План-конспект занятия по теме "Едем в город Техноград!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Данное занятие проводится в рамках образовательной программы для дошкольников «Техноград». Данная программа отражает специфику учебного заведения Станции юных техников.

Начальное моделирование и конструирование – это первые шаги детей в самостоятельной творческой деятельности по созданию моделей, это познавательный процесс формирования начальных, элементарных политехнических знаний и умений, а также первоначальная ступень в развитии, обучении и воспитании будущих конструкторов и изобретателей.

Всё это способствует развитию конструкторских способностей, образного и технического мышление, способствует познанию окружающей действительности, создает условия для развития логического и пространственного мышления, произвольного внимания, речи, мелкой моторики руки; формирует знания о назначении, строении конструкции в жизни человека; способствует развитию творческого мышления.

Программа  выстроена с учетом преемственности  и является первой  ступенью освоения программ начального технического моделирования в младшем школьном возрасте, что является важным фактором исходя из специфики образовательного учреждения Станции юных техников

По форме организации занятия – это   занятие-путешествие с использованием конкурсов. Данная форма организации занятия  учитывает  возрастные особенности детей, имеет игровое содержание и способствует созданию условий по формированию и развитию мотивации детей старшего дошкольного возраста к изучению техники.

Тип занятия – обобщающее повторение по закреплению  знаний и способов действий

Цель занятия: создать условия по формированию познавательного   интереса к занятиям по программе «Техноград» детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Образовательные: создать условия по обобщению знаний различных видов техники и её предназначение.
  • Развивающие: создание условий по развитию пространственного мышления, точности, координации движений.
  • Воспитательные: способствовать формированию навыков взаимодействия в коллективе  и взаимопомощи.

На момент проведения занятия дети

  • знают: виды транспорта по видам (наземный, водный, воздушный), виды строительной техники, названия геометрических фигур, виды бытовой техники и ее применение, строение ракеты,
  • умеют: располагать геометрические фигуры в соответствии с  образом.

Предварительная работа: детям раздавались  пригласительные билеты, на основе детских работ была организована выставка в соответствии с тематикой занятий.

Общие результаты занятия

  • запланированный объем материала выполнен в полной мере;
  • степень реализации цели занятия – высокая;
  • активность детей сохранялась на протяжении всего занятия;
  • практические задания были подобраны в соответствие с уровнем подготовки детей, их возрастом и тематикой программы «Техноград»;
  • рекомендации по улучшению качества занятия (ввести в активный словарь детей слово «иллюминатор»).

Год обучения: первый обучения (6 лет)

Подготовка к занятию: оформление зала: организация выставки работ учащихся,  которые они выполняли в течение предыдущих занятий, название выставки «Наш город – Техноград!»

Оборудование: магнитная доска, магниты, ширма, куклы (Почемучка, робот  Техно)

Демонстрационный материал:

  • картинки с изображением строительной техники;
  • карточки с изображение различных видов транспорта (наземный, водный, воздушный);
  • карта города «Техноград».

Раздаточный материал:

  • нагрудные значки «Почетный житель Технограда»;
  • раскраски «Автомобили»;
  • картонные детали космической ракеты.

 Словарная работа: закрепление словарного запаса: иллюминатор

Методы и приёмы обучения:

  • словесный (объяснение – при постановке цели занятия-путешествия и при объяснении заданий, диалоги)
  • проблемный (создание проблемных ситуаций)
  • метод исследовательского подхода (при составлении ракеты из геометрических деталей)
  • наглядный (метод иллюстрации и метод демонстрации)
  • интеграции (музыка, театральные сцены)
  • практический
  • игровой

Педагогические технологии:

  • групповые
  • игровые

Этапы занятия:

1. Организационный момент – 2 мин
2. Постановка цели – 3 мин
3. Станция «Стройплощадка»– 5 мин
4. Станция «Космодром» – 5 мин
5. Физкультминутка – 5 мин
6. Конкурс загадок – 5 мин
7. Станция «Транспортная»
8. Награждение нагрудными значками «Почетный
житель Технограда» – 2 мин
9. Итог занятия – 3 мин

1. Организационный момент, начало занятия

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети  под музыку входят в зал

– Здравствуйте!

 

Педагог: Здравствуйте, ребята!

– Сегодня на занятии мы вспомним названия  строительной техники, водного и воздушного транспорта, бытовых приборов и будем строить транспорт из геометрических фигур. А поможет нам в этом, наша гостья Почемучка.

Использован словесный метод обучения – диалог, а также метод проблемного обучения – создание проблемной ситуации
– Здравствуй, Почемучка! Почемучка: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада, что я вновь с вами!  Но я пришла  не одна. Я хочу познакомить вас со своим другом, роботом Техно. Он очень, очень добрый и умный.
– Здравствуй Робот: Здравствуйте, дорогие ребята! Я – робот Техно.
Дети поют песню «Если добрый ты»  (из мультфильма  «Приключения кота Леопольда») – Здравствуй, робот Техно. Наши ребята тоже очень веселые и дружные. Они знают песенку про доброту. Использован метод интеграции – (театр, музыка)
2. Основная часть занятия

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

  Почемучка: Очень хорошая песня. Мне бы хотелось, ребята, пригласить вас в   мой город  Техноград. Мы побываем на нескольких  станциях,  встретимся  с разными видами техники, и  в конце нашего путешествия, если вы выполните все задания, я подарю вам  значки «Почетный житель  города  Технограда». Метод проблемного обучения – создание проблемной ситуации

 

– Надо на чём-то поехать. Педагог: А как мы сможем попасть в этот город?  
– На машине, велосипеде, самолёте, ракете, поезде, корабле. Педагог: А на чём может человек поехать?  
  Почемучка: Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, на чем мы отправимся в город Техноград.  
– Это поезд. Загадка:

Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики все время стук да стук.

 
– Нужна карта. Почемучка: Правильно. А что поможет нам не заблудиться в пути?  
  Почемучка: Верно,  вот это –  карта города Техноград.
Ну что же, отправляемся в путь.
 
  Звучит фонограмма песни « Мы едем, едем, едем в далекие края».  
– Строят дома и здания. Педагог: Первая станция «Стройплощадка». А что делают на стройплощадке?  
– Строители. Педагог: А люди какой профессии  работают на стройплощадке?  
– Бульдозер. Педагог: Вам необходимо отгадать загадки и по описанию узнать вид техники.
Какой транспорт первым принимается за работу на стройплощадке?

Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдет он, станет гладко,
Будет новая площадка.

 
– Экскаватор. Педагог: Площадка готова, теперь можно рыть котлован для фундамента. Какая машина будет выполнять эту работу?

К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Сотни рук он заменяет 
Без лопаты он копает.

 
– Подъемный кран. – А что за машина – длинная как жираф со стеклянной будкой?

Вот машина, так машина,
Высотою с дом кабина.
Длинной шеей поверчу –
Груз тяжелый подхвачу.
Где прикажут, положу,
Человеку я служу.
– На резиновом ходу
Все дороги обойду.
Я на стройке пригожусь,
Я работы не боюсь.
То, что нужно – увезу,
Груз на стройку привезу.
Что это такое?

 
  – Молодцы с первым заданием справились. Едем дальше.

Звучит фонограмма песни «Мы едем, едем, едем в далекие края».

 
  Педагог: Следующая станция «Космодром» и еще одно задание. Задание – в этом конверте.

Робот Техно передает ведущей конверт с заданием и деталями ракеты.

 
– Ёе нужно отремонтировать. – Давайте посмотрим, это детали космической ракеты. Ракета сломалась, что вам нужно сделать? Представьте, что вы – конструкторы, и вам необходимо собрать ракету, чтобы полететь в космос.  
Дети собирают из деталей модель космической ракеты.    
– Прямоугольник – основа ракеты, большой треугольник – верхний конус ракеты, маленькие треугольники– ступени ракеты, круги– иллюминаторы. – Вы – очень хорошие  конструкторы. Все ракеты получились правильными. Скажите, а из каких геометрических фигур вы составили ракету?  
Дети выполняют движения в соответствие со словами физкультминутки. Педагог: Молодцы! А теперь станция «Отдыхайка», давайте отдохнем.

Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофера,
Без сигнала светофора,
Шла, сама куда не зная,
Шла машина заводная.
(Двигаться в заданном направлении,
 вращая воображаемый руль)
Завели машину: ш-ш-ш.
(Вращения руками перед грудью.)
Накачали шину: ш-ш-ш.
Улыбнулись веселей
И поехали скорей. (2 раза).
(Вращение воображаемого руля.)

Физкультминутка
  Педагог: Теперь мы с новыми силами отправляемся дальше.

Звучит фонограмма песни «Мы едем, едем, едем в далекие края».

 
Дети отгадывают загадки. Педагог: Новая станция «Бытовые приборы». Робот Техно и Почемучка приготовили для вас загадки.

Робот и Почемучка: Дети, отгадайте загадки о предметах, которые помогают  в повседневной жизни.

Он пыхтит как паровоз.
Важно держит кверху нос.
Пошумит, остепенится,
Пригласит чайку напиться. (Чайник)

В этом белом сундуке
Мы храним на полках пищу.
На дворе стоит жарища,
В сундучище – холодища. (Холодильник)

После стирки у простынки
Он разгладит все морщинки.
Только ты его не тронь,
Он горячий как огонь. (Утюг)

Дом – стеклянный пузырек.
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжется. (Лампочка)

Ходит, бродит по коврам,
Водит носом по углам.
Где прошел, там пыли нет,
Пыль и сор – его обед. (Пылесос)

Человек-невидимка в коробке сидит.
Он все время играет, поет, говорит. (Радио)

Колесо свое кручу,
Звоню, весело стучу.
Достает моей сноровки,
Чтобы сделать всем обновки.
Получайте, ребятишки,
Платья, кофточки, штанишки. (Швейная машинка)

За стеклянной дверцей
Бьется чьё-то сердце. (Часы)

 
  Педагог: Спасибо вам, Почемучка и робот Техно, за ваши загадки. Поезд гудит, пора на следующую станцию.

Звучит фонограмма песни «Мы едем, едем, едем в далекие края».

 
– Водный, наземный, воздушный. Вот и последняя наша станция на карте города Технограда – «Транспортная».
Перед вами картинки с изображением  различных видов техники.
Ребята, а какие виды транспорта вы знаете?
Наглядный метод обучения – рисунки и фотографии транспортных средств
Дети выполняют задание. Педагог: Верно, вам необходимо разложить картинки по различным видам транспорта – наземный, водный, воздушный.  
  Педагог: Молодцы, все справились с заданием.  
3. Заключительная часть занятия

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Дети высказывают свое мнение о понравившихся на занятии моментах. Педагог: Вот и закончилось наше путешествие, мы побывали на многих станциях города Технограда.
– Что вам, ребята,  понравилось?
 
Дети отвечают:

– на строительной площадке
– на космодроме
– бытовые приборы
– транспортная

– Давайте вспомним, на каких станциях мы побывали?  
– Отгадывали загадки, строили космические ракеты, раскладывали карточки с транспортом. Педагог: Многое мы сегодня повторили. А давайте вспомним, что мы делали на занятии?  
Детям вручаются значки. Педагог: Выполнив все задания, вы стали почетными жителями Технограда,  получите значки «Почетный житель Технограда».  
  – А за вашу смекалку робот Техно и Почемучка дарят вам эти замечательные раскраски. Раскраски «Автомобили» с наклейками автомобилей и знаками дорожного движения
Дети встают и подходят к карте «Технограда» – Ребята, подойдите, пожалуйста, к нашей карте. На ней есть еще и другие станции, на которых мы обязательно побываем. Давайте посмотрим, какие это станции? Определение следующих тем занятий.
– «Аэропорт» – Как называется  вот  эта станция?
– Воздушный. – Правильно, а какой транспорт мы будем изучать?
– «Порт». – Как называется следующая станция?
– Водный. – Правильно. Какой транспорт в порту?
– До свидания – Верно, и наша последняя станция – компьютерная, мы будем учиться рисовать геометрические фигуры на компьютере и раскрашивать их.
А сейчас до свидания, до новых встреч.

Литература для педагога

  1. Г.И. Перевертень Самоделки из бумаги, М., Просвещение, 1983.
  2. В.В.Выгонов, Изделия из бумаги, М., Издательский дом МСП, 2001.
  3. Кобитина И.И. Дошкольникам о технике, М., «Просвещение», 1991.
  4. Рей Гибсон Весёлые игры, М., «Росмэн», 1994.
  5. Новикова И.В. 100 поделок из природного материала, Ярославль, Академия, 2003.
  6. М.А. Васильева, Программа воспитания и обучения в детском саду, М., Мозаика-Синтез, 2005.
  7. Калмыков Д.И. Я познаю мир. Корабли, М., «Астрель», 1999.
  8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, М., Генезис, 1998.
  9. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, М., «Просвещение», 1989.

Интернет-ресурсы: