Возрастной диапазон урока: 4 класс.
Изучаемые элементы содержания образования: библиотека, интернет ресурсы библиотеки, электронные ресурсы библиотеки, обучающие программы в библиотеке.
Необходимое учебное оборудование: клипборды, маршрутные листы, рабочие листы, простые карандаши или ручки.
Место проведения урока: Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им.М.И.Рудомино.
Ссылки на веб-ресурсы:
detiinostranki@gmail.com
в фейсбуке: www.facebook.com/detiinostranki
в жж: www.deti-inostranki.livejournal.com
Указание на связанные памятные даты:
27 мая – Всероссийский день библиотек.
29 марта – День открытия Всероссийской
государственной библиотеки иностранной
литературы им. М.И. Рудомино.
Форма проведения урока: урок в библиотеке.
Цель урока: приобщение учащихся младшего школьного возраста к чтению книг на английском языке.
Задачи:
- Образовательные
- расширение образовательной среды учащихся за счет ресурсов ВГБИЛ;
- расширение лингвострановедческих знаний учащихся о культуре англоязычных стран посредством чтения книг на английском языке;
- формирование мотивационной сферы личности ребенка;
- формирование у учащихся общекультурных и социальных компетенций, системных, исторических и культурологических знаний.
- Развивающие
- формирование навыков использования общенаучных методов познания;
- развитие стремления к свободному владению иностранным языком и информационными технологиями;
- формирование творческого подхода при выполнении учебных задач.
- Воспитательные
- воспитание учебной самостоятельности младших школьников, умения учиться;
- воспитание ценностного отношения к знаниям.
Аннотация урока:
“My books are friends that never fail me”
Thomas Carlyle, a Scottish philosopher and writer.
В настоящее время библиотека – это центр
формирования новых типов деятельности. Человек,
приходя в современную библиотеку, имеет доступ к
информационному пространству.
Задача учителя состоит в том, чтобы помочь
ребенку ориентироваться в огромном потоке
информации, научить его пользоваться ресурсами
библиотек, работать с разнообразной литературой
и другими источниками знаний. Всероссийская
государственная библиотека иностранной
литературы им. М.И. Рудомино является одной из
крупнейших публичных и научных библиотек России.
Уникальный профиль фондов и многогранная
деятельность Библиотеки определяют ее особое
место среди российских библиотек.
Основная цель Библиотеки – содействие изучению культур зарубежных стран и иностранных языков, в частности путем ознакомления с лучшими образцами иностранной художественной литературы.
Предлагаемый урок позволяет организовать деятельность учащихся непосредственно в ВГБИЛ.
Рекомендации к проведению урока в библиотеке
Предварительная работа
Вариант 1. На предыдущем уроке в
классе проводится беседа по теме “Books our friends”,
целью которой является постановка проблемы
перед учащимися об особом значении книг в
современном мире, о вариативности
информационных ресурсов и их возможностей.
С помощью метода «мозговой атаки» участники
беседы предлагают варианты решения этой
проблемы, одним из которых является посещение
библиотеки и использование ее ресурсов.
Вариант 2. Постановка проблемы может быть осуществлена с помощью цитаты www.abc-english-grammar.com. Например:
1. “My books are friends that never fail me.” Thomas Carlyle
2. “The proper study of mankind is books.” Aldous (Leonard) Huxley
Вариант 3. Другим вариантом постановки проблемы может быть использование знаменательных событий www.wordpress.com. Например:
- 27 мая – Всероссийский день библиотек
- 29 марта – День открытия ВГБИЛ им. М.И. Рудомино.
В качестве подготовительной работы на предыдущем уроке учащиеся индивидуально выполняют Worksheet 5 (tasks 7.doc), в котором работают над словарем терминов с использованием англо-русского словаря. Затем в группах знакомятся с текстовыми материалами, после чего готовят выступление о прочитанном для другой группы.
Группа №1. Текст Libraries (в папке text 4 pup.doc).
Группа №2. Текст Library rules (в папке text 4 pup.doc).
Проведение инструктажа о правилах поведения при посещении библиотеки.
Беседа с учащимися о:
1) маршруте, продолжительности, месте сбора;
2) правилах дорожного движения, поведении на
улицах города и в метро;
3) вопросах дисциплины и безопасности.
Маршрут до библиотеки от метро Таганская кольцевая.
Ученики разбиваются по парам, получают маршрутный лист I (tasks 1.doc) и, следуя инструкциям в листе, добираются вместе с учителем до ВГБИЛ.
Планирование деятельности в библиотеке.
На первом этаже в вестибюле библиотеки учитель
знакомит учащихся с темой урока “Treasures of Library for
Foreign Literature” и вместе с детьми определяет цель
посещения ВГБИЛ.
Учитель предлагает учащимся поделиться на
группы или пары для дальнейшей работы в
библиотеке.
Организация деятельности учащихся в библиотеке.
Оборудование:маршрутный лист II (tasks 2.doc), рабочие листы 1-4 (tasks 3-6.doc), клипборд для каждого учащегося, карандаши.
Учащиеся получают индивидуальный маршрутный лист II, с которым начинают работать уже на первом этаже у бюста основательницы ВГБИЛ М.И. Рудомино.
Во время подготовительной работы в школе учащиеся выполняли Worksheet 5 (tasks 7.doc), который теперь они могут использовать в качестве словаря необходимых терминов.
Для выполнения маршрутного листа II учащиеся посещают несколько залов, в которых также выполняют различные задания.
- Американский центр. Учащиеся знакомятся с работой Американского центра, его ресурсами. С целью знакомства с работой Children’s Club детям предлагается просмотр мультфильма “Curious George” на английском языке. Перед просмотром дети получают Worksheet 1 (tasks 3.doc), который могут выполнить как индивидуально, так и в парах. Данный мультфильм можно посмотреть в интернете (http://www.CuriousGeorge.com).
- Отдел японской культуры. Учащиеся знакомятся с деятельностью организации Japan Foundation. В группах выполняют Worksheet 2 (tasks 4. doc).
- Отдел редкой книги. Учитель может поставить перед учащимися вопрос: “Why is the Department of rare books so called?”
В поисках ответа на этот вопрос учащиеся получают Worksheet 3 (tasks 5.doc), который могут выполнять как в группах, так и в парах.
- Отдел детской книги. В детском зале учащиеся выполняют Worksheet 4 (tasks 6.doc) в группе или в паре.
В каждом из залов учащиеся, заполнив Worksheets 1,2, 4 (tasks 3,4,6. doc), обмениваются своими ответами на открытые вопросы.
Заключительный этап работы
Вернувшись на первый этаж библиотеки, учащиеся завершают заполнение маршрутного листа II, после чего в группах обсуждают правильность своих ответов.
Рефлексия
Далее учитель делит учащихся на 2 группы. Каждая группа получает case. Для решения задания в cases дети могут использовать Worksheets 1-5 (tasks 3-7.doc). Когда группа выполнит задание и объяснит свой выбор, она может получить лист самопроверки и сравнить ответы.
Можно предложить учащимся взять в вестибюле библиотеки (flyers) c целью подробного ознакомления с ресурсами ВГБИЛ.