Цель: развитие основных психических функций, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы. Создание ситуации успеха и группового единства.
Задачи:
- Образовательные:
- уточнение и расширение представления о предметах и явлениях окружающей действительности и о взаимосвязях между ними;
- закрепление навыка ориентировки в пространстве и на листе бумаги.
- Развивающие:
- развитие устойчивости зрительного и слухового внимания, памяти;
- развитие образного и словесно-логическое мышления, воображения;
- активизация словарного запаса;
- развитие интонационной выразительности речи;
- развитие чувства речи и координации движений;
- развитие мелкой моторики.
- Воспитательные:
- воспитание дружеских взаимоотношений, умения слушать товарища;
- воспитание доброжелательного отношения со сверстниками.
Методы и приемы:
- словесный
- наглядный
- игровой
- создание проблемной ситуации
- фонетическая ритмика
- сюрпризный момент
Демонстрационный материал:
- план-схема занятия (на формате А3),
- задание на развитие логического мышления: «У белочки в дупле» (задание выполнено на формате А3; образец вывешивается на доску; у каждого ребенка – индивидуальные листочки с таким же заданием);
- фонетические ритмы;
- «Найди банку с вареньем» план-схема (ориентировка в пространстве);
- нарисованная избушка Бабы Яги.
Раздаточный материал: для развития логического мышления: «У белочки в дупле», листочки с заданием «Путь до медвежьей берлоги» (рисуем по клеточкам), задания на листочках «Горячий-холодный».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
В детский сад приходит письмо, в котором лесные жители просят детей о помощи. Баба Яга решила напроказничать и перепутала лето с зимой. И теперь еж и медведь не знают, что им делать: впадать в спячку или нет.
– Ребята, мы поможем лесным жителям? (Да!)
– Чтобы попасть в заколдованный лес, нам надо
произнести волшебные слова.
Дети проговаривают вместе с педагогом
Топни, хлопни, повернись!
В лесу странном окажись!
– Ой, ребята, действительно, лес какой-то странный: посмотрите, под елками снег лежит, а рядом цветы растут. Ой, а кто это там прячется?
(На веточке елки сидит белка, но дети пока ее не видят)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
– Правильно! Это белка.
Появляется белка.
– Знаю, знаю, зачем вы пришли! Но в этой беде вам помочь может только один зверек. Угадайте, кто?
Смотри: лежит под ёлками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да вдруг побежала.
– Это ежик!
– Правильно! Отправляйтесь к ежику и передайте ему мой подарок. Только вам сначала надо угадать, какой это подарок.
(Дети садятся за столы)
– Ребята, посмотрите, у белочки три дупла. В каждом она сделала по 4 запаса на зиму.
Картинка-схема
В первом дупле у нее три желудя и один гриб.
Во втором два желудя и два гриба.
– А что лежит у белочки в третьем дупле? (Один
желудь и три гриба.)
– Молодцы!
Педагог вызывает одного ребенка нарисовать ответ на плакате. Остальные дети выполняют задание на листиках.
– Молодцы! Теперь мы можем отправляться к ежику. И в подарок мы ему понесем один желудь и три гриба.
(Дети «идут» пальчиками по столу)
– Вот мы и пришли к ежику.
– Здравствуй ежик! Давайте спросим его почему он
такой грустный? Ежик, почему ты такой грустный?
– Посмотрите, снег в лесу почти растаял. Стали
появляться цветы. А ведь сейчас – январь!Январь
какой месяц? (Зимний.)
– А зимой на землю выпадает много чего? (Зимой
много снега!)
– На чем можно кататься по снегу? (На санках и
лыжах!)
– Вот и я хотел доехать до мишки на санках, чтобы
он подсказал, что же нам делать с Бабой Ягой, но по
траве это сделать невозможно. Но я знаю, что
делать! В нашем лесу кое-где на ветках деревьев
еще лежит снег. Давайте мы потопаем ногами,
похлопаем в ладони, снег упадет с веток, и мы
поедем к мишке на санках.
На доску вывешиваются плакаты, на которых схематически пиктограммами изображены ритмы. Дети прочитывают их разными способами:
а – прочитать, показать со слогом «та» – кисти рук, раскрываясь из кулачка, выбрасываются вперед;
б – протопать;
в – показать руками (на слог «ка» – удары ребром ладони по столу или в воздухе.
После проработки ритмов, дети выполняют пальчиковую гимнастику, садятся на санки и едут к медведю.
– Ребята, ежик еще осенью много трудился: носил грибы, яблоки и сейчас помогал нам топать и хлопать. И он очень устал. Давайте его пожалеем, погладим.
Ежик выбился из сил –
(гладим ежика, жалеем)
Яблоки, грибы носил
(показываем «яблоки», «грибы»)
Мы потрем ему бока –
Надо их размять слегка
(трем ладошкой по ладошке попеременно)
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко
(гладим ножки – указательный и средний палец сначала на одной руке, потом на другой)
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка
(чешем, щекочим ладошки)
Еж довольный очень стал
Нам "спасибо" пропищал
(«бежим» пальчиками по столу).
– Возьмите листочки в клеточку, на которых нарисована дорожка, по которой мы с ежиком на санках поедем к медведю. Проведите дорожку по клеточкам.
Дети выполняют задание.
– Ой, посмотрите, а здесь снега побольше! Давайте с вами выполним упражнение:
«Как на горке снег, снег»
Как на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег
Как на елке – снег, снег,
И под елкой – снег, снег
А под снегом спит медведь
Тише, тише, Не шуметь!
Упражнение сначала показывается руками, потом с вопросительной интонацией (удивленно), Потом вместо слов дети произносят ритмы (например «та»)
Тата тата та та!
Тата тата та та! и т.д.
– Здравствуй мишка! Ты не спишь?
– Как же тут уснуть, когда Баба Яга бед натворила!
– Её можно задобрить только банкой варенья. Но я
забыл, куда ее положил. Осталась только вот эта
карта. Поможете?
На доску вывешивается плакат-схема, на которой условными обозначениями показывается дорога до места, где спрятана банка с вареньем. Дети сначала прочитывают ее, а потом выполняют задание.
– Ребята, давайте посмотрим, куда же нам идти, чтобы найти банку с вареньем. Сначала нам надо дойти до елки. Обойти ее справа. Сделать три шага вперед. И перепрыгнуть через сугроб.
Дети выполняют задание.
Рядом с банкой варенья в сугробе сидит лиса
– Ой, ребята, а кто тут сидит в сугробе?
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её? лиса.
Появляется лиса и говорит, что проводит ребят, но сначала надо выполнить ее задание
Сравните лису и зайца.
Лиса – хищница, а заяц – травоядный,
У зайца длинные уши, а у лисы – короткие,
У лисы длинный хвост, а у зайца – короткий,
Заяц – трусливый, а лиса – смелая.
И заяц и лиса меняют зимой шерстку,
И заяц и лиса живут в лесу.
У зайца и у лисы по четыре лапы.
– Ребята, мне лисичка подсказала, что надо идти туда.
Педагог идет к избушке Бабы Яги.
– Вот мы и пришли к Бабе Яге.
– Баба Яга, ты дома?
– Да дома я, дома.
– А ну-ка возвращай зиму в лес! Давайте скажем это
строго!
Дети проговаривают.
Баба Яга предлагает послушать ее
стихотворение, найти в нем ошибки и все их
назвать.
Спит зимой в берлоге зайка,
А медведь идет гулять,
Среди снега на лужайке
Хочет еж грибы собрать.
– Второе мое задание:
– Что на свете бывает горячим? (Солнце, батареи,
вода, чай, чайник, утюг.)
– А что бывает холодным? (Вода, снег, лед,
холодильник, снеговик, мороженое.)
– Теперь возьмите листочки, где нарисован огонь и снежинка. Соедините горячие предметы с огнем, а холодные – со снежинкой.
– И последнее – третье задание.
Слова в моих предложениях перемешались.
Расставьте их на свои места, чтобы предложения
получились правильными.
Медведь, зима, берлога, в, спит.
Снег, зима, падать, земля, на.
Зима, кататься, дети, санки, лыжи, на.
– Молодцы!
– Ну что же, будь по-вашему. Верну зиму в лес, но
для этого нам надо произнести волшебные слова.
Давайте скажем их грозно!
Дети сопряженно-отраженно проговаривают с педагогом
Возвращайтесь в лес снега
И морозы и пурга,
Ведь медведь и еж должны
Спать спокойно до весны!
– Ой, ребята, посмотрите, мы снова очутились в группе. А здесь лежит посылка и письмо. От кого же они? Так это же от ежика и медведя!
«Дорогие ребята, спасибо вам большое, что помогли нам и вернули зиму в лес. В подарок мы вам посылаем волшебные снежки, волшебные орешки, которые помогут вам быть всегда смелыми и отважными».