Цель: Создать условия для активизации слухового внимания, памяти, анализа и дифференциации музыкальных и не музыкальных звуков.
Задачи:
- Активизировать творческую активность каждого ребенка в созданной игровой ситуации. Создать ощущение успешности, эмоциональной комфортности для каждого ребенка.
- Развивать слуховое внимание, восприятие и воображение.
- Побуждать к оперированию своим прошлым слуховым опытом и получению нового слухового опыта.
- Закрепить слуховые образы конкретных представлений (действие, предмет, животное).
Предварительная работа:
- На предшествующих занятиях знакомиться с инструментами, и звучанием материалов из которых они сделаны.
- Создавать инструментальные импровизации и учиться оценивать исполнение других детей, поддерживать комфортную дружескую атмосферу, отмечая исполнение каждого ребёнка аплодисментами всех детей.
- «Отгадывать» звуковые загадки: голоса животных, разные действия (шаги, стук, звонок телефона, тиканье часов и т.п.).
- Внесение в начале года персонажа – кота Музика, кота феи Музыки, который каждый раз приходит в гости, приносит новые песни, произведения. А фее Музыки рассказывает о «волшебстве» юных музыкантов и приносит ей рисунки детей.
- Подготовить фантазийное оформление зала, организовать развивающую среду пространства музыкального зала.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети заходят в зал и останавливаются у входа.
Музыкальный руководитель:
Вот волшебная страна,
Неизвестности полна.
Мы волшебники ведь с вами
Наколдуем музыку сами.
Нужно только сказать волшебные слова: (волшебные слова предлагают дети).
Вариант: Фундель-дундель, Загугундель, Футы-нуты, Носорог!
(Фонограмма – звучит жуткий скрежет)
М.Р.: Ой, ой, ой!!!
«Тарарам-шарам -бурум»
Чтобы в доме стало тихо…
Нужно по столу стучать… (стучат, хлопают, топают по выбору)
Прыгать, хрюкать и мяукать, и коровою мычать…. (имитируют звуки животных по выбору)
А когда затихнут звуки сразу в дом придёт она,
Потому что после шума в дом приходит … ти-ши-на.
В честь неё устроим шум … тарарам-шарам-бурум! (звучащие жесты вместе со звуками животных по выбору).
После шума слушаем тишину – 2 раза – каждый раз включать разные звуки, чтобы дети определили, что это звучит)
М.Р.:
Разноцветные звезды разбирайте не ленитесь
И волшебниками разных стран становитесь.
Дети приклеивают к одежде звезды.
М.Р.: Все готовы?! Тогда в путь по
волшебной стране.
Только нам здесь не пройти, (останавливаются
перед перевернутым столом)
Бурелом здесь на пути.
Маги синей страны нас спасут
Они свое заклинание произнесут.
Дети произносят любые волшебные слова. Звучит музыка волшебства. Поднимаем стол и пролезаем под ним.
За столом стоит стол со стучащими инструментами.
М.Р.:
Инструменты лежат…
Эти инструменты …стучат (отвечают
дети)
Инструменты лежат
Волшебство синих магов почувствовать
хотят.
Покажите свое волшебство,
Чтобы музыку украсило оно.
Инструментальная импровизация на деревянных Детских Музыкальных Инструментах (Д.М.И.)
Дети с синими звездочками сами выбирают
инструмент.
«Слеза» М.Мусоргский
После исполнения дети-слушатели оценивают и по
возможности объясняют, чьё исполнение им
понравилось или нет. Задача педагога не
допустить перехода на личности, а оценивать
выступление ребёнка.
М.Р.: (дети перемещаются дальше и останавливаются перед гимнастическими палками) Господа волшебники, что это? (Дети отвечают – палка)
М.Р.:
Вы думаете – это просто палка?
Это же лошадка!
Нет, я не шучу.
Со мною вы садитесь,
Покрепче вы держитесь.
Желтые маги, коней оживляйте волшебными словами.
Нас в путь отправляйте.
Дети произносят любые волшебные слова. Звучит музыка волшебства.
«Скачем» под музыку на палках до следующего стола с металлическими музыкальными инструментами).
М.Р.:
Инструменты лежат…
Эти инструменты …звенят (отвечают дети)
Инструменты лежат
Волшебство желтых магов почувствовать хотят.
Покажите свое волшебство,
Чтобы музыку украсило оно.
Инструментальная импровизация на металлических Д.М.И. «Слеза» М.Мусоргский
После исполнения дети – слушатели оценивают и по возможности объясняют – чьё исполнение им понравилось или нет.
Двигаются дальше, и останавливаются перед синим спортивными ковриками, рядом лежит несколько обручей.
М.Р.: Посмотрите, это же не ковер…, (побуждать детей «на что похоже?», выслушать варианты.)
А море, бушующее, впереди.
Как же нам его преодолеть?
Смотрите, это не обруч – это … (варианты детей) лодка!
Усаживайтесь в нее вы ловко.
Дети по 2-3 человека встают в обруч.
М.Р.:
Красные маги волну усмирите
Волшебные слова быстрее скажите.
Дети говорят любые волшебные слова и
пересекают под музыку «море». Следить за
слаженной и дружной работой в командах.
«Подплывают» к третьему столу. На нём лежат
шуршащие инструменты. Снимают обручи.
М.Р.:
Инструменты лежат…
Эти инструменты …шуршат (отвечают дети)
Инструменты лежат
Волшебство красных магов почувствовать хотят.
Покажите свое волшебство,
Чтобы музыку украсило оно.
Инструментальная импровизация на шуршащих Д.М.И. «Слеза» М.Мусоргский
После исполнения дети – слушатели оценивают и по возможности объясняют–чьё исполнение им понравилось или нет.
М.Р.:
Смотрите, а это подвесной звучащий мост,
Прозвенишь красиво – значит пройдешь.
(Каждый, продвигаясь к «пещере» играет на арке).
М.Р.: А вот и пещера волшебных звуков. Интересно, что за жители их издают?
(Идут за штору «в пещеру» и звучат разные звуки на усмотрение педагога, которые дети узнают. При выходе «из пещеры» дети перечисляют всех кто живет в пещере).
М.Р.:
Посмотрите, нас тут кот Музик дожидается.
И, похоже, чаем заправляется.
А нам чая не досталось,
Лишь посуда осталась.
Мы же волшебники! Устроим посудный концерт!
Настроим наши инструменты. (Дети пробуют
способы игры на посуде).
Инструментальная импровизация на предметах посуды
Весёлая музыка для «слушания» или песня, которая в данный момент в процессе разучивания. Дети могут играть и подпевать.
М.Р.:
Вот волшебству, как и сказочке – конец.
А кто играл-колдовал – МОЛОДЕЦ!
Только слушайте секрет!
Даже в чайнике с кастрюлей спрятано волшебство.
Нужно только услышать и увидеть его.
Волшебство никогда не прекращается,
Если фантазия ваша не кончается!