Разработка данной программы продиктована необходимостью дальнейшей работы по сопровождению несовершеннолетних правонарушителей в рамках внедрения ювенальных технологий в судопроизводство и является продолжением (вторым циклом) групповой коррекционно-реабилитационной программы «Точка опоры».
Вид программы: коррекционно-реабилитационная программа, направленная на оказание психолого-педагогической помощи и поддержки несовершеннолетним, осужденным к наказанию, не связанному с реальным лишением свободы или в отношении которых прекращено уголовное дело по реабилитирующим основаниям.
Участники программы: несовершеннолетние правонарушители.
Цель программы: создание условий для личностного роста подростков, совершенствование навыков общения, повышение уверенности в себе, формирование навыков саморегуляции, снятие барьеров в процессе межличностного взаимодействия, предупреждение дальнейшего отклонения в поведении несовершеннолетних.
Задачи:
1. Создать условия для формирования стремления
к самопознанию, погружения в свой внутренний мир
и ориентация в нем.
2. Расширение знания подростков о чувствах и
эмоциях, создание условий для развития
способности безоценочного их принятия,
формирования умения управлять выражением своих
чувств и эмоциональных реакций.
3. Способствовать формированию навыков общения,
умения слушать, высказывать свою точку зрения,
приходить к компромиссному решению и пониманию
других людей.
4. Способствовать осознанию своей жизненной
перспективы, жизненных целей, путей и способов их
достижения.
Структура программы:
Программа коррекционно-реабилитационых
занятий состоит из 4-х этапов:
1 этап – диагностический. Сбор проблематики для
последующей коррекции.
2 этап – коррекционно-реабилитационные занятия с
целью предупреждения дальнейшего отклонения в
поведении подростков; помощи
в преодолении возникшего
кризиса и самостоятельного
изменения своей жизненной позиции.
3 этап – итоговая диагностика с целью выявления
динамики происходящих изменений в личностной и
эмоционально-волевой сферах несовершеннолетних.
4 этап – консультативное
психолого-педагогическое сопровождение.
Программа содержит:
– учебно-тематический план;
– описание диагностических методик;
– краткое описание занятий, содержащее в себе:
цель, время, используемые материалы, инструкция,
анализ.
Условия проведения: занятия проводятся на базе Г(О)БОУ ПМСС-центра в групповой форме, в актовом зале. Занятия могут проводиться под музыкальное сопровождение, что способствует расслаблению, включенности в работу, снятию психологических барьеров, мышечно-двигательных зажимов, повышению настроения.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю в течении 2-х месяцев.
Продолжительность занятий: 1 академический час.
Выбор упражнений для тренинга:
– предлагаются сначала легкие, затем более
сложные упражнения;
– после каждого упражнения обязательно следует
обсуждение, обмен мнениями, чувствами,
впечатлениями;
– от предлагаемых упражнений подросток должен
получать только положительные эмоции.
Критерии ограничения и противопоказания на участие в программе: к участию в освоении программы не допускаются подростки, имеющие психиатрические заболевания, требующие медицинской помощи.
Способы, обеспечивающие гарантию прав участника программы: гарантия прав участника программы обеспечивается «Правилами работы группы», которые вырабатываются на первом занятии.
Сроки и этапы реализации программы:
1, 3 этап – диагностические (январь,
апрель).
Первичная диагностика на этапе комплектования
тренинговой группы, итоговая диагностика по
завершению тренинговых занятий.
2 этап — коррекционно-реабилитационные занятия с целью раскрытия личностного потенциала подростков, осознание и проявление своих сильных сторон, развитие способности к целеполаганию (февраль-март).
4 этап — консультативное психолого-педагогическое сопровождение – оказание консультативной помощи (на всем протяжении занятий и до конца учебного года).
Ожидаемые результаты реализации программы
1. Сформируется стремление к самопознанию,
произойдет погружение в свой внутренний мир и
ориентация в нем.
2. Расширятся знания подростков о чувствах и
эмоциях, разовьются способности безоценочного
их принятия, сформируются умения управлять
выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
3. Разовьются навыки общения, умения слушать,
высказывать свою точку зрения, приходить к
компромиссному решению и пониманию других людей.
4. Произойдет осознание своей жизненной
перспективы, жизненных целей, путей и способов их
достижения.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
У несовершеннолетних повысится самоконтроль поведения, противодействие негативным влияниям среды, произойдет осознание собственной значимости, скорректируются позитивно–ориентированные жизненные планы, ценностные ориентации, они научатся приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
Занятие № 3. «Моя жизненная позиция»
Цель: формирование установки на саморазвитие и самопознание, развитие адекватного представления о себе.
Время: 1 академический час.
Материал: бланки таблиц и методик, ручки, листы бумаги.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия. Упражнение «Здравствуйте, это Я!»
Цель: создание благоприятного настроя на
работу, на продуктивную деятельность.
Время: 5 минут.
Техника проведения: подростки здороваются
друг с другом, говоря фразу: «Здравствуйте, это
Я!»»
Инструкция: «Давайте поздороваемся друг с
другом, произнося по очереди фразу:
«Здравствуйте, это Я!».
2. Упражнение «Поезд»
Цель: развитие группового взаимодействия
и сотрудничества.
Время: 5 минут.
Техника проведения: игра проводится в круге.
Сначала надо рассчитаться на первый-второй.
Первые номера – хлопок в ладони, два притопа
ногами. Вторые номера – два хлопка, один притоп.
Движения повторяются по очереди: первый – второй
– первый – второй и т.д. по кругу: имитируется
стук колес поезда.
Инструкция: «Давайте рассчитаемся на
первый-второй. Первые номера делают хлопок в
ладони, два притопа ногами. Вторые номера – два
хлопка, один притоп. Движения будем повторять по
очереди: первый – второй – первый – второй и т.д.
по кругу, имитируя стук колес поезда.
3. Притча о молодом человеке
Время: 5 минут.
Инструкция: «Хочу рассказать вам притчу о
молодом человеке. Послушайте её внимательно.
Жил-был один молодой человек и очень ему не
нравился современный мир, и он решил сделать все
возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с
золотой медалью, институт международных
отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил
старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью
заметил, что мир не изменился. Тогда он решил
сузить пространство своего влияния, вернулся в
свой родной город, вот здесь-то он сможет
реализовать свои мечты: он построит людям новые
дома. Улучшит материальное положение и т.д.
Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10, и он с
сожалением заметил, что жизнь в городе, какой
была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда
он решил воздействовать на членов своей семьи,
изменить их. Но и через 5 лет он не увидел
результатов своего труда. Тогда он решил
измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое
отношение к людям и с удивлением заметил, что
изменились люди, окружающие его, изменился мир
вокруг».
Анализ:
Для того чтобы успешно строить отношение с
окружающими, совсем неплохо сначала наладить
отношение с самим собой, так как в основе
эмоционального состояния человека лежит система
его представлений о себе самом. Люди с позитивной
Я-концепцией умеют получать удовольствие от
жизни в любых ее проявлениях. Они оптимистичны и
способны не терять надежды, искать выход из самой
сложной ситуации.
4. Упражнение «Мои ценные качества»
Цель: осознание подростками своей
самоценности.
Время: 10 минут.
Материалы: ручки и бланки с заданиями по
количеству участников.
Техника проведения: подростки заполняют
предложенные бланки с заданиями, продолжая
написанные в них фразы.
Инструкция: «Составьте список своих ценных
качеств, закончив предложения:
Я забочусь… Я люблю…. Я помогаю…. Я признаю…. Я
талантлива…. Я умею хорошо делать… Я сержусь… Я
обижаюсь… Я расстраиваюсь, когда… Мне
нравится… Я благодарна себе…».
Анализ:
Какие чувства вызвало у вас это упражнение?
Трудно ли было дописывать предложения?
Позитивная Я-концепция обеспечивает успешность
деятельности. Обладающий такой концепцией, имеет
реалистичное представление о себе, хорошо знает
свои сильные и слабые стороны, стремится
максимально использовать свои достоинства и
преодолевать недостатки. Но главное – он уважает
себя, уверен в себе.
5. Игра «На льдине»
Цель: способствовать сплочению,
формированию взаимного доверия.
Время: 5 минут.
Техника проведения: все участники
становятся на большой газетный лист, который они
расстилают на полу. Постепенно ведущий уменьшает
размер газеты, отрывая по кусочку от неё. Цель
участников – как можно дольше продержаться на
уменьшающейся в размере газете. Тот, кто не
удержался, говорит всем участникам комплименты.
Инструкция: «Представьте себе, что вы
оказались на отколовшейся льдине. Это газета.
Всем нужно разместиться на ней и продержаться
несколько минут. Касаться пола нельзя. Затем
шторм отколет кусочек льдины (отрывается кусок
газеты). Так повторяется 2-3 раза. Ваша задача
удержаться на льдине. Кто не удержится и утонет,
говорит всем участникам комплименты».
Анализ:
Какие чувства вы испытывали в процессе
выполнения упражнения?
Что позволяло вам лучше справиться с заданием?
А что мешало?
А бывают ли такие ситуации в жизни?
6. Упражнение «Девиз»
Цель: вывести подростков на осознание
своего жизненного принципа.
Время: 10 минут.
Техника проведения: все участники пишут
такую надпись, какую они бы сделали на своей
футболке, если бы была такая возможность. Эта
надпись должна отражать жизненное кредо
человека, его основной жизненный принцип, а цвет
соответствовать его характеру.
Инструкция: «Предлагаю вам нарисовать на
листе бумаги, надпись, которую бы вы написали на
своей футболке, если бы была такая возможность.
Эта надпись должна отражать ваше жизненное
кредо, основной жизненный принцип, а цвет
соответствовать характеру».
Анализ:
Почему вы выбрали имена такой цвет?
Удалось ли вам полностью отразить ваш жизненный
принцип на рисунке?
О чем говорит ваше кредо?
7. Игра «Передай мяч»
Цель: разминка, развитие внимательности,
памяти, а также умение генерировать идеи.
Время: 5 минут.
Техника проведения: участники стоят в кругу.
Они должны последовательно передавать мяч,
придерживаясь двух правил: 1) передавать каждый
раз новым способом; 2) следует сопровождать
каждую передачу фразой: «Я передаю тебе мяч», но
построена эта фраза должна быть каждый раз
по-разному. Если не удается в течении 5 секунд
соблюдать эти правила, то после игры участник
наказывается фантом.
Инструкция: «Сейчас мы по кругу будем
передавать мяч, соблюдая 2 правила: 1) передавать
каждый раз новым способом; 2) следует
сопровождать каждую передачу фразой: «Я передаю
тебе мяч», но построена эта фраза должна быть
каждый раз по-разному».
Анализ:
Какие способы передач мяча запомнились?
С чем связаны затруднения в придумывании фраз о
передаче мяча?
В каких жизненных ситуациях важно уметь выразить
одну и ту же мысль разными словами?
8. Упражнение «Волшебный магазин»
Цель: познакомить подростков с базовыми
потребностями, проработка личностных жизненных
ценностей.
Время: 15 минут.
Информирование: Маслоу, один из основателей
гуманистической психологии, рассматривал
потребности человека в иерархической
последовательности в виде пирамиды.
Фундаментальными потребностями, согласно его
теории, являются физиологические (пища, вода, сон
и др.); потребность в безопасности, стабильности,
порядке; потребность в любви, чувстве
принадлежности к какой-то общности людей (семья,
дружба, коллектив и др.); потребность в уважении
(самоутверждении, признании); потребность в
самоактуализации. Сразу же после удовлетворения
нижеследующих потребностей актуализируется
более высокая».
Инструкция: «Сегодня мы имеем возможность
вместе с группой поразмышлять над тем, что он
ожидает от своей жизни, каковы его устремления,
какие ценности для него значимы. Назовите 5
наиболее значимых для вас ценностей. Я предлагаю
вам прийти в «Волшебный магазин» и купить у
продавца, т.е. у меня, все, что можно пожелать:
здоровье, карьеру, автомобиль, успех, счастье,
любовь и т.д., но в качестве оплаты я потребую,
чтобы вы заплатили за это тем, что цените в жизни,
но готовы с ним расстаться. (Во время торговли
участник начинает активно размышлять о
настоящих целях и смыслах жизни).
Обратите, пожалуйста, внимание на то, что для вас
оказалось наиболее значимым: ценность, связанная
с материальным миром, духовным, профессией или
семьей».
Анализ:
На каком этапе находитесь вы?
Какова цель вашей жизни на данный момент? С чем
она связана?
Нужно ли ставить себе цели? Ради чего?
Чего вы хотите достичь в этом году, через пять
лет, десять?
9. Упражнение-релаксация «Горячий воздушный шар»
Цель: формирование адекватной оценки
основным эмоциональным состояниям.
Время: 5 минут.
Техника проведения: подростки закрывают
глаза и слушают голос педагога-психолога.
Инструкция: «Закройте глаза, сделайте
глубокий вдох и медленно сосчитайте от 10 до 1.
Постепенно полностью расслабьтесь.
Вообразите себе гигантский воздушный шар на
утопающем в зелени лугу.
Рассмотрите эту картину как можно подробнее.
Вы складываете все свои проблемы и тревоги в
корзину шара.
Когда корзина будет полной, представьте, как
веревка шара сама отвязывается и он медленно
набирает высоту. Шар постепенно удаляется,
превращаясь в маленькую точку и унося весь груз
ваших проблем».
Анализ:
Какие чувства вы сейчас испытывает?
Какие мысли у вас в голове?
10. Анализ занятия
Цель: получение обратной связи, выяснения
степени усталости, активности, интереса к
происходящему.
Время: 10 минут.
Техника проведения: участники делятся
впечатлениями о тренинговом занятии.
Инструкция: «Вот и закончилось наше
очередное занятие. Я вам предлагаю поделиться
своими мыслями, идеями, настроением».
Анализ:
Что принес вам этот день?
Что вам особенно понравилось?
Расскажите о своем настроении до начала занятия
и сейчас.
Какое задание вам показалось вам очень сложным?
Довольны ли вы своим поведением и собой?
11. Ритуал окончания занятия «Прощание по кругу»
Цель: снятие эмоционального напряжения,
завершить занятие на положительной ноте.
Время: 5 минут.
Техника проведения: подростки прощаются по
очереди и высказывают пожелания друг другу.
Инструкция: «Давайте поблагодарим друг
друга за проделанную работу. Пожелаем что-нибудь
теплое и хорошее. До следующей встречи».