Формирование нравственных начал у детей младшего возраста - воспитанников ВШМ РС(Я)

Разделы: Внеклассная работа


Изменение общественных отношений в России повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих нравственных идеалов. За прошедшие постперестроечные годы в России выросло новое поколение молодежи. Их можно охарактеризовать как "потерянное" поколение, которое воспитывались не на идеальных образах положительных героев, а на образах киллеров, боевиков.

Особенно чувствуется в нашем обществе, что разгул нигилизма, вседозволенности, жажда обогащения любой ценой связаны с потерей традиций, с утратой духовно-нравственных ценностей. Все это вместе представляют собой реальную угрозу для культурной самобытности страны, для нравственного самочувствия ее граждан.
Под нравственностью С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова предлагают рассматривать "внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами» (М.2006) (423).

Нередко нравственность употребляют как синоним морали, но со времени Гегеля принято различать мораль и нравственность. Согласно одной из трактовок этих понятий, нравственность является внутренней установкой человека, в отличие от морали, которая, наряду с законом, является только внешним требованием к поведению индивида (Адорно Теодор В. Проблемы философии морали /Пер.с. нем. М.Л. Хорькова – М. Республика, 2000–239с).

Именно с нравственностью связано различие добра и зла при условии, что человеком признаются эти категории. В отличие от пользы и вреда, других нравственных категорий, добро и зло связаны с проявлением некоторой свободной воли со стороны человека, т.е. он сам выбирает, по какому пути ему следовать – по пути добра или по пути зла.

* * *

Специфика нашего учебного заведения, в которой обучаются и воспитываются музыкально-одаренные дети, требует наивысшего внимания к этой актуальной проблеме – нравственному воспитанию, основой которого, как мы уже обозначили, служат многовековые традиции, сформировавшиеся на этических ценностях. Ценности высшего порядка (мир, счастье, человеколюбие, совесть, честь и др.) трудно приобретаются, но с ними также трудно расстаться. Поэтому одной из центральных проблем нравственного развития является подготовка детей к достойному жизнепроживанию, становлению его личности, формированию интереса к самосовершенствованию и самореализации. Понятно, что ребенок не рождается нравственным, потому значимость влияния педагогов и родителей не подвергается сомнению.

В нашем подходе к решению обозначенных проблем, мы руководствовались положениями, изложенными в трудах К.Я. Базиной, М.И. Новиковой, Р.К Селевко и др., о системном подходе к воспитанию, о саморазвитии человека и самосовершенствовании личности. Эти методологические основы нравственного воспитания формируют знания и умения и навыки начальных представлений становления грамотного, образованного и интеллигентного человека. Большую помощь оказал практический опыт работы Ф.П.Черноусовой по духовно-нравственному воспитанию и формированию потребности человека в человеке. В качестве направлений работы с младшими воспитанниками мы определили следующие положения:

– организация достаточно разнообразной внеклассной работы, чтобы практически у каждого ребенка была возможность проявить себя и свои лучшие качества;
– контроль учебных процессов, помогая каждому преодолевать трудности и учиться осмысленно;
– предоставление родителям необходимой информации об особенностях возраста, о проблемах с целью организации совместной работы;
– создание условий, позволяющих каждому ученику развиваться, формировать у себя новые качества, черты характера, с учетом индивидуальной особенности ученика.

Для начала системной работы в обозначенных направлениях необходимо изучить личностно-психологические особенности каждого воспитанника, его слабые и сильные стороны и помочь измениться в лучшую сторону. Мы опробовали следующие методы воспитания:

Средства нравственного воспитания Форма работы Результат
1. Художественная литература По сюжету сказки В. Сутеева «Под грибом», стихи, рассказы других писателей дети передали образы «намокшей бабочки», «озябшей мыши», «доброго Муравья» и т.д. Совместная деятельность детей способствует осознанию ребятами нравственной ценности своих и чужих поступков
2. Занятия «Внешкольный этикет» Фрагменты из сказок, которые учат детей этикету. Инсценировка, изображение детьми образов героев (гостеприимной Мухи-Цокотухи, храброго Комара из сказки К.Чуковского, а также и другие образы). Иллюстрация и обсуждение известных детских книг, раскрывающих правила этикета. Знакомство с общими нравственными правилами поведения в различных ситуациях(в гостях, на улице, в театре)
3. Экскурсии на природе Наблюдение за природой, живыми объектами, изготовление кормушек для птиц, наблюдение за погодой и сочинение рассказов, изготовление поделок, сбор гербариев, проведение конкурсов рисунков и др. Формирование гуманных чувств у детей желание заботится о тех, кто слабее, а также уверенности в себе.

Организуя системные воспитательные воздействия, мы стараемся проникнуть во внутренний мир ребенка, на те изменения, которые в нем происходят под влиянием внешних факторов. Развитие личности воспитанников необходимо начинать уже с первых дней обучения так как, именно в младшем школьном возрасте происходит становление таких качеств, как самостоятельность, ответственность, способность к самоконтролю.

Проводя воспитательную работу, формируя то или иное нравственное качество ребенка, воспитатели влияют на все стороны его личности: ум, сознание, поведение, волю и чувства. Они осуществляют задачи физического, трудового, эстетического и нравственного воспитания в их совокупности.

Эти задачи реализуются в процессе всей учебно-воспитательной работы.

Профессия музыканта требует всегда находиться на виду у людей, потому внешняя и внутренняя культура, воспитанность являются самым главным кредо у музыканта. Хороший результат в воспитании самостоятельности, уверенности и способности может быть получен в ходе организации повседневного быта детей:

Форма работы Задачи Результат
1. Организация дежурства Воспитание у детей самостоятельности (без напоминания выполнять свои обязанности).
Оказание при необходимости старшими детьми помощи младшим. Овладение детьми навыками личной гигиены, самообслуживания и самодисциплины.
Выработка привычки наблюдать распорядок дня, расписания и график дежурств

Формирование чувства ответственности у старших детей за младшими.

2 Конкурс «Чистая комната» Развитие у детей соблюдения порядка, чистоты, уюта, комфорта, в комнатах. Выработка чувства ответственного хозяина.
3. Диспуты, дискуссии на нравственные темы Ведения дискуссии, уважения к собеседнику, его мнению, точке зрения и т.д..Привитие культуры общения. Обсуждения на различные темы: «Как вести себя на концерте, на уроках, на улице? » и др. Выработка правил общения через «волшебные слова»:«пожалуйста», «спасибо» («Дружба начинается с улыбки», «Не перебивать собеседника», «Не говорить громко» и т д.

Большая работа ведется в адаптационный период, когда ребенок прибывает к нам из дома, где свои порядки, устои, привычки. Поступив, в ВШМ, ребенок попадает в окружение совершенно незнакомых людей, как взрослых, так и детей. И для ребенка – это большой шок: ему не понятен режим дня, нет дневного сна, работа все по расписанию, микро коллектив, смена воспитателей и т.д. И он теряется, ищет поддержки, понимания. Он отрывается от своих родителей, близких и попадает в окружение чужих: воспитателей, преподавателей, учителей и детей разного возраста, которые все вокруг учат, делают замечания и требуют, как ему кажется, невозможного. Дети более остро нуждаются в эмоциональном контакте со взрослыми в утверждении своих притязаний. Именно воспитатель может способствовать формированию личности, поддержать и развить у учащихся интерес к своей учебе. При этом любой поступок не остается без внимания, обязательно обсуждается в коллективе: и плохой, и хороший. Хороший поступок поощряется, а плохой – осуждается. В ежедневной работе воспитателя находит место и настрой учащихся на успехи в учебе, прослеживание за успеваемостью каждого ребенка, чтобы выполняли домашние задания и задания по самоподготовке. Причем, это все надо делать самостоятельно, но под строгим контролем воспитателя. Иногда ребенок с трудом включается в работу, часами просиживает над домашним заданием, бывает, что ребенок часто переключается с одной работы на другую, отвлекается, то есть у ребенка не привита самостоятельность. Другой ребенок плохо усваивает материал, плохо запоминает, тут требуется много индивидуальной работы по развитию памяти и усидчивости.Первый пример показывает низкий уровень организации, а второй – интеллектуальной.Воспитатель ставит перед собой задачу индивидуальной работы с данными детьми: чтение и пересказ текста, выучить наизусть небольшой стих, дидактические игры по развитию памяти.

В воспитании ребенка, конечно, большую роль играет роль семьи. Если, допустим, проблемы, пробелы в чем-то, то об этом ведется разговор с родителями. Семья – это самый большой помощник в закреплении навыков по развитию нравственных начал. Родители должны быть ответственны и заинтересованы, чтобы ребенок в процессе взросления расширял сферу ответственности. Во все мероприятия коттеджа привлекаются родители, они стараются помогать воспитателям, показывая при этом ответственность перед ребенком и школой. Традиционными стали такие мероприятия, как «Моя семья, мои корни», «Игры предков», «Мы радуем наших мам», они обновляются, закрепляются и дают возможность обменяться опытами воспитания, формируя коллектив родителей и детей. Поздравления на 8 марта мам и бабушек, 23 февраля пап – дают положительный результат, дети самостоятельно излагают свои мысли, при этом меняются походка, осанка, волнуются при выступлении перед родителями. Частая встреча с родителями способствуют формированию доверительных отношений между педагогами, воспитателями и учащимися.

Таким образом, работа по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста дает им представление о нравственных и духовных ценностях, помогает им осознать эти ценности в собственной жизни: способствует эффективному взаимодействию со сверстниками, учителями, родителями, учит самостоятельности, этикету.

Ведь воспитывая ребенка в интернатских условиях необходимо сформировать нравственные качества во всем: в быту, на досуге, в учебе. Только так мы можем воспитать образованного, культурного человека, обладающего нравственными представлениями и привычками.

Литература:

1. Аракелян О.В. Поликультурная школа – новая модель в системе образования //Воспитание школьников – 2010. – №3. – С.11-17.
2. Бодина Е. Ашеулова К. Педагогические ситуации // Воспитание школьников.–2002.– №2. – С. 25-28.
3. Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. – М. Просвещение, 2011. – Ч.1.– С.15-19, 52 -55.
4. Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников,- М ; ­- Просвещение, 2011. – Ч.1. С.52-55.
5. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.–3-е изд., доп. М.: 2001. – С.103-110.
6. Петрова В. Хомякова И. Стульчик Т. Азбука нравственного образования,//Воспитание школьников – 2008.№7.–С.27-30.
7. Семенов. Г.С. О проблемах формирования у современных школьников миропонимания и нравственной жизненной позиции. // Воспитание школьников.– 2010.–№2.–С.15-18.
8. Черноусова. Ф.П. Духовно-нравственное воспитание – основа формирования потребности человека в человеке – М;2013. – С. 43-48.