Цель – развить познавательные способности ребёнка , путём творческого мышления.
Программные задачи:
- Формировать умение сравнивать рядом стоящие предметы, фигуры.
- Закреплять умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.
- Закреплять умение устанавливать размерные отношения между предметами разной длинны.
- Развивать глазомер, умение находить листья длиннее, короче, выше, ниже, шире, уже.
- Вызвать у детей желание создать коллективную композицию из вырезанных листочков для интерьера группы; поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники аппликации (сочетать симметричную, обрывную и накладную); учить оформлять созданные формы ритмом мазков и пятен (красками), наносить желкование (карандашами, фломастерами).
- Формировать композиционные умения и чувство цвета при восприятии красивых осенних цветосочетаний.
- Развивать описательную речь.
- Обогащать речь детей существительными, прилагательными, характеризующими свойства и качество предметов; наречиями, обозначающими взаимо отношения людей, их отношение к труду.
- Воспитывать стремление делать работу аккуратнее, убирать за собой «рабочее» место.
Предварительная работа:
Прочитать с детьми стихи, спеть песни на осеннюю тему, подготовить основы для будующей композиции – лист бумаги большого формата голубого цвета.
Материалы, инструменты, оборудование:
Цветная бумага «осенних» цветов и оттенков; фактурная бумага для выбора детьми красивого необычного колорита; ножницы, клей, картон или плотный лист большого формата, затонированный голубям цветом; краска – гель «золото» или цветные карандаши, тонкие фломастеры для прорисовки жилкования.
Содержание познавательно творческой деятельности:
Создать проблемную ситуацию путём постановки вопроса: Что случилось с деревьями, с листьями, со всем лесом, с самой природой? Выслушиваю ответы детей, что время года теперь – Осень. Это природное явление, листья поменяли свой цвет, оттенок, стали опадать и кружась падать на землю, покрывая землю осенним ковром.
Зачитать детям стихотворение Е. Трутневой «Листопад»:
Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки неведимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета,
Всё притихло, отдыхать легло.
Только в небе празднично от света –
Небо все созвездия зажгло!..
С золотыми листиками схожи,
Звёзды с неба сыплются… летят…
Будто в тёмном, звёздном небе
Тоже наступил осенний листопад.
После небольшой паузы, необходимой для переживания настроения, вызванного стихотворением воспитатель показывает несколько листочков, вырезанных из цветной бумаги. Удивляется вместе с детьми, что они схожи с настоящими. Задать несколько вопросов по формированию элементарных математических представлений: какие бывают листья по форме? По размеру? По строению? И т.д. Добиваться от детей ответов полным предложением, с использованием существительных, прилагательных и наречий.
Предложить вырезать самостоятельно листочки и создать общую картину: «Листочки на окошке». Показать основу будущей картины, продемонстрировать способ вырезания сложной формы из бумаги, сложенной вдвое.
«Беру лист бумаги жёлтого (красного, оранжевого, розового и т.д.) цвета; складываю пополам, держу за сгиб и вырезаю так, будто рисую половинку листочка (смотреть схему).
Выставить варианты форм листочков для
наглядного ориентира, целые и половинки. Дети
сначала упражняются. Затем педагог показывает
способы декорирования образа: обрывной
аппликацией (рванные кусочки наклеиваются на
листик); накладной аппликацией (на листик
накладывается листик меньшего размера и
возможно другой формы); дорисовывание и
жилкование, и декорирование листьев цветовыми
пятнами. Ещё раз напомнить технику симметричного
вырезывания сложной формы (самый ответственный
момент), предложить детям самостоятельно выбрать
материал для художественного творчества и
начинать работать. Во время работы следует
включить для прослушивания мелодию «Осенний
вальс» С.Штраус.
По мере изготовления листочков воспитатель
предлагает детям подходить к основе (фону) для
наклеивания листочков. Получается композиция
«Листочки на окошке». Педагог предлагает
посмотреть в это окно и рассказать, что они там
видят. (Красивые листочки, листопад, листочки
падали и прилипли к окошку, будто ветер приклеил
листочки к нашему окошку и др. варианты ответов).
В свободное время или после прогулки во второй половине дня дети рассматривают коллективную композицию «Листочки на окошке». Описывают отдельные листочки или всю композицию «красивыми» словами, составляют описательный рассказ.
После творчески познавательной деятельности можно прорисовать листья по представлению. Поиграть в дидактическую игру «С какого дерева листок?».