Конспект познавательного занятия для детей подготовительной к школе группы (с организацией экспериментальной деятельности) "Кто как видит"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

1) образовательные:

  • закрепить знания детей о значении глаз;
  • помочь понять, почему человек имеет два глаза;
  • путем экспериментирования установить, как видят человек и некоторые животные;
  • проследить зависимость особенностей зрения животных от среды обитания и образа жизни.

2) развивающие:

  • развивать память, внимание, связную речь;
  • развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе;
  • развивать навыки постановки опытов;
  • развивать умение пользоваться опорными сигналами.

3) воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к органу зрения;
  • воспитывать бережное отношение и уважительное отношение к животным.

Активизация словаря: органы чувств, глаза, веки, ресницы, язык, кожа, нос уши; орган зрения, орган вкуса, орган осязания, орган обоняния.

Материалы и оборудование:

У воспитателя:

шарф для завязывания глаз, карандаш, “удочка” с “мухой”, черно-белая фотография, рисунки и фотографии животных (крот, собака, птица, заяц, кошка, рыба, лягушка, змея).

У каждого ребенка:

Очки из матовой бумаги или кальки, очки из прозрачного целлофана или полиэтилена, прозрачная баночка с водой, цветные камешки, несколько капель молока на крышке от бутылочки, палочка для размешивания воды.

Методы обучения: рассказ, беседа, показ, игра, экспериментирование, самостоятельная деятельность детей, наблюдение.

Ход занятия

1. Вступление.

Игра “Как мы всё узнаём?” (с мячом)

1. Какой орган определяет, что трава зеленая, а цветок красный? (Глаза)

2. Какой орган узнает, что комар больно кусается? (Кожа)

3. Какой орган слышит, как мама зовет обедать? (Ухо)

4. Какой орган определяет, что торт был вкусным? (Язык)

5. Какой орган сразу чувствует, что в котлеты положен чеснок, еще не попробовав их на вкус? (Нос).

6. Какими двумя словами называются все эти органы? (Органы чувств)

Дети садятся.

Воспитатель читает стихотворение Марио Гомболи “Какое значение имеют наши чувства?”, дети помогают.

Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя.
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать.
А кожа – чтобы осязать …
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе и мне помогут!

2. Закрепление знаний.

На прошлом занятии путем экспериментирования мы выяснили, что глаза нам очень нужны.

Давайте вспомним для чего.

Рассказ ребенка о том, что умеют делать наши глаза (с использованием опорных сигналов).

Глаза умеют различать размер, цвет, форму, расстояние до предмета, умеют читать и считать, могут подавать сигналы, передают настроение.

Значит, что глаза нам очень нужны и их нужно беречь.

Орлова Н.С. “Береги свои глаза”.

1. Чтобы глаза твои дружок,
Могли надолго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:

2. Глаз поранить очень просто –
Не играй предметом острым!

3. Глаз не три, не засоряй.

4. Лежа книгу не читай;

5. На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза.

6. Телевизор в доме есть,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану,
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.

7. Не рисуй, склонившись низко,

8. Не держи учебник близко
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра –
От стола до ваших глаз
Должно быть 40 сантиметров.

(Чтение стихов детьми сопровождается показом соответствующих тексту картинок).

Физкультурная минутка “Зарядка для глаз”

  1. Резко зажмурить глаза и считать: “Раз, два, три!”. На счет “три” широко открыть глаза и опять посчитать вслух: “Раз, два, три!”. На счет “три” опустили глазки вниз, смотрим на пол. Головой не двигаем. Повторить несколько раз.
  2. Часто-часто моргать глазами.
  3. Поднять глаза вверх и посмотреть на потолок. Головой не двигать. Двигаются только глазки. Посмотрели, посчитали: “Раз, два, три!”. На счет “три” опустили глазки вниз, смотрим на пол. Головой не двигаем. Повторить несколько раз.
  4. Посмотрели вправо (не поворачивая головы), как будто хотим увидеть правое ухо. Считаем “Раз, два, три!”. На счет “три” медленно переводим глазки влево, как можно дальше. Теперь нам срочно понадобилось увидеть левое ухо. Голову не поворачиваем. Повторить несколько раз.
  5. Вытянуть вперед руку. Следить взглядом за ногтем большого пальца. Вдруг на нем вырастет конфетка. Медленно приближаем к носу. Ничего не выросло? Медленно отодвигаем руку обратно. Повторить несколько раз.
  6. Закрываем глазки. Указательными пальчиками обеих рук легко прикасаемся к векам и осторожно проведем сначала вверх-вниз, потом влево-вправо.

3. Новый материал.

1. Почему у нас два глаза.

Воспитатель читает рассказ Е. Пермяка “Язык и нос”.

У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язычок – один. И нос тоже один.

- Скажи, бабушка, - просит Катя, - почему это у меня всего по два, а язычок один, и нос один?

- А потому, милая внучка, - отвечает бабушка, - чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый, куда не надо, не совала.

Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному. Ясно?

Мы с вами уже выяснили, для чего нужен язык и нос. Хотя их и по одному, они со своей работой справляются. А для чего нам нужны два глаза?

Закройте один глаз рукой и посмотрите, что я держу в руках? (Дети легко называют предмет). Если мы так хорошо видим одним глазом, зачем нам второй?

Опыт 1

Игра “Что я вижу одним глазом?”

Ребенку, сидящему в центре, завязывают один глаз. Ребенок держит голову прямо, не поворачивает ее и называет детей, которых видит слева. Для большей чистоты опыта воспитатель придерживает голову ребенка, стоя сзади. Затем развязывают глаз и ребенок называет тех детей, кого еще смог увидеть?

Затем этот опыт выполняют все дети.

- Вы видите то же самое или другое?

- Почему двумя глазами смотреть лучше? (Видим большее пространство).

Воспитатель показывает картины, подтверждающие этот вывод.

Опыт 2

Обведите карандашом контуры сложной фигуры (дети выполняют).

Теперь закройте глаз и обведите контуры второй фигуры.

Когда вам было удобнее выполнять задание?

Дети делают вывод, что нужны оба глаза: видишь больше, работать и играть удобнее.

2. Кто как видит?

- Ребята, вы видите, что я показываю? (Воспитатель демонстрирует любой предмет). Вот интересно: если бы на вашем месте сидела кошка, она бы увидела этот предмет? А если бы это была лягушка? А птица? А змея?

Воспитатель выслушивает предложения детей.

- Представьте себе, что они видят не так, как мы. Сегодня я хочу познакомить вас с тем, как видят разные животные. Для этого мы проведем разные опыты.

Как видит птица?

Перед вами фотография птицы. Как расположены у птицы глазки? Так же, как у людей? (По бокам).

Задание: Поставьте голову прямо и посмотрите обоими глазами. Запомните, что вы видите.

А теперь давайте представим, что мы – птицы, и глаза у нас по бокам. Для этого поверните голову вправо как можно сильнее. Водите глазами. Вот сколько птица видит правым глазом. Поверните голову влево. Левый глаз оказался на боку. Посмотрели, сколько пространства видит птица левым глазом.

Кто больше видит: человек или птица? (Птица)

А это фотография зайца. Как он видит: как птица или как человек? Зачем этим животным нужно, чтобы глаза располагались сбоку? (Видеть добычу, спастись от врагов).

Физкультурная минутка “Разминка”

Чтоб головка не болела,
Её вращаем враво-влево.
А теперь глазами крутим –
И для них разминка будет.
Тянем наши глазки к небу,
В стороны поводим.
Повороты вправо-влево
Плавно производим.
Потянули плечи, спинки,
А теперь конец разминке.

Как видит крот?

Где он живет? (В земле: роет норы, ищет пищу: личинок, червей).

Выходит ли крот на поверхность? (Редко) Помогают кроту глаза искать пищу? А если бы у него глаза были огромными, как бы на них влияла земля?

У крота есть веки, но они срослись, полностью закрыв глаза. Крот плохо видит, еле-еле различает свет.

Давайте узнаем, что он видит. Возьмите очки из матовой непрозрачной бумаги и посмотрите через них. Вы различаете предметы? (Нет) А свет? (Плохо) А тень?

Проведите медленно ладонью близко перед глазами. Что почувствовали?

Так и крот. Пока сидит в норе, ему темно. Когда вылезает на свет, отличает свет от тьмы, но предметы не видит.

Как видит змея?

Рассмотрите внимательно её фотографию. Вы видите у змеи веки? (Нет) Веки есть, но они срослись и полностью закрыли глаза, как у крота. Только у крота – веки непрозрачные, а у змеи – прозрачные.

Почему веки срослись? (Змея находится близко к земле и может повредить глаза песком, камнями, пылью).

Узнаем, как видит змея.

Возьмите очки из прозрачного целлофана и приложите к глазам. Как виден окружающий мир? (Хорошо).

Как видит лягушка?

- Посмотрите на растение. Вы видите его? А карандаш? А это? (Воспитатель резко взмахивает “удочкой” и “муха” быстро “пролетает” перед глазами детей).

Заметили? Повторяю ещё раз.

- Так вот, лягушка не увидит ни растение, ни карандаш, но рассмотрит быстро пролетающую муху. Она видит только подвижные предметы. Почему? Чем она питается? (Лягушка питается насекомыми: она выбрасывает липкий язык, как бы выстреливает им, и насекомые приклеиваются. Так она добывает себе пищу).

- А неподвижные предметы ей видеть не надо, они ей не приносят ни вреда, ни пользы.

Как видят рыбы?

Воспитатель демонстрирует фотографию.

Рыбы живут в воде. Возьмите банку с водой, поднесите близко к глазам. Рассмотрите предмет, который в ней лежит. Хорошо видно?

Сравните предмет, который лежит на тарелке с тем, что лежит в банке. Какой кажется более крупным? (В банке)

Значит, вода увеличивает предметы, немного их искажает. Но рыбы привыкли и им это не мешает.

А теперь посмотрите вдаль через воду. Хорошо видно? (Плохо) Так и рыбы вблизи видят хорошо, но не вдали.

А если рыбы живут в мутной воде? Вылейте в воду молоко и размешайте. Как видны предметы? (Плохо)

Проведите медленно рукой перед банкой. Свет и тень рыбы различают? (Да)

Как видит собака?

У собаки свои особенности. Как считают многие ученые, собаки не различают цветов и всё видят только черным, белым или серым. Весь мир им представляется таким, как эта фотография. Воспитатель демонстрирует любую черно-белую фотографию.

Как видит кошка?

Интересное зрение у кошки и у всех её родственников – тигров, львов, леопардов. Они хорошо видят ночью. Зачем? (Охотятся ночами).

Воспитатель: “Вот как видят разные животные. Все по-разному. Как вы думаете, почему?” (они все живут в разных условиях и по-разному приспосабливаются к ним, по-своему ищут и спасаются от врагов).

Литература

  1. А.И. Иванова “Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек)”. Москва, творческий центр “Сфера”, 2005 г.
  2. С.А. Козлова, О.А. Князева “Мой организм”. Москва, “Владос”, 2001 г.
  3. В.И. Ковалько “Азбука физкультминуток для дошкольников”. Москва, “ВАКО”, 2006 г.