Данное занятие проводится в рамках образовательной программы для дошкольников «Техноград». Данная программа отражает специфику учебного заведения Станции юных техников.
Начальное моделирование и конструирование – это первые шаги детей в самостоятельной творческой деятельности по созданию моделей, это познавательный процесс формирования начальных, элементарных политехнических знаний и умений, а также первоначальная ступень в развитии, обучении и воспитании будущих конструкторов и изобретателей.
Всё это способствует развитию конструкторских способностей, образного и технического мышление, способствует познанию окружающей действительности, создает условия для развития логического и пространственного мышления, произвольного внимания, речи, мелкой моторики руки; формирует знания о назначении, строении конструкции в жизни человека; способствует развитию творческого мышления.
Программа выстроена с учетом преемственности и является первой ступенью освоения программ начального технического моделирования в младшем школьном возрасте, что является важным фактором исходя из специфики образовательного учреждения Станции юных техников
По форме организации занятия – это занятие-путешествие с использованием конкурсов. Данная форма организации занятия учитывает возрастные особенности детей, имеет игровое содержание и способствует созданию условий по формированию и развитию мотивации детей старшего дошкольного возраста к изучению техники.
Тип занятия – обобщающее повторение по закреплению знаний и способов действий
Цель занятия: создать условия по формированию познавательного интереса к занятиям по программе «Техноград» детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Образовательные: создать условия по обобщению знаний различных видов техники и её предназначение.
- Развивающие: создание условий по развитию пространственного мышления, точности, координации движений.
- Воспитательные: способствовать формированию навыков взаимодействия в коллективе и взаимопомощи.
На момент проведения занятия дети
- знают: виды транспорта по видам (наземный, водный, воздушный), виды строительной техники, названия геометрических фигур, виды бытовой техники и ее применение, строение ракеты,
- умеют: располагать геометрические фигуры в соответствии с образом.
Предварительная работа: детям раздавались пригласительные билеты, на основе детских работ была организована выставка в соответствии с тематикой занятий.
Общие результаты занятия
- запланированный объем материала выполнен в полной мере;
- степень реализации цели занятия – высокая;
- активность детей сохранялась на протяжении всего занятия;
- практические задания были подобраны в соответствие с уровнем подготовки детей, их возрастом и тематикой программы «Техноград»;
- рекомендации по улучшению качества занятия (ввести в активный словарь детей слово «иллюминатор»).
Год обучения: первый обучения (6 лет)
Подготовка к занятию: оформление зала: организация выставки работ учащихся, которые они выполняли в течение предыдущих занятий, название выставки «Наш город – Техноград!»
Оборудование: магнитная доска, магниты, ширма, куклы (Почемучка, робот Техно)
Демонстрационный материал:
- картинки с изображением строительной техники;
- карточки с изображение различных видов транспорта (наземный, водный, воздушный);
- карта города «Техноград».
Раздаточный материал:
- нагрудные значки «Почетный житель Технограда»;
- раскраски «Автомобили»;
- картонные детали космической ракеты.
Словарная работа: закрепление словарного запаса: иллюминатор
Методы и приёмы обучения:
- словесный (объяснение – при постановке цели занятия-путешествия и при объяснении заданий, диалоги)
- проблемный (создание проблемных ситуаций)
- метод исследовательского подхода (при составлении ракеты из геометрических деталей)
- наглядный (метод иллюстрации и метод демонстрации)
- интеграции (музыка, театральные сцены)
- практический
- игровой
Педагогические технологии:
- групповые
- игровые
Этапы занятия:
1. Организационный момент – 2 мин
2. Постановка цели – 3 мин
3. Станция «Стройплощадка»– 5 мин
4. Станция «Космодром» – 5 мин
5. Физкультминутка – 5 мин
6. Конкурс загадок – 5 мин
7. Станция «Транспортная»
8. Награждение нагрудными значками «Почетный
житель Технограда» – 2 мин
9. Итог занятия – 3 мин
1. Организационный момент, начало занятия | ||||
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
Примечание |
||
Дети под музыку входят в зал – Здравствуйте! |
Педагог: Здравствуйте, ребята! – Сегодня на занятии мы вспомним названия строительной техники, водного и воздушного транспорта, бытовых приборов и будем строить транспорт из геометрических фигур. А поможет нам в этом, наша гостья Почемучка. |
Использован словесный метод обучения – диалог, а также метод проблемного обучения – создание проблемной ситуации | ||
– Здравствуй, Почемучка! | Почемучка: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада, что я вновь с вами! Но я пришла не одна. Я хочу познакомить вас со своим другом, роботом Техно. Он очень, очень добрый и умный. | |||
– Здравствуй | Робот: Здравствуйте, дорогие ребята! Я – робот Техно. | |||
Дети поют песню «Если добрый ты» (из мультфильма «Приключения кота Леопольда») | – Здравствуй, робот Техно. Наши ребята тоже очень веселые и дружные. Они знают песенку про доброту. | Использован метод интеграции – (театр, музыка) | ||
2. Основная часть занятия | ||||
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
Примечание |
||
Почемучка: Очень хорошая песня. Мне бы хотелось, ребята, пригласить вас в мой город Техноград. Мы побываем на нескольких станциях, встретимся с разными видами техники, и в конце нашего путешествия, если вы выполните все задания, я подарю вам значки «Почетный житель города Технограда». | Метод проблемного обучения –
создание проблемной ситуации
|
|||
– Надо на чём-то поехать. | Педагог: А как мы сможем попасть в этот город? | |||
– На машине, велосипеде, самолёте, ракете, поезде, корабле. | Педагог: А на чём может человек поехать? | |||
Почемучка: Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, на чем мы отправимся в город Техноград. | ||||
– Это поезд. | Загадка:
|
|||
– Нужна карта. | Почемучка: Правильно. А что поможет нам не заблудиться в пути? | |||
Почемучка: Верно, вот это
– карта города Техноград. Ну что же, отправляемся в путь. |
||||
Звучит фонограмма песни « Мы едем, едем, едем в далекие края». | ||||
– Строят дома и здания. | Педагог: Первая станция «Стройплощадка». А что делают на стройплощадке? | |||
– Строители. | Педагог: А люди какой профессии работают на стройплощадке? | |||
– Бульдозер. | Педагог: Вам необходимо
отгадать загадки и по описанию узнать вид
техники. Какой транспорт первым принимается за работу на стройплощадке?
|
|||
– Экскаватор. | Педагог: Площадка готова,
теперь можно рыть котлован для фундамента. Какая
машина будет выполнять эту работу?
|
|||
– Подъемный кран. | – А что за машина – длинная как жираф со
стеклянной будкой?
|
|||
– Молодцы с первым заданием справились.
Едем дальше. Звучит фонограмма песни «Мы едем, едем, едем в далекие края». |
||||
Педагог: Следующая станция «Космодром»
и еще одно задание. Задание – в этом конверте. Робот Техно передает ведущей конверт с заданием и деталями ракеты. |
||||
– Ёе нужно отремонтировать. | – Давайте посмотрим, это детали космической ракеты. Ракета сломалась, что вам нужно сделать? Представьте, что вы – конструкторы, и вам необходимо собрать ракету, чтобы полететь в космос. | |||
Дети собирают из деталей модель космической ракеты. | ||||
– Прямоугольник – основа ракеты, большой треугольник – верхний конус ракеты, маленькие треугольники– ступени ракеты, круги– иллюминаторы. | – Вы – очень хорошие конструкторы. Все ракеты получились правильными. Скажите, а из каких геометрических фигур вы составили ракету? | |||
Дети выполняют движения в соответствие со словами физкультминутки. | Педагог: Молодцы! А теперь
станция «Отдыхайка», давайте отдохнем.
|
Физкультминутка | ||
Педагог: Теперь мы с новыми
силами отправляемся дальше. Звучит фонограмма песни «Мы едем, едем, едем в далекие края». |
||||
Дети отгадывают загадки. | Педагог: Новая станция «Бытовые
приборы». Робот Техно и Почемучка
приготовили для вас загадки. Робот и Почемучка: Дети, отгадайте загадки о предметах, которые помогают в повседневной жизни.
|
|||
Педагог: Спасибо вам,
Почемучка и робот Техно, за ваши загадки. Поезд
гудит, пора на следующую станцию. Звучит фонограмма песни «Мы едем, едем, едем в далекие края». |
||||
– Водный, наземный, воздушный. | Вот и последняя наша станция на карте
города Технограда – «Транспортная». Перед вами картинки с изображением различных видов техники. Ребята, а какие виды транспорта вы знаете? |
Наглядный метод обучения – рисунки и фотографии транспортных средств | ||
Дети выполняют задание. | Педагог: Верно, вам необходимо разложить картинки по различным видам транспорта – наземный, водный, воздушный. | |||
Педагог: Молодцы, все справились с заданием. | ||||
3. Заключительная часть занятия | ||||
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
Примечание |
||
Дети высказывают свое мнение о понравившихся на занятии моментах. | Педагог: Вот и
закончилось наше путешествие, мы побывали на
многих станциях города Технограда. – Что вам, ребята, понравилось? |
|||
Дети отвечают: – на строительной
площадке |
– Давайте вспомним, на каких станциях мы побывали? | |||
– Отгадывали загадки, строили космические ракеты, раскладывали карточки с транспортом. | Педагог: Многое мы сегодня повторили. А давайте вспомним, что мы делали на занятии? | |||
Детям вручаются значки. | Педагог: Выполнив все задания, вы стали почетными жителями Технограда, получите значки «Почетный житель Технограда». | |||
– А за вашу смекалку робот Техно и Почемучка дарят вам эти замечательные раскраски. | Раскраски «Автомобили» с наклейками автомобилей и знаками дорожного движения | |||
Дети встают и подходят к карте «Технограда» | – Ребята, подойдите, пожалуйста, к нашей карте. На ней есть еще и другие станции, на которых мы обязательно побываем. Давайте посмотрим, какие это станции? | Определение следующих тем занятий. | ||
– «Аэропорт» | – Как называется вот эта станция? | |||
– Воздушный. | – Правильно, а какой транспорт мы будем изучать? | |||
– «Порт». | – Как называется следующая станция? | |||
– Водный. | – Правильно. Какой транспорт в порту? | |||
– До свидания | – Верно, и наша последняя станция
– компьютерная, мы будем учиться рисовать
геометрические фигуры на компьютере и
раскрашивать их. А сейчас до свидания, до новых встреч. |
Литература для педагога
- Г.И. Перевертень Самоделки из бумаги, М., Просвещение, 1983.
- В.В.Выгонов, Изделия из бумаги, М., Издательский дом МСП, 2001.
- Кобитина И.И. Дошкольникам о технике, М., «Просвещение», 1991.
- Рей Гибсон Весёлые игры, М., «Росмэн», 1994.
- Новикова И.В. 100 поделок из природного материала, Ярославль, Академия, 2003.
- М.А. Васильева, Программа воспитания и обучения в детском саду, М., Мозаика-Синтез, 2005.
- Калмыков Д.И. Я познаю мир. Корабли, М., «Астрель», 1999.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать, М., Генезис, 1998.
- Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, М., «Просвещение», 1989.
Интернет-ресурсы: