
3. Части периода, его членение. Поставить буквы от большего построения к меньшему:
а) предложение ____________________
б) фразы ____________________
в) период ____________________
г) субмотивы ____________________
д) мотивы ____________________
4. Соединить названия музыкальных форм с их схемами:
Простая 2-х частная форма А
Период А – В
Рондо А – В – А – С – А
Простая 3-х частная форма А – А1 – А2 – А3 – А4…
Вариации А – В – А
5. Как называется музыкальная форма, в первом разделе которой 4 музыкальные темы: гл.п., св.п., п.п., з.п. ? _______________________________(написать).