По доминирующей деятельности: исследовательский,
информационный, творческий.
По характеру контактов: внутри одной
возрастной группы.
По характеру содержания: ребенок и
природа.
По количеству участников: групповой.
По характеру участия ребенка в проекте:
эксперт, исполнитель.
По продолжительности: краткосрочный.
Возраст детей, участников проекта: дети
5-6 лет.
Цель проекта: углубить и расширить знания детей о листьях растений. Способствовать развитию логического мышления, выработке полезных навыков, творческого отношения к делу.
Задачи:
- получить новые знания о листьях различных растений;
- пронаблюдать за появлением листьев у семян разных растений;
- выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений;
- изучить влияние солнечного света на рост и развитие листьев разных растений;
- доказать, что для нормального роста и развития листьям необходима чистая вода.
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей.
- формировать навыки сотрудничества, воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- развивать совместное творчество родителей и детей;
Актуальность проекта
В настоящее время от воспитанника дошкольного учреждения требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Одна из инновационных технологий, позволяющая скоординировать действия в триаде «Педагог – Родители – Дети» – это проектирование. Проектирование детской деятельности позволяет систематизировать и сгруппировать все компоненты обучающего процесса, помогает подчинить основную часть самостоятельной, совместной и организованной деятельности единой теме и цели, которые определяются с учетом возможностей дошкольников.
Тема проекта тесно связана с жизнью. Кострома – город, где каждая семья, так или иначе, связана с садовыми участками. Знания и навыки, полученные во время опытно-экспериментальной деятельности, могут уже совсем скоро пригодятся при совместной деятельности с родителями на огородных участках. Заложенные во время непосредственно образовательной деятельности знания по биологии и полученные опытно-экспериментальные умения активизируют познавательную деятельность воспитанников и получат дальнейшее развитие при обучении в школе.
Содержание проекта
На первом этапе мною была организована и проведена первичная педагогическая диагностика, в ходе которой было выяснено, что знания детей о листьях, как о главном органе растений, немногочисленны и очень разрознены.
Работа над проектом «Чудесный мир листьев» началась в самом начале осени, когда листья всех растений давно уже выросли, но не успели еще потерять свой характерный внешний вид, и у детей была возможность вместе с родителями собрать большую коллекцию листьев деревьев, кустов и трав. Высушенные листья стали наглядным пособием для непосредственно образовательной деятельности. Играя с листьями, рассматривая их, складывая из них причудливые композиции, дети не только убедились в многообразии листьев, но и выучили, какой лист принадлежит к какому растению
(Приложение 1 фото 1). А благодаря тому, что родители воспитанников также присоединились к совместному проекту, и помогли собрать информацию о необычных растениях, произрастающих в разных уголках мира, знания детей о листьях еще больше расширились. Сравнивая друг с другом засушенные листья, ребята пришли к умозаключению, что они имеют в своем строении как много общего, так и различия. В дидактических играх выяснилось, что все листья имеют листовую пластинку и черешок, а вот жилкование у них может быть либо параллельным, либо сетчатым. Различаются листья и тем, что могут быть простыми и сложными.
Но почему все листья такие разные? Как листья появляются на растениях? Какие условия необходимы им для этого? И для чего вообще растениям листья? Эти вопросы возникли у детей, как только они обнаружили, насколько разнообразен мир листьев. Поэтому на следующем этапе я предложила детям самим вырастить разные растения и пронаблюдать за ростом и развитием у них листьев.
Дети объединились в рабочие группы. Сразу договорились, что мы – младшие научные сотрудники, которые работают в научных лабораториях, где соблюдаются строго установленные правила. В процессе опытно-экспериментальной деятельности воспитанники обучались навыкам аккуратной, совместно с воспитателем спланированной работе, требующей от каждого проявления чувства коллективизма. Каждая группа самостоятельно отобрала семена для проращивания растений, самостоятельно заложила опыт по проращиванию зерен. В течение недели ребята наблюдали за прорастанием семян (Приложение 1 фото 2), ухаживали за ними, делали рисунки в дневниках наблюдений, сравнивали скорость прорастания разных семян, находили общее в последовательности появления сначала одних органов растений, затем других. Все это время закладывались и закреплялись навыки работы в группах. Ребята сами определяли, кому менять нижний слой марли, кому промывать семена, кому раскладывать их в коробочках и покрывать верхним слоем марли.
После того, как растения были пересажены в землю и окрепли, и на них появилось уже достаточное количество листьев, начались эксперименты, доказывающие, как внешние факторы могут повлиять на рост и развитие листьев.
Один лоток с растениями ребята поместили в темное место (Приложение 1 фото 3). Одновременно были заложены опыты с комнатными растениями с крупными листьями, у которых один лист с обеих сторон дети закрыли плотной черной бумагой (Приложение 1 фото 4). Через некоторое время листья, лишенные солнечного света, потеряли зеленую окраску, побледнели и заметно завяли. Сравнивая листья, лишенные солнечного света, с листьями, получающие свет в достаточном количестве, дети самостоятельно сделали вывод о значении солнечного света для роста и развития листьев (Приложение 1 фото 5).
Другой лоток с растениями ребята поместили в
большую коробку с маленьким отверстием и плотно
ее закрыли. Через несколько дней воспитанники
наблюдали, как растение всеми листьями тянется к
маленькому отверстию – единственному источнику
солнечного света (Приложение 1
фото 6). Ребята сделали вывод, что листья растений
всегда поворачиваются в сторону солнца.
Третий лоток с растениями мы с ребятами
договорились не поливать. Через несколько дней
мы сравнили листья растений, лишенных воды с
листьями растений, которые регулярно поливались
(Приложение 1 фото 7) и
сделали выводы о значении водного режима для
развития листьев.
Четвертый лоток с растениями мы поливали необычной водой: ребята добавили в воду мыло, гуашь, моющее средство для посуды, соду (Приложение 1 фото 8). Все это имитировало загрязненную антропогенными факторами воду. Листья растений, поливаемых такой смесью, дети сравнивали с листьями растений, поливаемых чистой водой (Приложение 1 фото 9), и пришли к выводу, что загрязнение природных источников воды приводит к гибели не только листьев, но и всего растения в целом.
Одна из самых важных функций листьев – это участие их в дыхании растений. Как доказать, что растение дышит через поры, расположенные на листовой пластинке?
Мы решили с ребятами один из листьев комнатного растения покрыть толстым слоем вазелина, чтобы закрыть все его поры (Приложение 1 фото 10). Через несколько дней воспитанники наблюдали, как лист начал чахнуть, желтеть и постепенно гибнуть. Этим мы доказали, что листья дышат через поры, расположенные на листовой пластинке.
После обобщающей беседы мы закрепили знания, и мною была проведена повторная педагогическая диагностика.
Для диагностики мною были разработаны дидактические игры и тесты, проведены индивидуальные беседы.
Игра «Исключение лишнего предмета». Для проведения исследования было подготовлены таблицы, разделенные на 4 квадрата. В каждом квадрате изображены разные листья. Три листика на таблице объединены по существенному признаку, а четвертый из них – лишний. Ребенку задаются вопросы: «Как ты думаешь, какой лист лишний? Почему?».
Исходя из ответов ребенка, делались выводы, усвоил ли он понятия «Простые и сложные листья», «Параллельное и сетчатое жилкование».
Игра «Последовательные картинки». Для ее проведения были подобраны картинки, на которых изображены этапы прорастания семени. Ребенку были показаны беспорядочно перемешанные карточки, и была дана следующая инструкция: «Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело кончилось».
Исходя из ответов ребенка делались выводы об усвоении темы «Этапы прорастания семени».
Игра «Отгадай название растения». По листьям дети определяли растение.
Кроме игр с каждым ребенком проводились индивидуальные беседы по теме «Листья», в ходе которых определялся уровень усвоения знаний по теме.
Анализируя комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в старшей группе, можно сделать следующие выводы:
Перспективное планирование по познавательному развитию детей предлагает знакомство с миром растений на основе бесед и рассказов педагога, а также наблюдения за растениями в природе. Эта тема наиболее широко затрагивается лишь в конце учебного года, имеет обзорный ознакомительный характер. Практическая деятельность запланирована в течение всего учебного года, но имеет разрозненный характер, не связана одной целью. В основном это посев семян тех или иных растений. Главная идея, связывающая все практические занятия, – знакомство с сельскохозяйственным трудом, закрепление определенных трудовых навыков.
При работе над проектом «Чудесный мир листьев», дети на несколько недель были погружены в тему. Они были не просто сторонними наблюдателями. В каких условиях придется развиваться объекту исследований зависело уже от их планов, гипотез, практических навыков.
Повторная диагностика показала, что знания, полученные опытным путем, намного лучше усваиваются
Этапы проведения и реализации проекта:
Этапы |
Сроки |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Деятельность родителей |
I этап: Мотивационно-диагностический | Первая-вторая неделя сентября | Выбор темы и разработка проекта.
Определение способа включения детей в проектную
деятельность. Составление перспективного плана.
Беседы, опросы детей с целью поддержания
интереса к исследовательской деятельности. Изучение новых методик и технологий по вопросам организации опытно-экспериментальной деятельности детей. Разработка конспектов занятий. Разработка методических игр по теме «Листья». Наблюдение с детьми за разнообразием листьев (сравнение их по размерам, формам, цвету и т.д.) Чтение с детьми художественной и научной литературы по теме «Листья». Провести диагностику знаний по данной теме. |
Рассматривание листьев растений,
произрастающих на участке. Рассматривание фотографий и иллюстраций различных листьев. Сбор, высушивание листьев для занятий. Участие в диагностике знаний по теме «Листья». Усвоение новых знаний в процессе бесед, восприятия художественной и научной литературы, в процессе игр. |
Сбор фотографий и рисунков листьев растений, произрастающих как в нашей стране, так и за рубежом. Сбор интересной информации по теме «Необычные листья». Собрать, высушить и подготовить к творческим работам листья разных растений. |
II этап: Организационный | Третья-четвертая недели сентября – ноябрь | Объединение детей в рабочие группы. Распределение обязанностей |
Объединение в рабочие группы. | |
III этап: Содержательно-практический | Организация опытно-экспериментальной
деятельности детей. Расширение и углубление знаний детей о разнообразии листьев, об их роли в природе и в жизни человека. |
Участие в опытно-экспериментальной
деятельности. Оформление дневников наблюдений. Участие в оформлении коллекций листьев. Участие в конкурсе «Картины из листьев». |
Участие вместе с детьми в конкурсе «Картины из листьев». | |
IV этап: Итоговый | Конец ноября | Обобщающая беседа о значении листьев
для самого растения, для остальной природы, для
человека. Выпуск методических рекомендаций. Повторная диагностика знаний воспитанников. |
Участие в обобщающей беседе. Участие в диагностике |
Участие в обобщающей беседе |