Цель: расширить знания детей о лекарственных растениях.
Задачи:
- В области «Познания»: развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Формировать умение собирать лекарственные растения в определенные сроки и в определенных местах.
- В области «Коммуникации»: закрепить названия лекарственных растений, побольше рассказать о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку.
- В области «Социализации»: формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
- В области «Художественного творчества»: учить детей рисовать способом «графика» лекарственные растения, правильно располагать на листе бумаги, передавать в рисунке всю яркость и образность растений.
Активизация словаря: лекарственные растения, крапива, одуванчик, ромашка, подорожник, тысячелистник, бессмертник, валериана.
Форма организации: фронтальное занятие
Музыкальный ряд: спокойная музыка
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением луга с лекарственными растениями на нем.
Оборудование и материалы: иллюстрации лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, бессмертник, валериана, ромашка. Мешочки с лекарственными травами (саше). Альбомный лист, карандаши, емкости с песком, глиной, стаканчики с водой, лупы, ситечко, песочные часы.
Предварительная работа: беседа о лугах и опушках леса, наблюдение за травами на лугу, чтение стихов о травах и лекарственных растениях, сбор некоторых трав.
Ход образовательной деятельности
1. Воспитатель: – Ребята, какое у
вас сегодня настроение?
Дети: – Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: – Давайте возьмемся за
руки и передадим друг другу свое хорошее
настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Беседа воспитателя. Человек
еще издавна заметил, что животные среди
множества растений выбирают те, которые помогут
им излечиться.
Человек начал изучать эти растения и их
свойства. Но человек не всегда шел по следу зверя,
он искал лекарственные растения сам. Люди из
поколения в поколение передавали свои знания
друг другу.
Трава вполне достойна того чтобы мы знали о ней чуть-чуть больше, чем обычно знаем. Вот и мы совершим путешествие в мир лекарственных растений.
«Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура и таблетки.
Ну, а чем и как лечить,
Мы вас можем научить».
Давайте и мы побольше узнаем о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку?
3. Беседа по проекту «Лекарственные растения» проводит логопед. Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
На земле лежат листки – маленькие лопушки. (Подорожник).
Почему оно так называется? Какую пользу приносит?
Дети: Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие.
Приклеившись к ногам людей, он без труда
перебирается в другие места. Если разобьёшь
коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли,
затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы
выделился сок, и приложи его к ране. Еще настой
подорожника помогает при кашле и болях в желудке.
Следующую загадку послушайте:
Рос шар бел, дунул ветер – шар улетел. (Одуванчик)
Для лекарственных целей заготавливают корни,
применяют как горечь для возбуждения аппетита,
против веснушек, помогающий от желтухи, от
бессонницы.
Теперь послушаем следующую загадку.
Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива)
Правильно, это крапива. Но почему же всё-таки
крапива обжигает?
На листьях и стеблях растения имеют особые
волоски. Внутри волосков – едкая жидкость. Из
крапивы готовят щи. В крапиве содержаться
вещества, убивающие микробы, она хорошо
останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы.
Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. В стеблях этого растения очень прочные волоски. Из неё делают бумагу, мешковину.
4. Логопед достает мешочек с лекарственными растениями.
– У меня есть мешочек, а в мешочке цветочек понюхайте, подержите, название скажите.
Дидактическое упражнение "Чудесный
мешочек" (мята, душица и др.) –
упражнять детей узнавать лекарственное растение
по запаху, закреплять знания о лекарственных
растениях.
Материал: засушенные лекарственные
растения, зашитые в холщовые мешочки.
Действия: дети подносят к носу по одному
разные мешочки и по запаху определяют какое
растение находится в мешочке , нужно найти его на
карточке-картинке или в гербарии. Найти картинку
может и другой участник игры.
5. Воспитатель: рассаживайтесь поудобнее на полянке, и угадайте, о каком растении идет речь:
Гордо держат стебельки
Тонкой елочки листы
На верхушке стебелька
Солнышко и облака. (Ромашка)
Воспитатель показывает детям полевую ромашку, рассматривает вместе с ними листья, цветы. Дети, при рассматривании, рассказывают, что листья у ромашки похожи на елочку, цветки маленькие и их много.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете,
какими целебными свойствами обладает полевая
(аптечная) ромашка?
Дети: Поласкай ромашкой рот и зубная
боль пройдет.
Чай из ромашки с медом дают детям на ночь – сон
будет крепким.
Если вы поранились – можно промыть рану настоем
из ромашки, чтобы смыть микробов.
6. Воспитатель: Я предлагаю вам на
время стать художниками и создать картину
«Ромашки».
Мы вчера приготовили листы бумаги, заштриховали
их.
Рассказ и показ.
Намечаем на этом фоне овальные середины ромашек. Уголком ластика «рисуем» (потрем) лепестки ромашек. Не забывайте чистить ластик о деревянные дощечки. Пририсуем к ромашкам стебли и листья. Посмотрите, ребята, какая получилась у меня ромашка. Сейчас я её раскрашу цветными карандашами. Стебель и листья раскрашиваю зелёным цветом, а серединку жёлтым.
Сейчас каждый из вас, точно так попробуете на своих листах нарисовать свою ромашку, у кого-то может быть будет их несколько.
Подойдите к столам, садитесь, возьмите ластик, лист и приступаем к работе.
Дети рисуют, по окончании вывешивают свои
работы на доску. Проводится анализ работ
Правила: Нельзя рвать цветы, собирать их в букеты.
Букеты можно составлять только из садовых
цветов.
Самая лучшая аптека – это Природа! Но необходимо
знать, что лекарственные растения собирают
только взрослые, а дети могут только помочь.
7. Опытно-экспериментальная работа. Беседа о почве. Опыты.
- «Сыпучий песок» Рассмотреть через лупу чистый песок, выяснить, что сухой песок, если его выпускать из руки струйкой сыпется.
- «Песочные часы» Выяснить, где применяется свойство – сыпучесть песка.
- Опыт (глина) Рассмотреть комочек глины. Выяснить, видны ли частички в глине, растереть глину в порошок – глина состоит из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.
- Опыт. Выяснить при сравнении, что легче сыплется – песок или глина. Глина слипается комочком, ее нельзя высыпать из стаканчика, как песок.
- «Проходит ли вода через песок и глину» Выясняют, что произошло в емкостях с песком и глиной (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя ( на асфальте, на глинистой почве, так как они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды).
- «Посадим дерево» Выясняет, куда легче втыкается палочка (в песок) и почему (он рыхлый, неплотный). Уточняют, где лучше держится палочка и почему (держится лучше в глине, она плотнее).
Взрослый вместе с детьми пробует посадить дерево сначала в емкость с песком, потом – в емкость с сухой глиной.
8. Итог занятия: Вот и закончилось наше путешествие в царство лекарственных растений.
– С какими же растениями мы сегодня познакомились? (Ответы детей) Чем занимались, что нового и интересного вы узнали? Все были молодцы и заслужили от ромашки угощение. Воспитатель, одетый в ромашку: приглашает всех к праздничному столу! (фиточаепитие)
Ребенок:
Ты пришел за помощью к природе
Добрым будь и береги ее.
Ветки не ломай, не трогай.
Помни, нужно много лет,
Чтобы кустик снова мог помочь тебе.
Ты, дружок,
Смотри, не подкачай!
Правдивым быть
И добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса,
Простор полей –
Все, что зовется Родиной твоей!
Литература.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Издательская программа «Педагогика нового времени», 2006.
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет. – Волгоград : Учитель, 2012.
- Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Из опыта работы.- Волгоград: Учитель, 2009.