Украшение эскиза доски мезенской росписью

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Актуальность данной темы заключается в связи времён в народном искусстве. Декоративно-прикладное искусство - самое древнее искусство, и в то же время оно молодое, потому что по прежнему необходимо человеку в его жизни, в быту. Декоративное искусство имеет свой совершенно особый образный язык, освоение его даёт возможность увидеть и понять особую красоту предмет, его декора.

Во время урока учащиеся знакомятся с самобытной манерой росписи по дереву, выполненной в оригинальной графической технике. Дети осваивают основные приемы росписи, вспоминают образно-символический язык народного прикладного искусства (солярные знаки, целостность мира в единстве космоса-неба, земли и подводно-подземного мира), создают композицию в эскизе, учатся узнавать и отличать мезенскую роспись от других видов. На уроке представлены наглядные примеры предметов с мезенской росписью, альбомы, образцы детских работ.

Тема года “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека”.

Тема четверти “Связь времен в народном искусстве”.

Тема урока “Украшение эскиза доски мезенской росписью”.

Цель: ознакомление с произведениями народных промыслов, с особенностями мезенской росписи, с знаково-символическим языком декоративно-прикладного народного искусства.

Образовательный результат:

- уважительное отношение к культуре и искусству нашей страны, проявление интереса к народному творчеству, тонкостям данного вида росписи;

- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений по выполнению мезенской росписи;

- получение знаний о виде народного творчества – мезенской росписи, о её возникновении, материалах которые в ней применяются.

Оборудование на уроке: компьютер учителя, мультимедийный проектор, учебная презентация.

Этап урока Цель этапа Учебный материал для учащихся УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный этап 1. Создание психологического настроя на учебную деятельность и активизацию внимания.   В соответствие с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучения на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.

Формирование регулятивных универсальные учебные действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства происходит постепенно в процессе решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например, создание композиции из элементов орнамента согласно древним традициям, сочетают элементы геометрического орнамента каждый по-своему. При этом осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.

1. Контролирует учащихся. 1. Подготовка рабочего места.
2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала 2. Мотивация учебной деятельности. Помочь вспомнить материалы уроков по народным промыслам. 2. Учебник по изобразительному искусству для 5 класса “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека” Горяева Н.А., Островская О.В. под ред. Б.М. Неменского; презентация к уроку; предметы с мезенской росписью; альбомы с образцами мезенской росписи; образцы детских работ. 2. Беседа, вопросы.

А) Какие народные художественные промыслы России вы знаете?

Б) В чем проявляется своеобразие каждого из них?

2. Слушают объяснение и отвечают на вопросы.

А) Гжельская, Городецкая, Хохломская, Жостовская.

Б) У каждой росписи свои характерные особенности.

3. Этап изучения нового материала 3. Научить выполнять орнамент мезенской росписи. 3. Листы с орнаментом мезенской росписи, на которых показано поэтапное рисование определённых элементов (геометрического орнамента, птиц, оленей, коней). 3. Учебная беседа.

Тема нашего урока “Эскиз украшения доски мезенской росписью” (слайд 1). На данном уроке мы знакомимся с образцами северной росписи, которая получила название “мезенская роспись”.

Мезенская роспись – роспись народов Севера - одна из наиболее древних русских художественных промыслов (слайд 3). Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб, предметов быта. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась (слайд 4). Река Мезень находится в Архангельской области[3].

А) Что в орнаменте тебе знакомо?

Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты, птицы, олени и кони[2] (слайд 5).

Б) Как расположены эти знаки и символы? Характерной чертой росписи является наличие полос или ярусов[2] (слайд 6).

В) Какие цвета применяются в росписи?

В древности мезень писалась сажей и глиной, поэтому цвет черный и красный[2] (слайд 7).

Давайте наиболее подробно посмотрим на элементы орнаментов.

Изображение солярных знаков, древа жизни (слайд 8,9).

Изображение птиц (слайд 10).

Изображение оленей и коней (слайд 11).

Изображение птиц и животных очень графичны, они напоминают древние наскальные рисунки Карелии[1]. К ним добавлены точки, черточки, завитки, спирали, которые усиливают движение бегущих животных и имеют строгий порядок (слайд 12).

3. Слушают объяснение и запоминают.

А) Знаки-символы.

Б) Расположены рядами

В) Расписаны они красками двух цветов, красной и черной

4. Этап закрепления новых знаний 4. Выполнение творческого задания. Украшение доски мезенским орнаментом (на листе бумаги) гуашью. 4. Листы для рисования ф.А3 (эскиз доски заготовлен заранее), гуашь красного и черного цвета, кисти № 1, 2, 4, тряпочка, баночка с водой. Музыкальный ряд: народные мелодии в инструментальном изложении (как фон). 4. Задание (слайд 13, 14). Поэтапная “Роспись доски”. 4. Выполняют задание, обращаются за помощью.
5. Итог урока 5. Выставление отметок и оценивание работ учеников. 5. Лучшие работы вывешиваются на доске. 5. На этом уроке мы выполнили работу по украшению доски мезенской росписью. Научились изображать основные виды росписи. Создали композицию, применив новые знания.

А) Вам понравилась роспись народа Севера?

Б) Что характерного в этой росписи, чем она отличается от других?

В) Выскажите своё мнение о мезенской росписи.

5. А) Да.

Б) Рисунок выполнен красной и чёрной краской, несколько ярусов.

В) Роспись простая, но очень красивая и немного загадочная. Требует аккуратности и внимания.

6. Домашнее задание Закрепление знаний, полученных на уроке Учебник и рабочая тетрадь для 5 класса Рабочая тетрадь – стр.20 кроссворд “народные художественные промыслы” Запись домашнего задания

Список литературы

  1. Учебник 5 класс “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека” Н.А. Горяева, О.В. Островская под ред. Б.М. Неменского, 2014.
  2. Рабочая тетрадь по основам искусства “Мезенская роспись” Ю.Г. Дорожин
  3. Википедия Свободная энциклопедия Мезенская роспись по дереву [электронный ресурс]: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%
    B0%D1%8F_%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C_%D0%BF%D0%BE_
    %D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%83