Области: познание, коммуникация, социализация, музыка, игра, чтение художественной литературы.
Цели:
- Обобщение и закрепление знаний детей о «Диких животных» и их подготовка к зиме.
- Воспитываем любовь ко всему живому, умение сопереживать им, бережное и заботливое отношение к природе.
- Продолжаем закреплять навыки работы с бумагой, способности к моделированию и конструированию.
- Развиваем творческие способности, образное мышление, воображение и фантазию.
- Воспитываем активность, навыки сотрудничества (как с детьми, таки с родителями), взаимопомощь инициативность, усидчивость и аккуратность.
Предварительная работа:
1) Беседы на темы: «Дикие животные», «Осенние
хлопоты», «Подготовка животных к зиме».
2) Чтение художественной литературы: Л.Толстого
«Зайцы», Е. Чарушин «Заяц», сказка А. Черныш
«Заяц-хваста».
3) Разучивание стихотворений, пословиц и
поговорок, слов для проведения игр, отгадывание
загадок.
4) Прослушивание музыкальных произведений:
«Зайчик – ты зайчик», «Скок-поскок», «Ходит зайка
по саду», CD «Звуки природы».
5) Дидактическая игра: «Путешествие в осенний
лес»
6) Изготовление воспитателем зайчика – основного
героя (образец) и заготовок для работы детей
(мордочки с ушками и ножки).
7) Изготовление совместно с детьми макета.
Игровое поле в виде осенней лесной полянки.
Материалы: клеенки на столы, клей ПВА,
кисточки, салфетки влажные для рук, фломастеры,
краски, цветная бумага, ножницы.
Заготовки, бумажные салфетки для изготовления
поделок.
Шапочки зайчиков и лисы. CD –музыкальное
сопровождение. «Волшебный мешочек» , муляжи
различных овощей. Коробка в виде морковки –
сюрпризный момент для детей и гостей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель встречает гостей, приветствует и
приглашает их за столы.
Пока гости рассаживаются, включаю диск с
мелодией про зайчика. Предлагаю под музыку детям
поскакать, побегать до окончания песни. Затем
задаю вопрос: Ребятки, а как вы думаете на какого
животного эта мелодия похожа.
Ответы детей:
Воспитатель: Если затрудняются , ответить загадываю загадку:
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Любит морковку . Кто это?
Ответы детей…
Воспитатель: Молодцы ребятки, конечно
это зайка. И вы знаете, ребятки я сегодня хочу вам
рассказать одну очень грустную историю как раз
про зайчонка. Хотите ее послушать?
Предлагаю гостям и детям удобно устроится:
присесть на диванчике, на стульчиках, на ковре… и
начинаю рассказ.
Летом в одной заячьей семье родился один
зайчонок. Рос он не по дням, а по часам, таким
крепким, сильным, добрым, ласковым и очень-очень
общительным. Самым любимым занятием нашего
зайки, было бегать по лесу со своими друзьями.
Пролетело лето. Наступила осень. Короче
становились дни, стало раньше темнеть. Все
животные леса были заняты подготовкой к зиме.
Поэтому зайкины друзья стали меньше гулять.
Белочка говорила: Мы с мамой делаем заготовки к
зиме, сушим грибы, собираем разные травы.
Бобренок: А мы с папой укрепляем платину,
ремонтируем свою хатку.
Медвежонок: А я ем как можно больше меда, чтобы
набрать вес и лечь спать в берлогу на всю зиму.
Скворец – птенец: А я готовлюсь к своему первому
перелету в теплые края.
Наш зайка тоже помогал своим родителям.
Подбирали с папой себе укрытие на зиму.
Натаскивали туда травки, чтобы было теплее
лежать. Собирали кору, чтобы было что погрызть. Но
все равно ему становилось грустнее и грустнее
одному без своих друзей.
Но вот и поздняя осень. Лес словно замер. Папа
заяц выходил из укрытия один, а зайчонок с мамой
чаще проводили вечера вдвоем. Мама стала редко
выпускать нашего зайчонка гулять, потому что
заячья серенькая шубка понемногу стала меняться
на белую, и он был очень легкой добычей для
хищников.
Зайчиха мама как могла, развлекала своего
сыночка, отвечая на его бесконечные вопросы: «А
вот это что? А вот это кто? А вот это зачем? А это
почему?»….
И вот однажды холодным, морозным вечером плотно
прижимаясь, друг к другу чтобы согреться, наш
зайка задал маме очередной вопрос: «Мам, а ты
помнишь , ранней осенью на лесной опушке мы
увидели очень много детей, а что они делали?».
«Они собирали природные материалы» – отвечала
мама.
«А зачем?» – спросил зайчонок.
«Это им нужно для изготовления поделок в детском
саду»
«А что такое детский сад?» – удивленно спросил
зайка.
И мама долго рассказывала ему о детском садике и
о том, что там делают детки.
Каждый день зайка приставал к маме с новыми и
новыми вопросами о детском садике, а мама
рассказывала ему новые истории.
И тогда у зайки появилась мечта, чтобы в их лесу
тоже был детский сад только заячий. А самой
заветной мечтой был встретиться с ребятами и
попросить их:
Вы ребятки помогите
И друзей мне отыщите
И всегда грустно добавлял: «Пожалуйста».
Воспитатель: Милые мои ребятки, как только я узнала эту историю, подумала, что именно вы можете помочь этому зайчонку. Как вы думаете, как мы можем помочь бедному зайчонку и что мы можем для этого сделать?»
Ответы детей…
Воспитатель: Да, правильно, молодцы. Но мы с вами долго сидели и устали, давайте отдохнем.
Проводится игра со словами.
Ра-ра-ра – начинается игра.
Зайчик серенький сидит (присаживаемся, складываем руки на груди, изображаем лапки).
И ушами шевелит (прикладываем ладони к голове)
Вот так – вот так (двигаем ладони в разные стороны)
Зайке холодно сидеть (потираем плечи)
Надо лапочки погреть (трем ладошки)
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп (хлопаем ладошками)
Зайке холодно стоять (притоптываем ногами)
Надо зайке поскакать (прыгаем на месте)
Прыг-скок, прыг-скок (прыгаем с продвижением вперед)
Ру-ру-ру-ру, мы закончили игру.
Основное занятие
До начала занятия, раскладываю на столы материалы. Приглашаю детей и родителей за рабочий столы. Показываю своего зайчонка (образец). Разбираем, из чего состоит мой зайчонок (мордочка, туловище, ножки). Спрашиваю из чего сделано туловище моего зайчонка.
Ответы детей…
Достаю белые бумажные салфетки и раздаю детям.
Воспитатель: Почему одни заготовки для зайчиков большие, а другие маленькие?
Ответы детей…
Воспитатель: Если нет верного ответа, напоминаю им, что мы собираемся делать детский сад для зайчат, а в детский сад посещают и совсем маленькие дети.
Основная работа
Для большого зайца – берем 15 белых салфеток для
сжатия и 2 салфетки для укутывания и 1– салфетка
хвостик.
Для маленького зайчика – 10 салфеток для сжатия, 1
– для укутывания и 0,5 салфетки для хвостика.
Собираем, склеиваем туловище с помощью ПВА.
Приклеиваем ножки и хвостик. Сопровождается все
рассказом и показом воспитателя.
Заготовку туловища оставим для просыхания.
Воспитатель: Мы устали, немножко с вами отдохнем.
Переходим с детьми на ковер.
Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, а как в сказках и рассказах называют зайцев?.
Ответы детей: Косой, длинноухий, хитрый, хвастунишка, забияка.
Воспитатель: Ребятки, а вы знаете стихотворения про зайцев? Давайте их прочитаем нашим гостям.
1 ребенок:
На лесной прогалинке
Жил зайчишка маленький
Бегал по лесу босой
Протирал усы росой
И по заячьей природе
Был он добрый и косой.
2 ребенок.
Угадайте что за шапка
Меха целая охапка
Шапка бегает в бору
У стволов грызет кору.
Проводится игра с участием родителей «Лиса и зайцы» (одеваем шапочки).
Воспитатель: Правильно в народе
говорят «За двумя зайцами гоняться – ни одного
не поймать» – так и наша лиса старалась не одного
зайца не поймала.
Обращаю внимание детей, что наш зайчонок
загрустил, потому что нам весело, а ему одному
скучно.
– Как мы можем ему помочь?
Ответы детей: Быстрее доделать остальных зайчат.
Возвращаемся за столы. Берем заготовку (туловище с ножками и хвостиком) и с помощью клея ПВА приклеиваем мордочку с ушками (воспитатель полностью показывает процесс). Оставляем поделку сохнуть.
Воспитатель: Ребятки, а какие пословицы и поговорки про зайчика знаете вы или ваши родители?
Ответы детей:
«Заяц сед: уж навидался он бед»,
«Заяц не трус он себя бережет»,
«Зайца ноги – кормят»,
«Заяц скор, да есть не спор».
Воспитатель: Ребятки, скажите, пожалуйста, что любит, есть наш зайчонок? Если затрудняются с ответом , загадываю загадки:
Не шит, не кроен
А весь в рубцах
Без счету одежек
И весь без застежек . (Качан капусты)Красная девица
Сидит в темнице
А коса на улице. (Морковь)
Ответы детей…
Воспитатель: Да больше всего наш зайчишка любит морковку, А вы ребятки ее любите? А вы наши гости дорогие, любите морковку?
Ответы детей и родителей:
Приглашаю 2 пары детей и родителей.
Одеваю на них шапочки зайчиков. Проводим игру
«Угощение для зайчат» – нарезанную морковку,
какая семья быстрее съест.
Ребенок читает стихотворение «Что кушает наш зайка».
Дали зайчику морковку
Он хрустит морковкой ловко
Дали зайцу помидор
Как то недоволен он.
Угостил его сосиской
Отвернулся он от миски
А капусту съел зайчишка
Без остатка с кочерыжкой.
Воспитатель: Наши заячьи семьи очень нам благодарны за угощение и в ответ собрали нам гостинцев, а что они нам прислали сейчас мы с вами и узнаем.
Проводится игра «Угощение от зайки». Игра «Волшебный мешочек»
Родитель со своим ребенком ( в шапочках зайчиков) наощупь в мешочке и затем описывают , что за овощ , а гости и дети отгадывают.
Воспитатель: Молодцы! Справились,
отгадали, какие гостинцы нам прислали.
Ну, наверно и пришло время нам доделать наших
зайчат, друзей для нашего зайчонка.
Возвращаемся за столы, рассматриваем с детьми
иллюстрации, изображения зайчат, выделяем
особенности и черты мордочки зайцев. Беремся за
оформление мордочки наших зайчат. Предлагаю
детям и их родителям самостоятельно выбрать
вариант оформления (делают аппликацию, рисуют
фломастерами или красками) за счет этого зайчики
получаются такими разными и интересными.
Во время работы детей и их родителей, выношу
макет «Осенней, лесной опушки». Сажаю своего
зайчонка и обращаюсь к детям: – Посмотрите ка
ребятки, наш зайчонок с нетерпением ждет своих
друзей. Кто закончил своего зайчонка может
отвести его в наш детский сад для зайчат.
Дети самостоятельно расставляют своих зайчат. Внимательно рассматриваем наши поделки, отмечаем, что у них общего и чем они отличаются.
Воспитатель: Ребятки, посмотрите какие счастливые улыбки на мордочках наших зайчат. Как вы думаете почему?
Ответы детей:
Воспитатель: Да, правильно, потому что они вместе, у них появились друзья, им вместе весело и интересно, но на мой взгляд они пока не знают чем заняться. Давайте им покажем пару игр.
Проводятся подвижные игры:
- «Зайцы в лесу»
- «Охотники й зайцы»
Заключительная часть
Воспитатель: Благодарю гостей за активное участие, приглашаю их в гости на новое занятие.
Призываю родителей поаплодировать нашим дорогим отзывчивым детям, нашим помощникам животных.
Воспитатель: Достаю из-за макета коробочку в виде морковки и со словами благодарности от зайчонка раздаю детям угощение.