Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму.
Конфуций
Дети в возрасте трех лет очень любознательны, они проявляют огромный интерес ко всему, что их окружает. У детей вызывает интерес буквально все: животные и насекомые, игрушки и мебель, одежда и посуда и так далее. Конечно, сам ребенок не может ответить на все свои “Почему?”, не может провести эксперимент, в этом ему помогают взрослые. Воспитатели и специалисты нашего детского сада, для углубленного знакомства с различными явлениями и вещами, широко используют проектный метод. Примером одного такого проекта является долгосрочный проект “Непростая история простой ложки”. Уже во второй половине учебного года второй младшей группы мы задумались об этом проекте. В пользу работы над проектом нашлось немало доводов:
- развитие и воспитание у детей творчества и фантазии;
- развитие познавательных навыков у дошкольников;
- формирование у дошкольников исследовательских умений;
- повышение у дошкольников мотивации к получению знаний;
- развитие логического, образного, творческого, креативного мышления;
- привлечение родителей к совместной деятельности.
В результате работы над проектом был создан мини музей “Хороша ложка не только к обеду”, проведены мастер классы по изготовлению поделок из ложек с детьми, с родителями и с воспитателями, для занятий и досугов подготовлены презентации:
- “Что нам нужно знать о ложке”,
- “Теперь знает детвора: ложка нам всегда нужна”,
- “Непростая история простой ложки”.
С детьми разбирали значение пословиц и поговорок о ложке, разгадывали загадки, провели “День стихов о ложке”, конкурс рисунков ложки на асфальте и на песке. Основные знания и умения детей формируются посредством игровой деятельности, поэтому в нашем проекте игре отведена основная роль.
1. Сюжетно-ролевые игры:
- “Завтрак в семье”,
- “День рождение”,
- “Магазин посуды”,
- “На приеме у врача”.
2. Дидактические игры:
- “Накормим куколку”,
- “Что нужно для чаепития?”,
- “У медвежонка заболело горлышко”,
- “Из чего сделано?”,
- “Чем похожи и чем отличаются?”,
- “Что лишнее?”
3. Настольно-печатные игры, интеллектуальные игры, игры – забавы и т.д.
4. Игры со строительным материалом. Для более легкого и интересного восприятия информации воспитатели создали несколько презентаций по данной теме:
- ложка в картинах художников;
- история ложки;
- интересные факты про ложку.
5. Театральная деятельность:
- театр на ложках “Репка”,
- “Есть руками? Ну, уж нет! Нашей ложки был ответ””
6. Игра-драматизация по сказке “Три медведя”.
7. Досуг “Ах ложка-ложечка”
8. Одним из промежуточных этапов проекта было игра-развлечение на тему:
- “Антошка, готовь к обеду ложку!”
9. Игра-развлечение в средней группе:
- “Антошка, готовь к варенью ложку!”
Цели:
- закрепить знания об истории возникновения ложки;
- учить находить отличительные признаки ложки (деревянная, железная, пластмассовая, большая - маленькая);
- соблюдать культурно – гигиенические навыки.
Интеграция образовательных областей
Познание:
- расширить представления о назначении ложки в жизни человека;
- формировать умение воспринимать объекты и явления окружающего мира с помощью разных анализаторов (органов чувств);
- развивать умение устанавливать элементарные связи;
- развивать интеллектуальные функции: память, мышление, воображение, внимание, ориентировку в пространстве;
- развивать любознательность, творческие способности, умение сравнивать и обобщать.
Здоровье:
- учить относиться бережно к своему здоровью;
- учить применять дыхательную гимнастику ;
- учить использовать упражнения для развития мелкой моторики рук.
Безопасность:
- формировать представления о том, как нужно заботиться о своем здоровье;
- воспитывать умение соблюдать культурно – гигиенические навыки.
Физическая культура:
- формировать потребность в двигательной активности.
Социализация:
- создать психологический комфорт, положительный эмоциональный настрой;
- побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игровую ситуацию;
- развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
- воспитывать доброжелательное отношение к товарищам;
- развивать в детях чувство дружбы и сопереживания;
- продолжать приучать детей участвовать в совместных подвижных играх.
Коммуникация:
- осваивать элементарные навыки речевого этикета;
- воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;
- активизировать словарь детей:
Музыка:
- воспитывать эмоциональное отношение к музыке в разных видах деятельности: пении, восприятии, движении, игре на детских музыкальных инструментах;
- развивать музыкально-ритмические навыки;
- развивать музыкально-сенсорные способности: чувство ритма, тембровый слух, динамический слух.
Ход досуга
Зал оформлен в русском народном стиле. Главный герой Антошка спит, а Хозяюшка в этот момент прибирается в доме и поет песенку:
Ах, вы, гости дорогие
Приходите поскорей.
Я вам чаю заварила.
Приносите кренделей.
Припев:
Вот и праздник пришел.
Жду гостей я с утра.
Самовар мой поспел.
И нарядная я!
(Песня исполняется на музыку “Ах, Самара-городок”)
Рисунок 1
Пока она поет песенку: ставит на стол чашки, блюдца, самовар, вешает на него баранки.
Хозяюшка: “Вставай Антошка. Друзья твои сейчас придут, а ты спишь. Ты же их в гости к нам пригласил”.
Антошка: “Ах, оставьте, тетушка. До того ли мне? Мне спать охота” (зевает, потягивается, начинает посапывать).
Хозяюшка вздыхает тяжело, продолжает накрывать на стол. В это время раздается стук, и дети проговаривают закличку:
“Добрая хозяюшка
Деток в дом пусти.
За стол усади,
Чайком напои.
А мы ложечки достанем
И тебя позабавим”.
Хозяюшка: “Здравствуйте, гости дорогие. Как я рада видеть вас. Проходите, будьте как дома. А ты, Антошка, вставай, гостей встречай”.
Рисунок 2
Антошка: “Неохота мне вставать, я хочу еще поспать”.
Хозяюшка: “Ребята, надо нам Антошку разбудить. Ой, как мне за него стыдно. Сам вас в гости пригласил, и сам же не встает. Вы мне поможете его разбудить? А то этот соня еще долго может спать”.
Дети и хозяюшка будят Антошку:
Эй, Антошка
Вставай понемножку
Кто рано встает
Тот варенье есть пойдет.
Антошка, Антошка
Готовь к обеду ложку
Ложечку большую
Большую, расписную.
Антошка встает, потягивается и идет к столу. По дороге здоровается с ребятами. Подходит к столу и перечисляет все, что на столе стоит. Проводится небольшая минутка здоровья.
Показывает на самовар: “Что это?” (дети пыхтят, изображая его).
Показывает на блюдца: “Что это?” (дети издают звуки дзинь – дзинь, качают головами).
Спрашивает: “А где же баранки?” (дети показывают их при помощи пальчиковой гимнастики.
Антошка втягивает носом аромат чая и говорит: “Какой ароматный чай тетушка заварила в чайнике. Давайте вдохнем его аромат” (дети дышат глубоко).
Рисунок 3
Антошка: “Ну вот. Я так и знал. А где же обещанное варенье”?
Хозяюшка: “Антошка, да я что-то про него совсем забыла. Сейчас принесу”.
Приносит и ставит на стол банку варенья.
Антошка: “Вот это по мне. Это я люблю. Надо же, целая банка вкуснятины”.
Антошка пытается залезть в банку рукой, а хозяюшка его ругает.
Хозяюшка: “Антошенька, да разве ж так можно? Как тебе не стыдно. Ребята, а вы поняли, что Антошка неправильно сделал сейчас?” (ответы детей). “Правильно. Никогда нельзя лезть руками в банку и есть оттуда. Для этого нужна ложка”.
Антошка: “Глупости все это. Конечно можно. И ложка никакая не нужна. Вот у меня есть знакомый пес. Его зовут Полкан, он такой здоровенный. Он с помощью своих лап и зубов очень даже хорошо ест.
Рисунок 4
И никакая ему ложка не нужна.
А еще у нас живет кошка, она тоже ест без ложки”.
Рисунок 5
Хозяюшка: “Эх, Антошка. Ну, горе мне с тобой. Ах, зачем ты меня позоришь. Разве же люди так едят? Вот как люди кушают.
Рисунок 6
Дети для тебя, Антошка, стихи прочитают о ложке”.
О. Богдан
Я сегодня всем сама
Ложки к ужину дала.
Ложка первая себе,
Маме дам – их будет две.
Третью папе я кладу
Привыкаю так к труду.
Ложка бабушке – четыре,
Нет бабули лучше в мире.
Пятую котёнку дам,
Но Василий наш упрям.
Кот лакает молоко,
Кушать ложкой нелегко!
Он её не хочет знать,
Как его мне воспитать?
Ложку в лапы не берёт,
В молоке усы и рот.
Кацо
Я поел совсем немножко -
У меня пропала ложка!
Может, ложку ветром сдуло?
Я искал ее под стулом,
Под буфетом, под столом -
Весь почти облазил дом.
Я б искал еще полдня -
Мама подняла меня.
- Что за наказанье прямо,
Суп остыл, - сказала мама,-
Подогрею, съешь немножко,
Дам тебе другую ложку...
И к кастрюле на горелке
Понесла мою тарелку,
Наклонила слить и - чудо! -
Ложка выпала оттуда!
Антошка: “Ой, и нужна больно эта ложка. Откуда она только взялась?”.
Хозяюшка: “А ты посмотри и послушай, что я сейчас расскажу и покажу. И вы, ребятки садитесь поудобнее и слушайте” (показ слайдов с исторической справкой о происхождении ложки).
Антошка: “Вот это да. Как интересно. Побегу свою ложку искать”.
Хозяюшка достает из мешочка деревянные ложки и предлагает послушать, как на ложках можно играть, исполняет русскую народную песню “Наши деды на Руси”.
Рисунок 7
Возвращается Антошка с огромной ложкой.
Антошка: “Тетушка, ребята, давайте пить чай с вареньем”. Пытается достать варенье из банки своей ложкой. Не получается.
Хозяюшка: “Ребята, сможет Антоша этой ложкой варенье поесть? Конечно, нет, ложка гораздо больше банки. Возьми, Антошка, обыкновенную ложку и у тебя все получится”.
Антошка: “Какие вы ребята молодцы, много знаете, много умеете”.
Хозяюшка: “Ребята, пока самовар греется, давайте Антошке покажем наши поделки и музей, и расскажем про них”.
Все идут к стенду музея и поделок из ложек. Дети рассказывают о своих поделках, о ложках в мини музее.
Антошка: “Мне все так понравилось, я теперь про ложку много знаю, спасибо вам. Давайте с вами поиграем”.
Чудесные превращения
Антошка предлагает детям повторять за ним движения изображая кипящий чайник; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.
Пальчиковые игры
1.
Раз, два, три, четыре, (чередование хлопков в
ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку (одна ладонь
скользит по другой по кругу)
И большую поварешку.
Только чашку мы разбили, (загибать пальчики по
одному, начиная с большого)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился. (разгибать пальчики по
одному, начиная с большого)
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали! (удар кулачками друг о
друга, хлопок в ладоши)
2.
Маша каши наварила, указательным
пальцем правой руки
Маша кашей всех кормила. дети мешают
в левой ладошке.
Положила Маша кашу загибают по
одному пальчику на левой руке.
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску – курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, разжимают кулачок.
Все до крошки раздала. сдувают
“крошки” с ладошки
Хозяюшка: “Все молодцы. И ты, Антошенька, наконец меня порадовал. А вам, ребята, понравилось?” (ответы детей). “А теперь садимся все пить чай. Да и наших гостей давайте позовем и угостим чайком”.