Урок "Деление с остатком". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: ОНЗ.

Цель: формирование представления о делении с остатком.

Задачи:

  • Рассмотреть деление с остатком и его графические модели.
  • Развивать навыки внетабличного умножения и деления.
  • Развивать умение целенаправленно наблюдать, сравнивать, делать выводы, применять полученные знания в нестандартной ситуации.
  • Совершенствовать общеучебные умения формулировать проблему урока и определять цель работы на уроке.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Интересна и важна
Математика – страна,
Потому что всем, кто хочет,
Дарит знания она.

– Скажите, а математика просто дарит вам свои знания? (Нет! Мы всегда «открываем» новые знания сами).

2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

1) Устный счёт

Записывают цепочку на черновик, считают устно.

– Лена загадала число, увеличила его в 4 раза, уменьшила на 25, разделила на 15, увеличила в10 раз, получила 50. Какое число задумала Лена?
– Сколько получилось? (25)
– У кого другой ответ?
Проверяем.
– Как ты решал?
– Я составил цепочку и записал обратные операции (записывает на доске, объясняет.)

   Х       ?   

* 4

: 4

– 25

+ 25

: 15

* 15

* 10

: 10

50

50

         50 : 10 = 5
         5 * 15 = 75
         75 + 25 = 100
         100 : 4 = 25

 

 

 

2) Самостоятельная работа в тетради

Я задумала число, увеличила его в 5 раз, прибавила к нему 403, уменьшила в 70 раз, увеличила в 100 раз и получила 600. Какое число я задумала?

   Х       ?   

* 5

: 5

+ 403

– 403

: 70

* 70

* 100

: 100

600

600

         1) 600  :  100  =  6
         2) 6  *  70 =  420
         3) 420 –  403 =  17
         4) 17  :  5 = ?

 

 

 

(Дети составляют «цепочку», решают, делают проверку, у них не получается.) Возникает проблемная ситуация.
– Не получается. Не можем разделить, так как 17 на 5 не делится.

3. Постановка цели урока

– Почему не смогли воспользоваться известными способами? (Ответы детей).
– Поставьте перед собой цель.
– Нам нужно научиться решать примеры, когда делимое не кратно делителю.

4. «Открытие» нового знания

Практическая работа. Исследование возникшей ситуации. Работа в группах. Каждой группе даётся по17 конфет.
– Я предлагаю вам разделить 17 конфет детям по 5 конфет каждому. Сколько детей получат по 5 конфет?
На интерактивной доске появляется рисунок из 17 точек. Группы работают в течение 1 минуты, а затем предлагают свои версии.
– Проверка работы. Варианты решения:
– Раздаём по 5 конфет детям. Получается, что 3 человека получили конфеты и 2 конфеты остаётся. (1 группа)
(По ходу рассказа я обвожу на доске по 5 точек, а дети обводят точки в учебнике на странице 93, часть 3, Л.Г. Петерсон.)
– А мы все конфеты раздали, только четвёртый получил 2 конфеты. (2 группа)
– А мы с вашей группой не согласны, потому что вы нарушили условие задачи. Нужно раздавать по 5 конфет, а не по 2. (3 группа)
– Давайте проверим. Сделаем обратную операцию. Если по 5конфет возьмём 4 раза, то получится 20 конфет. А у нас 17 конфет. (4 группа)
– Работаем с интерактивной доской. На доске рисунок, где 17 точек обведены по 5 точек в круги и 2 точки осталось. Такой же рисунок дети выполняют в учебнике – тетради.
– Соотнесите рисунок на доске и в учебнике с конфетами на столе.
– Какой можно сделать вывод?
– 17 конфет разделили по 5 конфет, получилось 3 раза и 2 конфеты осталось.

На доске появляется запись:

17 : 5 = 3 и 2 осталось

Вспомним название компонентов при делении:
– Что означают числа: 17, 5, 3?

17 – делимое
5 – делитель
3 – частное

– А как назовём число 2?
2 назовём – остаток, потому что 2 конфеты осталось.
– Кто догадался, какая тема урока?
Тема урока «ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ»
– Посмотрите в учебник на странице 93, правильно ли мы определили тему урока?
– В чём же смысл деления с остатком?
– Разделить с остатком одно число на другое – это значит найти, сколько раз в делимом содержится делитель и сколько единиц после этого останется.
– Составьте равенство по рисунку
17 = 5 * 3 + 2
Делимое =делитель * частное + остаток
Делимое равно произведению делителя и частного плюс остаток
Работа по учебнику Л.Г.Петерсон, 2 класс, часть 3.
– На странице 93 почитали название темы урока: «Деление с остатком».
– Ребята, а всегда ли у вас под рукой есть предметы, которые можно использовать для деления?
– А что можно ещё использовать при делении? Посмотрите в учебнике на странице 93, задание № 2 (числовой луч)
– Объясните, как выполнено деление на числовом луче.
– Деление 17 разделить по 5 моделируется на числовом луче. Комментирует ученик: «Чтобы разделить 17 по 5, надо откладывать на луче столько раз по 5, сколько «уместится» до 17. Получается 3 раза. Оставшиеся 2 единицы показывают, чему равен остаток.

– Работаем на числовом луче по учебнику.

   17 :  5                                                            17 = 5 * 3 + 2 (проверка)

5. Физминутка

6. Первичное закрепление с комментированием в громкой речи

Аналогичным образом выполняются следующие 3 примера на числовом луче на станице 93, № 2 (а, б, в) с подробным проговариванием смысла деления с остатком. Результаты записываются справа от лучей в виде равенств.

– Какие остатки могут получиться при делении на 3? (1 и 2), на 4, на 5? Сделай вывод.

ОСТАТОК ВСЕГДА МЕНЬШЕ ДЕЛИТЕЛЯ

Дети читают вывод на странице 93 и убеждаются в своей правоте.

Работа в парах. Задание № 4(а, Б)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Самостоятельная работа проводится по сборнику Л.Г.Петерсон 2 класс, 2 часть стр.93, задание № 4 вариант «В» и проверяется по эталону на интерактивной доске.

8. Итог урока

– В чём же смысл деления с остатком?
– Разделить с остатком одно число на другое – это значит найти, сколько раз в делимом содержится делитель и сколько останется. Остаток всегда меньше делителя.
17 : 5 = 3 (ост. 2) Эта запись условная, её математический смысл означает истинность равенства 17 = 5 * 3 + 2
– Как вы думаете, всегда ли удобно решать примеры с помощью схемы или числового луча? (Нет.)
Запишите ещё один пример 87 : 9
– В чём затрудняетесь? (Ответы детей)
– Такие примеры мы будем учиться решать на следующем уроке.
– У кого остались вопросы на конец урока?
– Кто хорошо разобрался в теме?
– Как вы думаете, что надо потренировать дома?

Домашнее задание: страница 94, №5, придумать и записать 3 примера на деление с остатком.