Экскурсия по Моргородку
Метод учебно-исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогам реализовать такую значимую функцию исторического образования, как формирование социального самосознания молодых людей, гражданской идентичности, включая такие основополагающие черты личности, как чувство сопричастности с судьбой своей Родины и ответственности за неё, общенациональное достоинство и патриотизм.
Приоритетами нового образовательного стандарта по истории является актуализация изучаемого исторического материала под углом зрения формирования у школьников ценностей гражданина России, осознания своей принадлежности к истории и культуре России, её социокультурным особенностям, вкладу России в мировую историю и цивилизацию.
Этот приоритет выражается в акценте на гражданско-патриотическое воспитание школьников. Задача учителя – определить эффективные пути и способы организации воспитывающего обучения.
Моя работа строится по пяти направлениям:
1) История школы
2) Моя семья в истории страны
3) История Моргородка
4) Юнги «Огненных рейсов»
5) «Листая страницы семейного альбома».
Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Особую актуальность эта задача получает в динамично развивающемся информационном пространстве. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых сведений, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей работе. Выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников.
Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.
Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала.
Цель – развивать любовь школьников к родному городу, краю, повышать интерес к истории родных мест, помогать осознать, что история «малой родины» является составной и значительной частью большой страны, за которую они станут ответственны в недалеком будущем.
ХОД ЭКСКУРСИИ
4 ноября 1937 года образован Первореченский район.
Множество образовательных и культурных объектов.
Площадь – 33кв.км. Район расположен в северной части города.
Береговая линия– 3км., имеет 3 бухты – 1-я речка, 2-я речка, бухта
Кирпичного завода.
На территории – озеро Юность, 5 речек, 95 улиц, 1094 дома,
проживает 136 тыс. человек.
Фрунзенский, Первомайский, Ленинский районы созданы в 1936 году и
отмечают день рождения 21 мая. Первореченский район отделился от
Фрунзенского в 1937 году.
Советский район создан в 1972 году.
Мы начинам нашу экскурсию от остановки Некрасовская. С путепровода
хорошо просматривается долина Первой речки. Здесь в долине Первой
речки, почти у самого берега Амурского залива, в 1873 году появился
первый во Владивостоке кирпичный завод, снабжавший прекрасным
материалом первые постройки города. С того времени бухта Амурского
залива и устье речки так и называется – бухта Кирпичного
завода.
Долгое время районы, расположенные за 1-й речкой не были заселены.
В 30-х годах 20 века здесь возникли 2 поселка для вербованных, с
городам их соединяла обычная грунтовая дорога.
Свое название Морской городок получил от небольшого поселка, где в
50-е годы строились дома для работников ДВМП. Некоторые из этих
домов вы и сегодня можете увидеть на улице Нахимова.
То место, которое мы сегодня называем «Столетие», раньше называлось
– «капустное поле». Потом его стали называть Северо-Запад. Но это
название не прижилось. Теперь его называют – проспект Столетия
Владивостока.
Это связано с тем, что весь жилой массив стал строиться в 1960-е
годы, в год 100-летнего юбилея Владивостока. Проект планировки был
создан архитекторами Владимиром Оныщуком и Николаем Русановым.
Вот он – проспект 100-летия. Символ нашего города. Это потом
появились – Океанский, Партизанский проспекты. Но он был первым.
Здесь появились первые подземные переходы, которыми долгое время
никто не пользовался.
На месте магазина « Океан» до 30-х годов 20 века было кладбище, на
котором корейцы, китайцы и японцы, жившие во Владивостоке, хоронили
своих умерших родственников.
Мы начинаем нашу экскурсию со станции Моргородок. В 30-е годы 20
века здесь была лишь платформа и называлась она «6-й км». Насыпи
для железнодорожных путей не было и протекающая недалеко 1-я речка
(ее называли Черная) от дождей часто разливалась, затапливая пути.
В 50-е годы остановку перенесли напротив дома 18 по ул.
Овчинникова.
На берегу Амурского залива сейчас находится стоянка для судов
маломерного флота. А раньше здесь был мыс Калузина, на его
скалистой поверхности располагалась метеостанция. Позже этот мыс
взорвали.
В 30-40-е годы 20 века на берегу был пирс, к которому подходили
корабли. Это был пирс пересыльного лагеря политических заключенных.
Сам лагерь располагался по улице Печорской.
Недалеко от станции находится сш№38, открывшая свои двери в 1962
году. Она находится на улице Овчинникова, названная в честь героя
ВОВ – Петра Овчинникова. Он погиб 9 августа 1945 года, закрыв своим
телом амбразуру вражеского дзота.
Как дорогие реликвии хранятся в Музее пограничных войск солдатская
шинель и автомат младшего сержанта П. Овчинникова.
В августе 1946 года имя погибшего героя присвоено одной из
пограничных застав на ДВ границе. 6 мая 1971 года бывший
Моргородской проезд был переименован в ул. Овчинникова.
В западной части ул. Овчинникова находится Первореченское РОВД и
школа №52. В сквере возле школы стоит памятник В. Блюхеру – герою
гражданской войны.
А это первый 9-ти этажный дом во Владивостоке, он был построен в
1963 году, и в то время считался самым комфортабельным.
В восточной части Моргородка находится озеро Юность (Чан). В начале
20 века вблизи озера были здания военных охотничьих команд,
сохранившиеся до наших дней. Здесь начинал свою работу молодой В.К.
Арсеньев – известный путешественник и писатель.
На берегу озера располагается школа олимпийского резерва, проходит
подготовка молодых гребцов на байдарках и каноэ. Здесь начинал
спортивную карьеру бронзовый призер Олимпийских игр в Лондоне –
Иван Штыль.
Кстати, на озере был первый каток для жителей микрорайона.
А теперь мы перейдем на другую сторону проспекта на ул. Печорскую.
На одном из домов находится маяк, служащий ориентиром для судов,
находящихся в Амурском заливе.
По правую сторону находится стадион Строитель, построенный в 1977
году. До этого здесь стояли частные дома и протекала небольшая
речка.
Пройдя вдоль ул. Печорской мы увидим территорию, которую называют
«экипаж». Здесь на протяжении многих лет находился особый лагерь
3-10, входивший в систему сталинского ГУЛАГа.
Через этот лагерь прошли тысячи людей, заклейменные званием – враг
народа. Среди них – известный конструктор, академик С. Королев,
художник П. Шухаев, актер Г. Жженов, писательница Гинзбург. Но
особенно трагично сложилась судьба О. Мандельштама. Он прибыл в
этот лагерь в октябре 1938 года. Больное, измученное сердце поэта
не выдержало и 3-х месяцев.27 декабря 1938 года Мандельштам умер.
Братская могила, где с сотнями заключенных покоится прах поэта,
находится в братской могиле где-то в районе домов 6,8,9 по ул.
Вострецова.
К сожалению, нет ни памятной таблички, ни памятного камня на месте
где находился лагерь.
В сентябре 1998 года в сквере по ул. Ильичева был установлен
памятник Мандельштаму. Автор – Валерий Ненаживин. Это был первый в
России памятник Мандельштаму – символ хоть и запоздавшего, но все
же покаяния. Скульптор создал потрясающий, исполненный трагической
красоты образ опального поэта. Однако, нашлись «иваны, не помнящие
родства», и памятник, после нескольких варварских покушений заново
воссозданный автором, получил прописку на территории ВГУЭС. В.
Ненаживин автор еще одного памятника. Рядом с Иллюзионом в 2007
году установили памятник тем, кто не вернулся с боя. Мемориальный
комплекс посвящен приморцам, погибшим в «горячих точках» и создан
усилиями организации ветеранов боевых действий на пожертвования
участников войн, родственников погибших и жителей города.
А это здание Первореченской администрации. Рядом в сквере –
памятный камень, установленный в честь 50-летия победы в ВОВ.
Мы выходим на ул. Вострецова. Она названа в честь Степана
Вострецова – героя гражданской войны.
На ул. Вострецова находится наша школа. Она открылась 2 октября
1961 года.
Пройдя вдоль ул. Вострецова – мы выйдем на ул. Корнилова. Она
названа в честь адмирала Владимира Алексеевича Корнилова, героя
Севастопольской обороны.
Ул. Корнилова пересекается с ул. Невской. Здесь находится сш№10.
Выше расположилась ул. Волховская и ул. Нахимова, названная в честь
Павла Степановича Нахимова.
Спустившись вниз по ул. Южно-Уральской мы выйдем на ул. Ильичева.
Пётр Ильичев в ночь на 18 августа 1945 года в составе батальона
морской пехоты участвовал в бою на острове Шумшу. Закрыл своим
телом амбразуру японского дзота Похоронен на острове Шумшу.
Памятная табличка установлена на доме №32.
По ул. Ильичева мы выйдем на остановку Столетие. Здесь находился
кинотеатр «Искра», построенный в 1960 году. Его первое название –
«Океан». Сейчас здесь расположен торговый центр Сотка.
В районе остановки Столетие находятся многочисленные магазины,
краевая детская библиотека.
Пройдя вдоль проспекта мы выйдем на ул. Фирсова. Она названа в
честь героя Советского Союза – Александра Фирсова. Он отличился 11
августа 1945 года в боях за город Дунин. В этот день ему
исполнилось 20 лет. При прорыве укрепленного района первым проник к
вражескому доту. Израсходовав боеприпасы, закрыл своим телом
амбразуру. Похоронен в селе Полтавка. В 1969 году в п. Фирсово
поставлен памятник, на котором высечены слова – «Пускай ты умер, но
в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым
примером».
В Моргородке расположены корпуса ТОВМИ. Он открыт в 1937 году.
От училища можно подняться на вершину сопки Саперной. 100 лет назад
здесь были выстроены укрепления №1, входящие в систему
Владивостокской крепости.
Южнее сопки, в районе ул. Днепровской вырос ансамбль жилых домов
сложной конфигурации – дома – трилистники.
Мы заканчиваем нашу экскурсию. В микрорайоне Моргородок отражены
основные периоды истории нашей страны – революционное прошлое,
горькие страницы сталинских репрессий, крупномасштабное
строительство огромного жилого массива с культурными центрами,
школами, библиотеками.
История Моргородка – это страницы истории нашей Родины.
Владивосток, его микрорайон – Морской городок – крохотная частичка
земли русской. И знать её историю мы должны, чтобы не быть
«иванами, родства не помнящими».