Задачей школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности. Главный труд наших ребят – это учение, и поэтому очень важно научить их разумно учиться. Общепризнанно, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем весьма специфичной и разнообразной. Поэтому одной из главных задач учителя математики является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут учащихся к усвоению понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности учащихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс на уроках активно используются информационные технологии.
Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.
В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, я могу использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках математики. Так как использование новых информационных технологий позволяет разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Также несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой творческой деятельности учителя и учащихся.
Тематические презентации
Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю», поэтому уроки-презентации играют важную роль на уроках математики.
Развитию творческих способностей учащихся, логического мышления, интереса к предмету способствует выполнение учащимися самостоятельных работ, оформленных в виде презентаций ( проектов, и др.) с последующей их защитой. Современное обучение и учебные игры сейчас уже невозможны без технологии мультимедиа, которая дает возможность использовать текст, графику. Видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым раздвигает рамки использования компьютера в учебном процессе.
При изучении нового материала использование тематических презентации дает возможность необычности подачи материала, красочности и краткости записей позволяют учащимся лучше воспринимать новый материал. Работает одновременно и зрительная, и слуховая память. Удобно пользоваться презентациями при организации самостоятельной работы учащихся на уроке, в том числе групповой работы.
Используются презентации и при повторении учебного материала (при помощи красочных слайдов за короткое время можно повторить большое количество материала). Кроме того, учащиеся, пропустившие урок, могут использовать презентации для индивидуальной работы.
Примером использования тематической презентации может служить урок по теме «Преобразования графиков функций».
Урок-презентация
Тема: преобразование графиков функций.
Вид урока: урок-практикум.
Цель урока: обобщение, систематизация знаний по теме, выявление пробелов, развитие навыков самостоятельной работы.
Первое и наиболее заблуждение состоит в том, что график функции можно построить по точкам.
Второе заблуждение, тесно связано с первым, заключается в том, что график должен быть пригоден для вычисления значений функции, заданной формулой.
Целью построения графика является не числа, а понимание характера поведения функции. Отсюда следует вопрос: Как построить график функции не вычисляя значений точек.
См. презентацию к уроку.
Обучающей частью указанной выше презентации является: усвоение теоретического материала по теме урока, овладение навыками построения графиков функции путем преобразования графиков методом сдвига и деформации.
А также воспитание активности и развитие памяти, внимания, математические исследовательские способности и логического мышления у учащихся.
Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе помогает учащимся:
- снимать отрицательный психологический фактор во время ответов учащихся;
- осваивать навыки работы, поиска информации и её грамотного использования;
- самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал;
- приобрести навыки работы с компьютером;
А в педагогической деятельности дает возможность учителю:
- представлять на уроках математике максимальную наглядность;
- излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников;
- привлекать пассивных слушателей;
- делать занятия более наглядными;
- обеспечивать моментальную обратную связь;
- организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом;
- упростить контролирование учебной деятельности учеников;
- объективно оценивать действия учащихся;
- обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
- дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе;
Заключение
Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы.
Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организованна так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению математикой, как на уроке, так и во внеурочное время.
И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.
Список литературы
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. // библ. Ж. «Директор школы».– 1996 г.
- Жанпеисова М.М. Модульная технология обучения как средство развития ученика. – Алма-Аты. РИПКСО. 2002 г.
- Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002 г.-352 с.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005 г. – 208 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
- Воркожокова А.Ю. Внедрение современных технологий на уроках математики в целях повышения качества знаний обучающихся.
- Игнатьева Е.В. Современные компьютерные технологии в обучении математике.
- Латинский Г.И. Функции и графики. Второе издание. – М. «Аслан», 1996 г.