Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах младших школьников во время занятий математикой? Можно ли наблюдать вспышку неподдельной радости в глазах, в выражениях лиц детей, когда у последних вдруг загорится догадка, забьется живая, рвущаяся наружу мысль? Можно ли у младших школьников вызвать к занятиям математикой настолько большой интерес, что они, встречая учителя, неоднократно обращаются к нему с одним и тем же вопросом: «Когда же у нас будет следующая математическая игра, КВН, олимпиада, турнир любознательных?».
Такие моменты, когда педагог сумел вызвать окрыленность и неподдельный интерес учащихся к предмету, являются поистине для него счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда.
Внеклассная работа по математике создает атмосферу творческого вдохновения. Она помогает развитию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, в конструировании различных геометрических фигур. Внеклассная работа способствует организации коллектива товарищей, которые вместе с наибольшей эффективностью выполняют какое-либо задание, участвуют в игре, командных соревнованиях, вместе выпускают стенгазету. Она является важной составляющей в интеллектуальном развитии ребенка.
Цели:
- систематизирование и обобщение знаний детей
- развитие логического мышления, математической речи учащихся, памяти, творческих способностей
- воспитание интереса к математике, умения работать в группе, доброжелательности
Задачи:
- повторить состав числа 10, способствовать закреплению навыков устного счета до 20
- развивать умение решать и составлять задачи, отгадывать ребусы
- развивать логическое мышление
- закрепить изученные геометрические понятия и представления
- организовать коллектив ребят, которые вместе будут выполнять задания, участвовать в игре, командных соревнованиях
- провести игры по станциям, используя маршрутный лист: станции – Задачкино, Помогалкино, Добавлялкино, Ребусы, День-ночь, Лучший счетчик, Геометрический конструктор
Оборудование: 7 станций (столы с табличками названий станций), таймер
Материалы:
- маршрутные листы каждой команде, конверты с заданиями для каждой команды, карандаши, фломастеры, призы
- эмблемы для каждого члена команды (точка, отрезок, треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник, семиугольник)
- компьютер, монитор, видео-приложения
Описание игры
Дети разбиваются на 7 команд. Каждый член
команды получает эмблему. Команды выбирают
капитана. Капитаны получают у «главного
магистра» конверты с маршрутными листами. В
процессе игры команды проходят 7 станций. На
каждой станции их ждут магистры, которые
предлагают задания. Начало игры и переход от
станции к станции осуществляется по сигналу.
Время пребывания на каждой станции – 3 минуты.
Последний конкурс – конкурс капитанов.
Подведение итогов и награждение проводят
магистры
Материалы к игре прилагаются (эмблемы,
маршрутные листы, задания по станциям).
1. Организационный момент
2. Вступление (Приложение 1)
Ни далеко, ни близко, ни за горами, ни за лесами
находилась страна Математика. Правила той
страной царица Математика. Она была хоть и
царица, но большая труженица, самая умная, самая
мудрая, самая точная. Царица постоянно обходила
свои владения, следила за порядком. Подданные
очень любили ее.
Страна Математика процветала. Но, однажды, в
страну пробрался коварный Вирус и начался хаос.
Вышли из строя все железные дороги, потому что
параллельные прямые пытались пересечься.
Перекосились дома, так как параллелепипеды
захотели стать конусами. Перепутались числа, и
почта не доходила до адресата. В магазинах, чем
больше платили, тем меньше давали. Машины стали
ездить очень быстро, но всегда опаздывали. А
часовая стрелка побежала в обратную сторону.
Мудрая царица Математика пыталась навести
порядок. Тогда хитрый Вирус заманил её в высокую
башню и закрыл на большой замок.
Чтобы открыть замок нужно произнести волшебную
фразу. А какую фразу, мы пока не знаем и наша с
вами, ребята, задача её отгадать.
На экране появляются эпизоды фильма. Учитель
знакомит детей со станциями и объясняет правила
игры. (Приложение 2, Приложение 3, Приложение
4, Приложение 5,
Приложение 6)
3. Работа по группам
– Мы отправляемся в сказочное путешествие на поезде по стране Математике. На каждой станции нам будут давать задания. Если задание выполнено правильно, то вы получить кусочек фразы. В конце игры капитаны команд соберутся в штабном вагоне и из этих кусочков составят фразу – ключ к открытию замка. Тогда мы сможем открыть замок и спасти царицу Математику.
– Дети никуда не отправляются, не изучив маршрутный лист. В каждой команде свой маршрутный лист. Количество точек в левом верхнем углу соответствует номеру команды.
Капитаны берут маршрутные листы и команды проходят по всем станциям, выполняя соответствующие задания.
– станция Задачкино
– станция Помогалкино
– станция Добавлялкино
– станция Ребусы
– станция День-ночь
– станция Лучший счетчик
– станция Геометрический конструктор
После прохождения всех станций капитаны команд
с полученными кусочками фразы собираются вместе
и складывают ее. («Математика – Царица всех наук.
Она ум в порядок приводит»)
На экране появляется открытый замок, царица
математики и эта фраза.
VI. Подведение итогов игры
Чему вас научила сегодняшняя игра? (Мы научились играть в команде, вместе думать, прислушиваться к мнению товарищей, повторили счет, поняли, что знания математики помогают открывать любые замки).