Экскурсия по Моргородку

Разделы: Внеклассная работа


Метод учебно-исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогам реализовать такую значимую функцию исторического образования, как формирование социального самосознания молодых людей, гражданской идентичности, включая такие основополагающие черты личности, как чувство сопричастности с судьбой своей Родины и ответственности за неё, общенациональное достоинство и патриотизм.

Приоритетами нового образовательного стандарта по истории является актуализация изучаемого исторического материала под углом зрения формирования у школьников ценностей гражданина России, осознания своей принадлежности к истории и культуре России, её социокультурным особенностям, вкладу России в мировую историю и цивилизацию.

Этот приоритет выражается в акценте на гражданско-патриотическое воспитание школьников. Задача учителя – определить эффективные пути и способы организации воспитывающего обучения.

Моя работа строится по пяти направлениям:

1) История школы
2) Моя семья в истории страны
3) История Моргородка
4) Юнги «Огненных рейсов»
5) «Листая страницы семейного альбома».

Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Особую актуальность эта задача получает в динамично развивающемся информационном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведений, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей работе. Выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников.

Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.

Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала.

Цель – развивать любовь школьников к родному городу, краю, повышать интерес к истории родных мест, помогать осознать, что история «малой родины» является составной и значительной частью большой страны, за которую они станут ответственны в недалеком будущем.

ХОД ЭКСКУРСИИ

4 ноября 1937 года образован Первореченский район.
Множество образовательных и культурных объектов.
Площадь – 33кв.км. Район расположен в северной части города.
Береговая линия– 3км., имеет 3 бухты – 1-я речка, 2-я речка, бухта Кирпичного завода.
На территории – озеро Юность, 5 речек, 95 улиц, 1094 дома, проживает 136 тыс. человек.
Фрунзенский, Первомайский, Ленинский районы созданы в 1936 году и отмечают день рождения 21 мая. Первореченский район отделился от Фрунзенского в 1937 году.
Советский район создан в 1972 году.
Мы начинам нашу экскурсию от остановки Некрасовская. С путепровода хорошо просматривается долина Первой речки. Здесь в долине Первой речки, почти у самого берега Амурского залива, в 1873 году появился первый во Владивостоке кирпичный завод, снабжавший прекрасным материалом первые постройки города. С того времени бухта Амурского залива и устье речки так и называется – бухта Кирпичного завода.
Долгое время районы, расположенные за 1-й речкой не были заселены. В 30-х годах 20 века здесь возникли 2 поселка для вербованных, с городам их соединяла обычная грунтовая дорога.
Свое название Морской городок получил от небольшого поселка, где в 50-е годы строились дома для работников ДВМП. Некоторые из этих домов вы и сегодня можете увидеть на улице Нахимова.
То место, которое мы сегодня называем «Столетие», раньше называлось – «капустное поле». Потом его стали называть Северо-Запад. Но это название не прижилось. Теперь его называют – проспект Столетия Владивостока.
Это связано с тем, что весь жилой массив стал строиться в 1960-е годы, в год 100-летнего юбилея Владивостока. Проект планировки был создан архитекторами Владимиром Оныщуком и Николаем Русановым.
Вот он – проспект 100-летия. Символ нашего города. Это потом появились – Океанский, Партизанский проспекты. Но он был первым. Здесь появились первые подземные переходы, которыми долгое время никто не пользовался.
На месте магазина « Океан» до 30-х годов 20 века было кладбище, на котором корейцы, китайцы и японцы, жившие во Владивостоке, хоронили своих умерших родственников.
Мы начинаем нашу экскурсию со станции Моргородок. В 30-е годы 20 века здесь была лишь платформа и называлась она «6-й км». Насыпи для железнодорожных путей не было и протекающая недалеко 1-я речка (ее называли Черная) от дождей часто разливалась, затапливая пути. В 50-е годы остановку перенесли напротив дома 18 по ул. Овчинникова.
На берегу Амурского залива сейчас находится стоянка для судов маломерного флота. А раньше здесь был мыс Калузина, на его скалистой поверхности располагалась метеостанция. Позже этот мыс взорвали.
В 30-40-е годы 20 века на берегу был пирс, к которому подходили корабли. Это был пирс пересыльного лагеря политических заключенных. Сам лагерь располагался по улице Печорской.
Недалеко от станции находится сш№38, открывшая свои двери в 1962 году. Она находится на улице Овчинникова, названная в честь героя ВОВ – Петра Овчинникова. Он погиб 9 августа 1945 года, закрыв своим телом амбразуру вражеского дзота.
Как дорогие реликвии хранятся в Музее пограничных войск солдатская шинель и автомат младшего сержанта П. Овчинникова.
В августе 1946 года имя погибшего героя присвоено одной из пограничных застав на ДВ границе. 6 мая 1971 года бывший Моргородской проезд был переименован в ул. Овчинникова.
В западной части ул. Овчинникова находится Первореченское РОВД и школа №52. В сквере возле школы стоит памятник В. Блюхеру – герою гражданской войны.
А это первый 9-ти этажный дом во Владивостоке, он был построен в 1963 году, и в то время считался самым комфортабельным.
В восточной части Моргородка находится озеро Юность (Чан). В начале 20 века вблизи озера были здания военных охотничьих команд, сохранившиеся до наших дней. Здесь начинал свою работу молодой В.К. Арсеньев – известный путешественник и писатель.
На берегу озера располагается школа олимпийского резерва, проходит подготовка молодых гребцов на байдарках и каноэ. Здесь начинал спортивную карьеру бронзовый призер Олимпийских игр в Лондоне – Иван Штыль.
Кстати, на озере был первый каток для жителей микрорайона.
А теперь мы перейдем на другую сторону проспекта на ул. Печорскую. На одном из домов находится маяк, служащий ориентиром для судов, находящихся в Амурском заливе.
По правую сторону находится стадион Строитель, построенный в 1977 году. До этого здесь стояли частные дома и протекала небольшая речка.
Пройдя вдоль ул. Печорской мы увидим территорию, которую называют «экипаж». Здесь на протяжении многих лет находился особый лагерь 3-10, входивший в систему сталинского ГУЛАГа.
Через этот лагерь прошли тысячи людей, заклейменные званием – враг народа. Среди них – известный конструктор, академик С. Королев, художник П. Шухаев, актер Г. Жженов, писательница Гинзбург. Но особенно трагично сложилась судьба О. Мандельштама. Он прибыл в этот лагерь в октябре 1938 года. Больное, измученное сердце поэта не выдержало и 3-х месяцев.27 декабря 1938 года Мандельштам умер. Братская могила, где с сотнями заключенных покоится прах поэта, находится в братской могиле где-то в районе домов 6,8,9 по ул. Вострецова.
К сожалению, нет ни памятной таблички, ни памятного камня на месте где находился лагерь.
В сентябре 1998 года в сквере по ул. Ильичева был установлен памятник Мандельштаму. Автор – Валерий Ненаживин. Это был первый в России памятник Мандельштаму – символ хоть и запоздавшего, но все же покаяния. Скульптор создал потрясающий, исполненный трагической красоты образ опального поэта. Однако, нашлись «иваны, не помнящие родства», и памятник, после нескольких варварских покушений заново воссозданный автором, получил прописку на территории ВГУЭС. В. Ненаживин автор еще одного памятника. Рядом с Иллюзионом в 2007 году установили памятник тем, кто не вернулся с боя. Мемориальный комплекс посвящен приморцам, погибшим в «горячих точках» и создан усилиями организации ветеранов боевых действий на пожертвования участников войн, родственников погибших и жителей города.
А это здание Первореченской администрации. Рядом в сквере – памятный камень, установленный в честь 50-летия победы в ВОВ.
Мы выходим на ул. Вострецова. Она названа в честь Степана Вострецова – героя гражданской войны.
На ул. Вострецова находится наша школа. Она открылась 2 октября 1961 года.
Пройдя вдоль ул. Вострецова – мы выйдем на ул. Корнилова. Она названа в честь адмирала Владимира Алексеевича Корнилова, героя Севастопольской обороны.
Ул. Корнилова пересекается с ул. Невской. Здесь находится сш№10. Выше расположилась ул. Волховская и ул. Нахимова, названная в честь Павла Степановича Нахимова.
Спустившись вниз по ул. Южно-Уральской мы выйдем на ул. Ильичева. Пётр Ильичев в ночь на 18 августа 1945 года в составе батальона морской пехоты участвовал в бою на острове Шумшу. Закрыл своим телом амбразуру японского дзота Похоронен на острове Шумшу. Памятная табличка установлена на доме №32.
По ул. Ильичева мы выйдем на остановку Столетие. Здесь находился кинотеатр «Искра», построенный в 1960 году. Его первое название – «Океан». Сейчас здесь расположен торговый центр Сотка.
В районе остановки Столетие находятся многочисленные магазины, краевая детская библиотека.
Пройдя вдоль проспекта мы выйдем на ул. Фирсова. Она названа в честь героя Советского Союза – Александра Фирсова. Он отличился 11 августа 1945 года в боях за город Дунин. В этот день ему исполнилось 20 лет. При прорыве укрепленного района первым проник к вражескому доту. Израсходовав боеприпасы, закрыл своим телом амбразуру. Похоронен в селе Полтавка. В 1969 году в п. Фирсово поставлен памятник, на котором высечены слова – «Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером».
В Моргородке расположены корпуса ТОВМИ. Он открыт в 1937 году.
От училища можно подняться на вершину сопки Саперной. 100 лет назад здесь были выстроены укрепления №1, входящие в систему Владивостокской крепости.
Южнее сопки, в районе ул. Днепровской вырос ансамбль жилых домов сложной конфигурации – дома – трилистники.
Мы заканчиваем нашу экскурсию. В микрорайоне Моргородок отражены основные периоды истории нашей страны – революционное прошлое, горькие страницы сталинских репрессий, крупномасштабное строительство огромного жилого массива с культурными центрами, школами, библиотеками.
История Моргородка – это страницы истории нашей Родины. Владивосток, его микрорайон – Морской городок – крохотная частичка земли русской. И знать её историю мы должны, чтобы не быть «иванами, родства не помнящими».