Особенности межкультурной адаптации личности в практике преподавания иностранного языка: занятие в группе

Разделы: Иностранные языки


Обучение иностранному языку в средней школе на всех ее ступенях – от младшей до старшей - возможно только в групповой форме. Класс состоит в среднем из 25, редко – 30 человек, и посещает вместе все занятия, кроме иностранного языка, ведь его качественное изучение становится возможным только при небольшом количестве обучаемых, ввиду разного уровня имеющихся лингвострановедческих знаний учеников. Поэтому класс, как правило, делят на группы по 10  – максимум 15 человек. Это делается для того, чтобы учитель мог контролировать уровень усвоения учебного материала как всей группы в целом, так и каждого ученика в отдельности, а также установить личный контакт с каждым участником группы, что необходимо для создания атмосферы, благоприятной для изучения иностранного языка и культуры в процессе общения. Именно это является главным достоинством обучения в группе, поскольку на занятии по иностранному языку теория сопровождается практикой, многократно повышая качество полученных знаний и уровень их закрепления и прочности. В наше время лидирующую позицию в обучении иностранному языку в средней школе занимает коммуникативная методика, в рамках которой реализуются коммуникативный и личностно-ориентированный подходы. Коммуникативный подход позволяет учащимся много общаться как с учителем, так и друг с другом, максимально используя время в классе для освоения разговорных навыков и аудирования (восприятия на слух), а также правильно распределить время для освоения теоретического материала. Ученики имеют свой жизненный опыт и багаж знаний, поэтому в группе они активно развиваются не только в языковом и культурном направлениях, запоминают новые слова и речевые обороты, но и познают мир через опыт своих одноклассников. Работая в группе, студенты сталкиваются с типовыми ошибками, причем, чем больше в группе людей, тем чаще, что позволяет быстрее исправить их за счет постоянного повторения и исправления.

Групповой метод обучения включает также элементы парной работы, когда группу делят на пары с целью выполнения определенного типа заданий. Работа в группе позволяет достигнуть максимальных результатов обучения иностранному языку за счет высокой степени вовлеченности учеников в процесс выполнения коллективной работы, наличия совместной деятельности, активного обсуждения, межличностных отношений, способствующих налаживанию благоприятной атмосферы в коллективе и быстрому усвоению нового материала. Однако, несмотря на все это, мотивация ученика к изучению иностранного языка, уровень его языковых и неязыковых знаний, осознание непосредственной связи языка и культуры страны напрямую зависят от лингвокультурной адаптации учителя иностранного языка.

В подтверждение всего вышесказанного приводится урок-эксперимент по иностранному языку: занятие в группе учеников в средней школе с использованием коммуникативной методики и личностно-ориентированного подхода.

Учебное пособие: М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Н.Н. Трубанева УМК “Enjoy English” 5-6 кл.

Использованное оборудование: учебник, диск с аудиозаписью, презентация, раздаточный материал.

На уроке английского языка ученики 6 “б” класса составляли собственные монологи и диалоги по теме “An Englishman’s home is his castle” (“Дом англичанина – его крепость”). Для расширения лингвострановедческого кругозора учащимся был выдан дополнительный лексический материал по теме “Типы жилых домов в Англии” и объяснялось отношение правительства и простых жителей к своим домам. На уроке ученики также познакомились с английскими пословицами, непосредственно относящимися к теме урока.

Были задействованы следующие виды речевой деятельности: аудирование, говорение (монологическая речь, диалог), чтение, письмо.

На уроке учащиеся научились употреблять в речи слова house и home, bedsits, studio flat, slums, farmhouse, познакомились с названиями жилых домов Англии, более подготовленные учащиеся составили небольшие диалоги и рассказали о доме, слабые – пользуясь текстом, выполнили письменную работу.

Цель урока: развитие коммуникативных способностей учеников с помощью различных видов речевой деятельности.

Образовательные задачи:

  1. изучение лексического материала по теме;
  2. подготовка учеников к монологической и диалогической речи по теме “Мой дом”;
  3. получение лингвострановедческих знаний о культуре и традициях страны изучаемого языка.

Развивающие задачи:

  1. формирование навыков говорения;
  2. формирование навыков мышления;
  3. формирование навыков аудирования;
  4. развитие устной монологической и диалогической речи учащихся.

Воспитательные задачи:

  1. повышение интереса к изучению английского языка;
  2. повышение интереса к культуре страны изучаемого языка;
  3. формирование мотивации к самостоятельному получению лингвострановедческих знаний;
  4. воспитание чувства ответственности и бережного отношения к дому на примере старинных домов Англии;
  5. формирование умения работы в коллективе – в группе, в паре – и налаживания межличностных отношений;
  6. формирование благоприятной атмосферы созидания на занятиях по английскому языку
  7. повышение интереса к собственной стране, ее языку и культуре.

План урока:

  1. сообщение учителя о теме урока;
  2. введение новой лексики по заданной теме;
  3. знакомство с английскими пословицами о доме;
  4. подбор русских пословиц, соответствующих данным английским;
  5. презентация новой лексики по заданной теме;
  6. аудирование;
  7. физминутка;
  8. работа над прослушанным текстом;
  9. чтение диалогов по ролям;
  10. составление письменного монологического высказывания по прослушанному диалогу и составление диалога-расспроса;
  11. информация по теме “Типы английских домов”;
  12. домашнее задание;
  13. итог урока;
  14. выставление оценок.

Ход урока

В начале урока учитель произнесла речь на английском языке, задала традиционные вопросы о погоде, дне недели, отсутствующих, а также ввела учеников в тему урока. Далее включила необходимый слайд презентации и раздала и прокомментировала обучаемым новый лексический материал. Затем ученикам предлагалось выполнить задания по данному лексическому материалу (вставить пропущенные слова, учитывая разницу значений слов home\house; объяснить, на какой картинке изображен home, а на какой house; устно упражнения из учебника. Далее учитель предложила ученикам познакомиться с английскими пословицами о различных типах домов, а также выполнить упражнение, заключающееся в подборе русских эквивалентов предложенных пословиц, прослушать текст на аудирование и ответить на вопросы по прослушанному тексту для того, чтобы выявить, насколько хорошо ученики понимают иноязычную речь. В качестве физминутки ассистент использовала стихотворение с движениями, направленное на смену положения сидя-стоя, и после этого учитель продолжила с учениками устную работу над прослушанным текстом, выполнив различные упражнения (вставить пропущенные слова, придумать возможное продолжение прослушанного диалога, прочитать диалог по ролям; составление письменного монологического высказывания по прослушанному диалогу – для слабых учащихся, и диалога - расспроса – для сильных учащихся). Затем следует рассказ учителя о типах английских домов, традициях и жизненном укладе англичан. Особенный интерес учеников вызвал рассказ учителя о личном опыте проживания в Великобритании и общения в инокультурной и иноязычной среде. Урок подошел к концу, ученикам было дано домашнее задание (стр.44, 46 учебника читать, переводить; написать 6 предложений со словами из нового лексического блока; вспомнить все типы английских домов, о которых говорилось на уроке, и записать их в тетрадь).

Результатами проведенного урока-эксперимента стали:

  1. овладение новой информацией о стране изучаемого языка;
  2. овладение новым лексическим материалом;
  3. формирование и повышение мотивации к дальнейшему изучению иностранной и собственной культуры путем их постоянного сопоставления;
  4. формирование коммуникативных способностей у слабых учеников и их совершенствование у сильных;
  5. формирование навыков монологической и диалогической речи;
  6. формирование умения работать как в коллективе, чувствуя себя неотъемлемой частью учебной группы, так и самостоятельно;
  7. успешное освоение учениками 6 “б” класса лингвострановедческого материала учебника “Enjoy English” и, как следствие, выполнение учебной программы.

На основании проведенного урока-эксперимента, представляется возможным утверждать, что при групповой форме работы на занятии иностранного языка наиболее важной составляющей успешного усвоения языковой и неязыковой информации является высокий уровень лингвокультурной адаптации учителя, позволяющий создать в классе атмосферу, благоприятную для получения новых лингвострановедческих знаний, применяя коммуникативный и индивидуальный подходы.

Список литературы

  1. Болдонов Я.А. Личность и деятельность педагога: история, традиции, инновации. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2008.
  2. Бояринцева С.Л. Обучение в малых группах сотрудничества в курсе иностранного языка на среднем этапе общеобразовательной школы.- М.: МГПУ, 2007.
  3. Гильманов Р.Р. Педагогическая деятельность и личность учителя. - Стерлитамак: Стерлитамакская гос. пед. акад. им. Зайнаб Биишевой, 2010.
  4. Глухарева Е.А. Сказки В.Гауфа: учебное пособие. - М.: ГАСК, 2012.
  5. Ефремова О.И. Психология профессиональной деятельности и личности учителя. - Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. Педю ин-та им. А.П.Чехова, 2012.
  6. Лукьянова Н.А. Языковое образование: проблемы, перспективы. - Новосибирск: Немо Пресс, 2012.
  7. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. “Развитие индивидуальности в диалоге культур”. – М.: Просвещение, 2000.