Решение нестандартных задач (с привлечением фактов из истории Отечественной войны 1812 года)

Разделы: Математика


Базовый учебник: Математика 5 класс. Н.Я. Виленкин,В.И.Жохов,А.С.Чесноков.

Цель урока.

Образовательные

  • Систематизация знаний по темам “Натуральные числа”, “Уравнение”.
  • Повторение и закрепление приобретённых знаний.
  • Умение применять математические знания к решению нестандартных практических задач.
  • Демонстрация тесной связи предметов истории и математики.

Развивающие

  • Расширение кругозора учащихся.
  • Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
  • Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету.
  • Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.
  • Развивать потребности к самообразованию.

Воспитательные

  • Воспитание любви к родной стране, её истории.
  • Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.
  • Показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.
  • Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.

Тип урока комбинированный с использованием национально-регионального компонента.

Формы работы урок-поиск.

Оборудование медиапроектор, компьютер, презентации.

Структура урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время
1 2 3 4 5
1 Орг-й этап. Организация начала урока. Приветствие. Создание эмоционального настроя. Проверка готовности к уроку. Готовность класса, включение учащихся в деловой ритм 1
2 Актуализация знаний учащихся Установление правильности и осознанности выполнения дом. задания, выявление пробелов и их коррекции. Организовать отработку опорных знаний для дальнейшего изучения темы.

Слайды № 1-4

Проверить свои знания, умения и навыки;

коррекция пробелов

10
3 Этап по совершенствованию и закреплению знаний и умений Координировать работу учащихся, указать типичные ошибки, обсудить их устранения,

Слайды № 5-8

Решают поставленные учителем задания, делают записи в тетрадях 10
4 Физминутка   Развитие двигательной активности. 3
5 Этап контроля и оценки Установление правильности и осознанности усвоения нового материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Тест

Получают информацию о достижении планируемых результатов обучения,

Ликвидируют типичные ошибки и неверные представления

15
6 Подведение итогов занятий Дать анализ и оценку успешности достижения цели наметить перспективу последующей работы Получение учащимися информации о реальных результатах учения 2
7 Рефлексия. Мобилизирует учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения) Заполняют оценочный лист

Сегодня я узнал новое…

На уроке мне пригодились знания…

Для меня было сложно…

На уроке мне понравилось….

3
8 Закл-й этап. Наметить перспективу последующей работы Получение информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 1

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие

Учитель:

Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжка, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.

Сегодня мы с вами продолжим разговор о натуральных числах, вспомним свойства арифметических действий с натуральными числами, правила решения уравнений и задач. А, главное, мы научимся применять эти знания при решении необычных задач. Посвятим наш урок знаменательной дате 200-летию Отечественной войны 1812 года. Мы с помощью простых математических действий пройдем по страницам исторических событий тех лет. Но сначала проверим, все ли готовы к уроку.

II. Актуализация знаний

1) Проверка домашнего задания № 522, № 525.

2) Устная работа.

Задание 1 (слайд №1)

Прочти и правильно произнеси цифровые значения

1. Отечественная война 1812 года до 1917 года лидировала среди прочих исторических событий по количеству исследований, ей посвящённых. Об этой войне написано более 15 тыс. статей и книг.

2. В 1912 году, в 100-летний юбилей Отечественной войны 1812 года, правительство Российской империи приняло решение разыскать живых участников и очевидцев войны. В Тобольской области отыскали Павла Яковлевича Толстогузова, участника Бородинского сражения, которому на тот момент было 117 лет.

3. На начало 1813 года количество французских военнопленных в России составляло 200 тыс. человек, и большая их часть осталась жить в России.

4.

  • 185 дней армия Наполеона Бонапарта находилась на территории России;
  • 117 дней продолжалось наступление французской армии;
  • 68 дней французы бежали с нашей русской земли.

Задание2 (слайд №2)

Как называлась село, где произошла переломная битва Отечественной войны 1812 года?

Для этого разгадайте кроссворд .Выполнив задания, ответы переведите и запишите на калмыцком языке и впишите в кроссворд.

1. Сто тысяч

2. 2х-14=0

3. 96 – (93 + у)=0

4. (15*3+5 – 10) : 20 =

5. Найдите сумму чисел 18,27 и 25.

6. Тысяча

7. 102 – а = 86 : 43

8. Число

Задание №3 (слайд №3)

Бородинская битва было величайшим сражением, каких еще не знала Европа. Это сражение продолжалось … часов. Обе стороны сражались отчаянно, стояли насмерть.

Вычислите пропущенные числа (найди число, которое будет в прямоугольнике)

Задание 4 (слайд №4)

В самый ответственный момент, когда Наполеон был на подступах к Москве, главнокомандующим русской армии был назначен фельдмаршал...

Реши примеры и по ответам собери слово.

1)  208:208=

2)   890:1=

3)   0:60=

4)   129:1 +0*0=

5)   15*4=

6) 40000:4 =

7)   26 - 7=

В Б О З У К А У Т
19 27 10000 60 890 1 1000 129 0

III. Работа по совершенствованию и закреплению знаний и умений

Задача 1 (слайд №5)

Вторгшемуся неприятелю противостояло 220-240 тысяч русских солдат при 942 орудиях это было в 3 раза меньше, чем у противника. Сколько было солдат и орудий у противника?

Задание.№2

Верно ли выполнено равенство

А) 896 – 269=227

Б) 67*45 =2873

В) 32* 40=7040

Г) 100:13=100 – 23

Д) (17*14 – 32) : 0=5

Задание №3 (слайд №6-8)

1. Калмыцкий народ и его славные сыны внесли достойный вклад в общее дело разгрома наполеоновской армии и империи, посягнувшей на честь и независимость нашей Родины. Назовите командиров Калмыцких полков, решив эти уравнения.

Игра “Восхождение к вершине”. Разделим класс на две группы. От каждой группы поочередно выходят 4 участника и решают уравнения. Только четвертый , сложив ответы трех уравнений, найдет последний ответ, который и будет на карточке, где написаны имена командиров Калмыцких полков.

2. В ознаменование подвигов калмыцких воинов в войне 1812 года и в честь их командиров на левом берегу Волги в конце десятых годов 19 века был воздвигнут храм. Как назывался этот храм? (Cлайд №9)

IV. Физкультминутка.

V. Самостоятельная работа (по вариантам)

Вариант 1

1. Найдите произведение чисел 906 и 302.

а) 273612; в) 604;

б) 3000; г) 1202.

2. Дано выражение: 152 + (532-16•5):4.

Какое действие выполняется третьим?

а) умножение; в) сложение;

б) деление; г) вычитание.

3. За 7 часов автомобиль проехал 385 км. Какой путь он проедет за 11 часов, двигаясь с той же скоростью?

а) 389 км; в) другой ответ;

б) 66 км; г) 605 км.

4. Сколько натуральных чисел расположено на координатной прямой между числами 48 и 89?

а) 39; в) 41;

б) 40; г) 38.

5. Решите уравнение: 452 - х = 238.

а) 224; в) 690;

б) 214; г) 670.

Вариант 2

1. Найдите частное чисел 3857 и 19.

а) 3876; в) 73283;

б) 3838; г) 203.

2. Дано выражение: 5328:4-17•29+36.

Какое действие выполняется вторым?

а) сложение; в) умножение;

б) вычитание; г) деление.

3. Мотоциклист ехал 8 часов со скоростью 56 км/ч. С какой скоростью он должен ехать, чтобы на то же расстояние потребовалось 7 часов?

а) 57 км/ч; в) другой ответ;

б) 64 км/ч; г) 55 км/ч.

4. Сколько натуральных чисел расположено на координатной прямой между числами 44 и 79?

а) 34; в) 36;

б) 35; г) 37.

5. Решите уравнение: у - 389 = 517.

а) 118; в) 128;

б) 906; г) 896.

VI. Контроль и самопроверка знаний

VII. Рефлексия:

Заполняют оценочный лист

Сегодня я узнал новое…

На уроке мне пригодились знания…

Для меня было сложно…

На уроке мне понравилось…….

VIII. Итоги урока.

Домашнее задание п. 12 №523, № 528

Список литературы

[1] Автор-сост. Н.А.Курдюмова Нестандартные уроки по математики (V–IX классы). - М: Школьная Пресса, 2004, - 96 с. (Библиотека журнала “Математика в школе”)

[2] Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд Математика 5 класс Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – М: Мнемозина, 2009, - 280 с.

[3] П. М. Эрдниев Математика: учебное пособие для 5-6 классов, М. Просвещение, 1993 г.

[4] За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 классов средних школ. - М: Просвещение, 1989. -287 с.

[5] Интернет-ресурсы