Тип урока: ОНЗ.
Цель: формирование представления о делении с остатком.
Задачи:
- Рассмотреть деление с остатком и его графические модели.
- Развивать навыки внетабличного умножения и деления.
- Развивать умение целенаправленно наблюдать, сравнивать, делать выводы, применять полученные знания в нестандартной ситуации.
- Совершенствовать общеучебные умения формулировать проблему урока и определять цель работы на уроке.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Интересна и важна
Математика – страна,
Потому что всем, кто хочет,
Дарит знания она.
– Скажите, а математика просто дарит вам свои знания? (Нет! Мы всегда «открываем» новые знания сами).
2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
1) Устный счёт
Записывают цепочку на черновик, считают устно.
– Лена загадала число, увеличила его в 4 раза,
уменьшила на 25, разделила на 15, увеличила в10 раз,
получила 50. Какое число задумала Лена?
– Сколько получилось? (25)
– У кого другой ответ?
Проверяем.
– Как ты решал?
– Я составил цепочку и записал обратные операции
(записывает на доске, объясняет.)
Х | ? |
* 4 |
: 4 |
– 25 |
+ 25 |
: 15 |
* 15 |
* 10 |
: 10 |
50 |
50 |
50 : 10 = 5
5 * 15 = 75
75 + 25 = 100
100 : 4 = 25
2) Самостоятельная работа в тетради
Я задумала число, увеличила его в 5 раз, прибавила к нему 403, уменьшила в 70 раз, увеличила в 100 раз и получила 600. Какое число я задумала?
Х | ? |
* 5 |
: 5 |
+ 403 |
– 403 |
: 70 |
* 70 |
* 100 |
: 100 |
600 |
600 |
1) 600 : 100
= 6
2) 6 * 70 = 420
3) 420 – 403 = 17
4) 17 : 5 = ?
(Дети составляют «цепочку», решают, делают
проверку, у них не получается.) Возникает
проблемная ситуация.
– Не получается. Не можем разделить, так как 17 на 5
не делится.
3. Постановка цели урока
– Почему не смогли воспользоваться известными
способами? (Ответы детей).
– Поставьте перед собой цель.
– Нам нужно научиться решать примеры, когда
делимое не кратно делителю.
4. «Открытие» нового знания
Практическая работа. Исследование возникшей
ситуации. Работа в группах. Каждой группе даётся
по17 конфет.
– Я предлагаю вам разделить 17 конфет детям по 5
конфет каждому. Сколько детей получат по 5 конфет?
На интерактивной доске появляется рисунок из 17
точек. Группы работают в течение 1 минуты, а затем
предлагают свои версии.
– Проверка работы. Варианты решения:
– Раздаём по 5 конфет детям. Получается, что 3
человека получили конфеты и 2 конфеты остаётся. (1
группа)
(По ходу рассказа я обвожу на доске по 5 точек, а
дети обводят точки в учебнике на странице 93,
часть 3, Л.Г. Петерсон.)
– А мы все конфеты раздали, только четвёртый
получил 2 конфеты. (2 группа)
– А мы с вашей группой не согласны, потому что вы
нарушили условие задачи. Нужно раздавать по 5
конфет, а не по 2. (3 группа)
– Давайте проверим. Сделаем обратную операцию.
Если по 5конфет возьмём 4 раза, то получится 20
конфет. А у нас 17 конфет. (4 группа)
– Работаем с интерактивной доской. На доске
рисунок, где 17 точек обведены по 5 точек в круги и 2
точки осталось. Такой же рисунок дети выполняют в
учебнике – тетради.
– Соотнесите рисунок на доске и в учебнике с
конфетами на столе.
– Какой можно сделать вывод?
– 17 конфет разделили по 5 конфет, получилось 3
раза и 2 конфеты осталось.
На доске появляется запись:
17 : 5 = 3 и 2 осталось
– Вспомним название компонентов при
делении:
– Что означают числа: 17, 5, 3?
17 – делимое
5 – делитель
3 – частное
– А как назовём число 2?
2 назовём – остаток, потому что 2 конфеты
осталось.
– Кто догадался, какая тема урока?
Тема урока «ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ»
– Посмотрите в учебник на странице 93, правильно
ли мы определили тему урока?
– В чём же смысл деления с остатком?
– Разделить с остатком одно число на другое –
это значит найти, сколько раз в делимом
содержится делитель и сколько единиц после этого
останется.
– Составьте равенство по рисунку
17 = 5 * 3 + 2
Делимое =делитель * частное + остаток
Делимое равно произведению делителя и частного
плюс остаток
Работа по учебнику Л.Г.Петерсон, 2 класс, часть 3.
– На странице 93 почитали название темы урока:
«Деление с остатком».
– Ребята, а всегда ли у вас под рукой есть
предметы, которые можно использовать для
деления?
– А что можно ещё использовать при делении?
Посмотрите в учебнике на странице 93, задание № 2
(числовой луч)
– Объясните, как выполнено деление на числовом
луче.
– Деление 17 разделить по 5 моделируется на
числовом луче. Комментирует ученик: «Чтобы
разделить 17 по 5, надо откладывать на луче столько
раз по 5, сколько «уместится» до 17. Получается 3
раза. Оставшиеся 2 единицы показывают, чему равен
остаток.
– Работаем на числовом луче по учебнику.
17 : 5 17 = 5 * 3 + 2 (проверка)
5. Физминутка
6. Первичное закрепление с комментированием в громкой речи
Аналогичным образом выполняются следующие 3 примера на числовом луче на станице 93, № 2 (а, б, в) с подробным проговариванием смысла деления с остатком. Результаты записываются справа от лучей в виде равенств.
– Какие остатки могут получиться при делении на 3? (1 и 2), на 4, на 5? Сделай вывод.
ОСТАТОК ВСЕГДА МЕНЬШЕ ДЕЛИТЕЛЯ
Дети читают вывод на странице 93 и убеждаются в своей правоте.
Работа в парах. Задание № 4(а, Б)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
Самостоятельная работа проводится по сборнику Л.Г.Петерсон 2 класс, 2 часть стр.93, задание № 4 вариант «В» и проверяется по эталону на интерактивной доске.
8. Итог урока
– В чём же смысл деления с остатком?
– Разделить с остатком одно число на другое –
это значит найти, сколько раз в делимом
содержится делитель и сколько останется. Остаток
всегда меньше делителя.
17 : 5 = 3 (ост. 2) Эта запись условная, её
математический смысл означает истинность
равенства 17 = 5 * 3 + 2
– Как вы думаете, всегда ли удобно решать примеры
с помощью схемы или числового луча? (Нет.)
Запишите ещё один пример 87 : 9
– В чём затрудняетесь? (Ответы детей)
– Такие примеры мы будем учиться решать на
следующем уроке.
– У кого остались вопросы на конец урока?
– Кто хорошо разобрался в теме?
– Как вы думаете, что надо потренировать дома?
Домашнее задание: страница 94, №5, придумать и записать 3 примера на деление с остатком.