Урок математики "Таблица сложения". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Планируемый результат

Предметные:

Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; определять структуру задач в два действия, составлять план решения и записывать решение; выполнять вычисления в пределах второго десятка с опорой на знания нумерации; правильно называть компоненты  сложения, вычитания; сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счете.

Личностные:

Проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения; понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учеб ной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; работать по предложенному плану, инструкции; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;  владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике, тетради; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; проводить анализ учебного материала; проводить классификацию, указывая на основание классификации; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Тип урока: закрепление изученного материала

Основные термины: слагаемое, сумма, целое, часть, уменьшаемое, вычитаемое, разность, таблица сложения

Ресурсы урока:

  • Для учителя:
    • Рабочая программа.
  • Для учащихся:
    • Учебни к«Математика», часть 2, с. 72
    • Таблица сложения.

ХОД УРОКА

Технология проведения

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты, УУД

I. Организационный момент (1 мин.) – Сегодня на уроке  математики  мы продолжим раскрывать математические секреты. Желаю всем нам успешной работы.
– Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", все должно правильно лежать на парте: учебник по математике, тетрадь,  пенал.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Визуальный контроль готовности, эмоциональный настрой на урок.
Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.

Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»

Регулятивные:
осуществлять самоконтроль;
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
II. Актуализация знаний (5 мин.)

1. Устный счет

– Но что это за звук? Это пришло письмо от доброго волшебника – математики из страны Терабитии! Кажется,  у него к нам срочное послание! Но прежде, чем отдать его, он хочет  проверить, как мы разбираемся в математике, и  для этого нужно пройти испытания. И они начинаются прямо сейчас. Закройте глаза, только так мы сможем попасть в эту страну (включается звук волшебства). Можете открывать! Посмотрите, волшебник оставил нам карту. Нужно дойти до конца, и первое место, куда мы попадем, это
– болотные кочки, через которые можно перепрыгнуть, сказав точный ответ. Я называю выражение, а вы шепотом отвечайте мне.
10 –3   +7   –5  
+6   –7   +4
Вызывает к доске двоих и просит их заполнить домики.
Проводит устный счет и контролирует правильность выполнения детьми примеров.
Двое работаю у доски, остальные проверяют правильно ли они выполняют задание.

 

 

 

 

 

7, 14, 9, 15, 8, 12

Предметные:
правильно называть
последовательность чисел  при счёте; правильно читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10; знать состав чисел 2– 10; находить значения выражений, содержащих одно действие( сложение или вычитание);
правильно использовать переместительное свойство сложения;
Метапредметные (УУД)
познавательные:
Выполнять классификацию; обосновывать основание для классификации;
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
2. Логическая разминка (Презентация. Слайд с картой) Следующее место – это волшебная полянка, где растут «решай – цветы». Я называю пример с цветочка, вы говорите мне – ответ.
(На слайде примеры:  6 + 4, 7 + 6, 8 + 3, 9 + 4, 7 + 5, 6 + 7).
(Слайд с картой) Какие мы молодцы, но испытания продолжаются. Перед нами вход в замок волшебника, но волшебник  так давно не пользовался дверями, что от этого  замок заржавел. Чтобы их открыть, нам нужен код из цифр. Эти цифры спрятаны в примерах: 8 + 3 + 2; 7 + 4 + 3; 6 + 5 + 4; 7 + 5 + 4; 8 + 4 + 5 (13, 14, 15, 16, 17)
Набираем код.  Дверь открылась!
Вот и волшебник!
– Здравствуйте, ребята! Вы прошли почти все испытания, но я хочу узнать, как вы решаете задачи. Будьте внимательны.
  • Батон и пачка сахара весят больше, чем батон и конфеты. Что весит больше: сахар или конфеты?
  • Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик?

– Вы выполнили все задания, поэтому я открою  мой секрет! Недавно я узнал, что вы научились прибавлять к числу числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9! Вы решали много примеров, а также учили наизусть. И теперь эти примеры подружились, и решили больше никогда не расставаться. А в этом им помог я, сотворив для них домик, который мы назвали «таблицей сложения».
– Ребята, я все вам рассказал, а теперь меня ждут другие ребята, до свидания!!!

 

 

10, 13, 11, 13, 12, 13

 

 

 

13, 14, 15, 16, 17

 

 

Сахар

Груша

III.  Самоопределение к деятельности

Формулирование проблемы, планирование

И теперь, когда мы будем решать примеры, можно будет воспользоваться этой таблицей  сложения. В ней находятся все те же примеры, но в определенном порядке – по старшинству. И этот секрет вы должны запомнить, а как вы думаете, для чего?

Этот необычный домик волшебник спрятал в учебнике  на странице 72.

Помогает определить тему урока.
Предлагает определить базовый объем знаний для освоения новой задачи
Формулировка учебной задачи вместе с детьми.
– Чтобы научиться быстро складывать числа, таблица облегчает нам работу.
– Правильно пользоваться таблицей сложения.
Предметные:
знать состав чисел в пределах 20
Метапредметные (УУД)
познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные:
высказывать свое предположение;
коммуникативные:
точно и полно выражать свои мысли.
IV. Работа по теме урока: – Сравните примеры каждого столбика.
– Что изменяется в примерах каждого столбика?
– Как оно изменяется?
– Как это влияет на сумму?
– Сравните примеры в каждой строке.
– Как изменяется первое слагаемое? Второе слагаемое?
– Изменится ли сумма?
– Прочитайте равенства в 3 столбике разными способами.
13 – это 7 и сколько?
– К какому числу прибавили 6, если получили 11?
– На сколько увеличили 9, если получили 18?
– Какое число надо увеличить на 9, чтобы получить 13?
Сумма каких двух числе равна 14?
№1 (с.72)
Первое задание выполните устно, с комментированием.
Второе задание выполняем вместе со мной.
Эту таблицу необходимо выучить

– Второе слагаемое.
– Увеличивается на 1.
– Если первое слагаемое не изменяется, а второе слагаемое увеличивается на 1, то и сумма увеличивается на 1.
– Если первое слагаемое уменьшится, а второе увеличится, то сумма не изменится.
6
5
На 9
4
0 и 14, 1 и 13,2 и 12, 3 и 11, 4 и 10, 5 и 9, 6 и 8, 7 и 7
Предметные:
правильно записывать выражения; уметь пользоваться таблицей сложения для нахождения суммы и разности чисел
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
отличать верно выполненное задание  от неверного;
осуществлять самоконтроль;
познавательные:
осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
 слушать и понимать речь других;
 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
V. Физкультминутка для глаз и на внимание (2 мин) Включаю видеоряд  для глаз.
Показываю движения руками, дети повторяют за мной. Повороты вправо, влево,  потянуться вверх. Прошу всех бесшумно сесть.
Включает  видеоряд. Показывает движения. Ученики смотрят видеоряд для глаз. Повторяют движения за учителем; стараются бесшумно сесть.
VI. Закрепление изученного материала. Работа по учебнику №2 (с.72)
– как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
–известен ли рост Даши и Наташи?
–Что известно в задаче?
– Если девочки были весной одинакового  роста, то какие числа мы будем сравнивать?
– Что значит «выше»?
– Запишите решение задачи самостоятельно.
№3(с.72)
В первой задаче подбирают данные самостоятельно. При подборе данных во второй задаче учителю необходимо обратить внимание детей на то, что сумма чисел – цен ручек и блокнота – должна быть меньше 10. Решения и ответы учащиеся записывают самостоятельно. Проверка.
Помогает при решении задач. Выполняют в тетради схематически рисунок. Устно решают задачи. Личностные УУД:
определять общие для всех правила поведения; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль;
познавательные:
ориентироваться в учебнике;
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
уметь находить и выделять необходимую информацию;
уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
 уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
– владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
VII. Обобщающая беседа (1 мин) – Чем мы с вами сегодня занимались на уроке, что повторили, что нового узнали?
– Какую учебную задачу вы поставили перед собой на уроке?
– Удалось ли нам её решить?
Задает вопросы, которые помогут вспомнить изученное на уроке. Вспоминают то, чем занимались на уроке
– Изучить таблицу сложения.
– Да
Метапредметные УУД
регулятивные:
уметь делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока
познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания.
коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме;
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) (2 мин.) – Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.
– Встали. Урок закончен. Всем спасибо!
Предлагает детям ответить на обобщающие урок вопросы. Предлагает выразить свои чувства после изучения новой темы. Ученики отвечают на обобщающие вопросы. Выражают свои эмоции от пройденного урока.  Личностные УУД:
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
осуществлять самоконтроль;
давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.