«Воспитание любви к родному краю, к
родной культуре,
к родному городу, к родной речи – задача
первостепенной
важности, и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого – с любви к своей семье, к
своему дому.
Постоянно расширяясь, эта любовь к родному
переходит
в любовь к своему государству, к его истории,
его прошлому и настоящему, а затем ко всему
человечеству».
Д.С.Лихачёв
Актуальность:
Проблема гражданско-патриотического
воспитания подрастающего поколения в истории
отечественной педагогики всегда занимала
достойное место А.С. Макаренко, В.А Сухомлинский,
Р.И Жуковская, А. П. Усова и др. в своих работах
подчеркивали необходимость воспитания
гражданско-патриотических чувств у детей,
начиная с дошкольного возраста. В связи с этим
проблема гражданского и патриотического
воспитания детей дошкольного возраста
становится одной из актуальных. Это чувство не
возникает у людей само по себе. Это результат
длительного целенаправленного воспитания.
Родина… Это слово выражает самое великое и
дорогое, глубокое и сильное чувство, преданность
своему народу. Нельзя быть патриотом, не чувствуя
своей личной связи с Родиной, не зная как любили и
берегли её наши предки, чем живёт она в настоящее
время, кто обеспечивает условия жизни в
настоящий момент. Мы живём в непростое время,
когда отклонения становятся нормой. Считается
нормальным любой ценой уклониться от службы в
армии, бросить из машины пустую банку, оставить
кучу мусора на берегу озера или в подъезде,
пройти мимо чужого несчастья, лишь бы это не
коснулось тебя.
Для того, чтобы сохранить духовность, выбрать
нужные ориентиры в жизни, необходимо научить
детей любить свою Родину. А любить и беречь можно
только то, что чувствуешь, знаешь, и понимаешь.
Формирование личности ребёнка, его воспитание
начинается с воспитания чувств через мир
положительных эмоций, через обязательное
приобщение к культуре, обеспечение духовной и
интеллектуальной пищей, в которой он нуждается,
через знание истории своего народа. С воспитания
чувства привязанности к родному детскому саду,
родной улице, родной семье начинается
формирование того фундамента, на котором будет
вырастать более сложное чувство – любовь к
своему Отечеству.
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе, культуре, поэтому основными задачами, которые ставит перед собой коллектив ДОУ:
- На примере ближнего и социального окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему создать своё место в нём;
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- Развитие интеллекта ребёнка, формирование образно-наглядного мышления, творческих способностей, элементов самостоятельности, навыков взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
- Нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе, заботливое отношение к природе, к людям, своему посёлку;
- Способствование физическому развитию ребёнка, его оздоровлению;
- Ориентироваться в природе и социальной среде обитания.
Для решения этих задач было выделено несколько направлений:
- Духовно-нравственное воспитание (занятия, исторические события, экскурсии, праздники):
- Страницы истории (знаменательные даты, страницы истории, известные люди, тематические праздники);
- Краеведо – туристическая деятельность (достопримечательности, памятники, флора и фауна, региональные особенности);
- Социальное окружение (шк. Гармония, библиотека «Компас», шк.им. А.С.Попова, ГИБДД, ЦДТ «Созвездие», труд взрослых);
Работа ведётся систематически, ежегодно совершенствуясь.
Духовно-нравственное воспитание – это развитие личности ребенка, направленное на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека. В наши дни Российское общество переживает не лучшие времена. Страшные слова: наркомания, проституция, криминальные сообщества, терроризм – стали к сожалению привычными, повседневными. Бездуховность – коренное изменение ценностных ориентиров жизни России и русского народа…
Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.
Задачи:
- приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,
- раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
- активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу,
- формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,
- охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей.
Работа ведется под патронажем Храма Ильи Муромца:
– православные праздники в детском саду
(Рождество, Пасха);
– встречи со священнослужителем;
– продуктивная деятельность в
духовно-нравственном воспитании
(изобразительная деятельность);
– подбор литературы и пособий для работы с
детьми;
– игровая деятельность в духовно-нравственном
воспитании (народные традиционные игры);
– экскурсии;
– участие в благотворительных акциях.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Все мероприятия в нашем ДОУ проходят только с согласия родителей.
Страницы истории (знаменательные даты, история, известные люди, тематические праздники) – воспитание на конкретных событиях, героических примерах, истории России и нашего посёлка.
Цель: приобщение к общечеловеческим ценностям путём приобщения к историческому наследию.
Основные задачи:
– воспитывать уважение к своему народу;
– воспитание гражданско-патриотических чувств
через подвиг;
– связь исторического прошлого с настоящим;
– культурно-историческое наследие нашего
посёлка.
Работа ведётся по таким разделам:
– история нашего посёлка (материал взят
с официального сайта городского округа Власиха [http://vlasiha-zato.ru/], адаптирован для
детей дошкольного возраста, фотографии
предоставили родители);
– экскурсии по историческим объектам;
– праздники 9 Мая (с приглашением ветеранов,
литературных героев ВОВ);
– праздники 23 февраля с привлечением родителей
(спортивные, тематические);
– объекты нашего города, названные в честь
героев (улицы, дома);
– экскурсии (к памятнику Маршала Жукова,
экскурсия в музей РВСН;
– день памяти 22 июня (ежегодно возлагают цветы,
ставят свечи, читают стихи).
Можно сказать, что это фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви и гордости за своё Отечество.
Краеведо-туристическая деятельность – обучает ребёнка общаться со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, доброму отношению к природе.
Это возможность приблизить образовательную деятельность к реальной, окружающей ребёнка жизни, создать запоминающийся образ Родины и тесно переплетается со всеми направлениями развития (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое).
Основными формами являются тематические прогулки, экскурсии, познавательно-исследовательская деятельность, наблюдения.
Основные разделы:
– исторические здания и сооружения;
– сбор гербария (растения природной зоны);
– сезонные наблюдения (озеро);
– животный мир;
– опытные исследования (почва, камни и т.д.);
– трудовое воспитание.
Итогом этой работы становятся рассказы детей, творческие работы: рисунки, аппликации, лепка, конструирование. Важнейшим условием эффективности краеведо – туристической работы дошкольников является понимание их родителями необходимости гражданского воспитания, их помощи педагогам в этой работе.
Социальное окружение – совместная работа с другими учреждениями помогает социализировать ребёнка, даёт возможность расширить его представления об окружающих людях, приобщить к социокультурным нормам.
Основные задачи:
– формирование интересов и
познавательных интересов к различным видам
деятельности;
– адаптация к окружающей социальной среде;
– реализация творческих способностей.
Структура взаимодействия:
- Сотрудники детского сада (ознакомление с их трудом, посильная помощь);
- МОУ ДОД ЦДТ «Созвездие» (театр, конкурсы);
- МОУ СОШ им. А.С.Попова (экскурсии, ЮИД, соревнования);
- МДОУ Детские сады п. Власиха (соревнования);
- МОУ ДОД Детская школа искусств «Гармония» (концерты, прослушивания);
- Библиотека – информационный центр «Компас» (тематические праздники);
- ОГИБДД МУ МВД России «Власиха» (встречи, викторины, развлечения)
Результаты работы:
Можно с уверенностью сказать, что в результате работы по духовно-патриотическому воспитанию, у детей сформирована привязанность к своему дому, детскому саду, друзьям, к своему родному краю, малой Родине, бережное отношения к природе, знают историю родного городка и его народа. Дети активно участвуют в конкурсах «Щит нашего Отечества», «Русь талантами богата», «Герой нашего времени» и др. и занимают призовые места: http://2mdou.ru/2011-2012/, http://2mdou.ru/2012-2013/. После выпуска из детского сада 34,2% воспитанников занимаются в МОУ ДОД Детская школа искусств «Гармония» и в МОУ ДОД ЦДТ «Созвездие». В детском саду организован мини-музей «Моя родная Власиха».
Список использованной литературы:
- Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013.– 144с.
- Баранникова О.Н. Уроки патриотизма и гражданственности в детском саду. Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007. – 144 с.
- Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004. – 184 с.
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности. Под. ред. А.А.Остапца, Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачёвой. – М.: АРКТИ, 2003.
- Гончарова Л.Н. Православное воспитание в детском саду. [Электронный ресурс] URL: https://urok.1sept.ru/articles/310510/ )дата обращения 28.04.2014)
(Материал Презентации к статье спрашивайте у автора статьи. Прим. ред.)