Метод учебно-исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогам реализовать такую значимую функцию исторического образования, как формирование социального самосознания молодых людей, гражданской идентичности, включая такие основополагающие черты личности, как чувство сопричастности с судьбой своей Родины и ответственности за неё, общенациональное достоинство и патриотизм.
Приоритетами нового образовательного стандарта по истории является актуализация изучаемого исторического материала под углом зрения формирования у школьников ценностей гражданина России, осознания своей принадлежности к истории и культуре России, её социокультурным особенностям, вкладу России в мировую историю и цивилизацию.
Этот приоритет выражается в акценте на гражданско-патриотическое воспитание школьников. Задача учителя – определить эффективные пути и способы организации воспитывающего обучения.
Моя работа строится по пяти направлениям:
1) История школы
2) Моя семья в истории страны
3) История Моргородка
4) Юнги «Огненных рейсов»
5) «Листая страницы семейного альбома».
Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Особую актуальность эта задача получает в динамично развивающемся информационном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведений, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей работе. Выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников.
Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.
Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала.
Цель – развивать любовь школьников к родному городу, краю, повышать интерес к истории родных мест, помогать осознать, что история «малой родины» является составной и значительной частью большой страны, за которую они станут ответственны в недалеком будущем.
ХОД ЭКСКУРСИИ
4 ноября 1937 года образован Первореченский
район.
Множество образовательных и культурных
объектов.
Площадь – 33кв.км. Район расположен в северной
части города.
Береговая линия– 3км., имеет 3 бухты – 1-я речка, 2-я
речка, бухта Кирпичного завода.
На территории – озеро Юность, 5 речек, 95 улиц, 1094
дома, проживает 136 тыс. человек.
Фрунзенский, Первомайский, Ленинский районы
созданы в 1936 году и отмечают день рождения 21 мая.
Первореченский район отделился от Фрунзенского
в 1937 году.
Советский район создан в 1972 году.
Мы начинам нашу экскурсию от остановки
Некрасовская. С путепровода хорошо
просматривается долина Первой речки. Здесь в
долине Первой речки, почти у самого берега
Амурского залива, в 1873 году появился первый во
Владивостоке кирпичный завод, снабжавший
прекрасным материалом первые постройки города. С
того времени бухта Амурского залива и устье
речки так и называется – бухта Кирпичного
завода.
Долгое время районы, расположенные за 1-й речкой
не были заселены. В 30-х годах 20 века здесь
возникли 2 поселка для вербованных, с городам их
соединяла обычная грунтовая дорога.
Свое название Морской городок получил от
небольшого поселка, где в 50-е годы строились дома
для работников ДВМП. Некоторые из этих домов вы и
сегодня можете увидеть на улице Нахимова.
То место, которое мы сегодня называем «Столетие»,
раньше называлось – «капустное поле». Потом его
стали называть Северо-Запад. Но это название не
прижилось. Теперь его называют – проспект
Столетия Владивостока.
Это связано с тем, что весь жилой массив стал
строиться в 1960-е годы, в год 100-летнего юбилея
Владивостока. Проект планировки был создан
архитекторами Владимиром Оныщуком и Николаем
Русановым.
Вот он – проспект 100-летия. Символ нашего города.
Это потом появились – Океанский, Партизанский
проспекты. Но он был первым. Здесь появились
первые подземные переходы, которыми долгое время
никто не пользовался.
На месте магазина « Океан» до 30-х годов 20 века
было кладбище, на котором корейцы, китайцы и
японцы, жившие во Владивостоке, хоронили своих
умерших родственников.
Мы начинаем нашу экскурсию со станции
Моргородок. В 30-е годы 20 века здесь была лишь
платформа и называлась она «6-й км». Насыпи для
железнодорожных путей не было и протекающая
недалеко 1-я речка (ее называли Черная) от дождей
часто разливалась, затапливая пути. В 50-е годы
остановку перенесли напротив дома 18 по ул.
Овчинникова.
На берегу Амурского залива сейчас находится
стоянка для судов маломерного флота. А раньше
здесь был мыс Калузина, на его скалистой
поверхности располагалась метеостанция. Позже
этот мыс взорвали.
В 30-40-е годы 20 века на берегу был пирс, к которому
подходили корабли. Это был пирс пересыльного
лагеря политических заключенных. Сам лагерь
располагался по улице Печорской.
Недалеко от станции находится сш№38, открывшая
свои двери в 1962 году. Она находится на улице
Овчинникова, названная в честь героя ВОВ – Петра
Овчинникова. Он погиб 9 августа 1945 года, закрыв
своим телом амбразуру вражеского дзота.
Как дорогие реликвии хранятся в Музее
пограничных войск солдатская шинель и автомат
младшего сержанта П. Овчинникова.
В августе 1946 года имя погибшего героя присвоено
одной из пограничных застав на ДВ границе. 6 мая
1971 года бывший Моргородской проезд был
переименован в ул. Овчинникова.
В западной части ул. Овчинникова находится
Первореченское РОВД и школа №52. В сквере возле
школы стоит памятник В. Блюхеру – герою
гражданской войны.
А это первый 9-ти этажный дом во Владивостоке, он
был построен в 1963 году, и в то время считался
самым комфортабельным.
В восточной части Моргородка находится озеро
Юность (Чан). В начале 20 века вблизи озера были
здания военных охотничьих команд, сохранившиеся
до наших дней. Здесь начинал свою работу молодой
В.К. Арсеньев – известный путешественник и
писатель.
На берегу озера располагается школа
олимпийского резерва, проходит подготовка
молодых гребцов на байдарках и каноэ. Здесь
начинал спортивную карьеру бронзовый призер
Олимпийских игр в Лондоне – Иван Штыль.
Кстати, на озере был первый каток для жителей
микрорайона.
А теперь мы перейдем на другую сторону проспекта
на ул. Печорскую. На одном из домов находится
маяк, служащий ориентиром для судов, находящихся
в Амурском заливе.
По правую сторону находится стадион Строитель,
построенный в 1977 году. До этого здесь стояли
частные дома и протекала небольшая речка.
Пройдя вдоль ул. Печорской мы увидим территорию,
которую называют «экипаж». Здесь на протяжении
многих лет находился особый лагерь 3-10, входивший
в систему сталинского ГУЛАГа.
Через этот лагерь прошли тысячи людей,
заклейменные званием – враг народа. Среди них –
известный конструктор, академик С. Королев,
художник П. Шухаев, актер Г. Жженов, писательница
Гинзбург. Но особенно трагично сложилась судьба
О. Мандельштама. Он прибыл в этот лагерь в октябре
1938 года. Больное, измученное сердце поэта не
выдержало и 3-х месяцев.27 декабря 1938 года
Мандельштам умер. Братская могила, где с сотнями
заключенных покоится прах поэта, находится в
братской могиле где-то в районе домов 6,8,9 по ул.
Вострецова.
К сожалению, нет ни памятной таблички, ни
памятного камня на месте где находился лагерь.
В сентябре 1998 года в сквере по ул. Ильичева был
установлен памятник Мандельштаму. Автор –
Валерий Ненаживин. Это был первый в России
памятник Мандельштаму – символ хоть и
запоздавшего, но все же покаяния. Скульптор
создал потрясающий, исполненный трагической
красоты образ опального поэта. Однако, нашлись
«иваны, не помнящие родства», и памятник, после
нескольких варварских покушений заново
воссозданный автором, получил прописку на
территории ВГУЭС. В. Ненаживин автор еще одного
памятника. Рядом с Иллюзионом в 2007 году
установили памятник тем, кто не вернулся с боя.
Мемориальный комплекс посвящен приморцам,
погибшим в «горячих точках» и создан усилиями
организации ветеранов боевых действий на
пожертвования участников войн, родственников
погибших и жителей города.
А это здание Первореченской администрации. Рядом
в сквере – памятный камень, установленный в
честь 50-летия победы в ВОВ.
Мы выходим на ул. Вострецова. Она названа в честь
Степана Вострецова – героя гражданской войны.
На ул. Вострецова находится наша школа. Она
открылась 2 октября 1961 года.
Пройдя вдоль ул. Вострецова – мы выйдем на ул.
Корнилова. Она названа в честь адмирала
Владимира Алексеевича Корнилова, героя
Севастопольской обороны.
Ул. Корнилова пересекается с ул. Невской. Здесь
находится сш№10. Выше расположилась ул.
Волховская и ул. Нахимова, названная в честь
Павла Степановича Нахимова.
Спустившись вниз по ул. Южно-Уральской мы выйдем
на ул. Ильичева. Пётр Ильичев в ночь на 18 августа
1945 года в составе батальона морской пехоты
участвовал в бою на острове Шумшу. Закрыл своим
телом амбразуру японского дзота Похоронен на
острове Шумшу. Памятная табличка установлена на
доме №32.
По ул. Ильичева мы выйдем на остановку Столетие.
Здесь находился кинотеатр «Искра», построенный в
1960 году. Его первое название – «Океан». Сейчас
здесь расположен торговый центр Сотка.
В районе остановки Столетие находятся
многочисленные магазины, краевая детская
библиотека.
Пройдя вдоль проспекта мы выйдем на ул. Фирсова.
Она названа в честь героя Советского Союза –
Александра Фирсова. Он отличился 11 августа 1945
года в боях за город Дунин. В этот день ему
исполнилось 20 лет. При прорыве укрепленного
района первым проник к вражескому доту.
Израсходовав боеприпасы, закрыл своим телом
амбразуру. Похоронен в селе Полтавка. В 1969 году в
п. Фирсово поставлен памятник, на котором
высечены слова – «Пускай ты умер, но в песне
смелых и сильных духом всегда ты будешь живым
примером».
В Моргородке расположены корпуса ТОВМИ. Он
открыт в 1937 году.
От училища можно подняться на вершину сопки
Саперной. 100 лет назад здесь были выстроены
укрепления №1, входящие в систему
Владивостокской крепости.
Южнее сопки, в районе ул. Днепровской вырос
ансамбль жилых домов сложной конфигурации –
дома – трилистники.
Мы заканчиваем нашу экскурсию. В микрорайоне
Моргородок отражены основные периоды истории
нашей страны – революционное прошлое, горькие
страницы сталинских репрессий, крупномасштабное
строительство огромного жилого массива с
культурными центрами, школами, библиотеками.
История Моргородка – это страницы истории нашей
Родины. Владивосток, его микрорайон – Морской
городок – крохотная частичка земли русской. И
знать её историю мы должны, чтобы не быть
«иванами, родства не помнящими».