Формирование опыта безопасного поведения дошкольников в быту и с незнакомыми людьми посредством моделирования игровых ситуаций в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не просто оберегать ребёнка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления  о наиболее опасных  ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения. Не случайно, одним из компонентов содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме.

Таким образом, я решила систематизировать работу по формированию безопасного поведения дошкольников в быту и с незнакомыми людьми и определила следующие задачи:

  • формировать основы по сохранению и укреплению здоровья, представления о способах безопасного поведения в быту и с незнакомыми людьми;
  • воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости – действовать.

С целью проведения педагогической диагностики мною были подобраны несколько ситуаций для индивидуальной беседы  с детьми старшего дошкольного возраста.

  • «Чем опасен включенный электроприбор?»
  • «Можно ли оставлять включенные электроприборы без присмотра?»
  • «Можно ли засовывать в розетку посторонние предметы? Почему?»
  • «Когда уходишь из дома, о чём не должен забывать?» (включать свет и электроприборы)
  • «Как ты думаешь, можно ли трогать включенные электроприборы мокрыми руками?«Почему?»
  • «Можно ли брать лекарства, без разрешения взрослых? Почему?»
  • «Как нужно себя вести при открытых окнах  и на балконе? Почему?»
  • «Если незнакомый взрослый будет спрашивать тебя, где ты живёт, дома ли твои родители, как ты поступишь?»
  • «Взрослый представляется знакомым родителей, которые попросили привести ребёнка домой? Как ты себя поведёшь?»
  • «На какой машине: «Ауди» или «Мерседесе» ты бы согласился покататься с незнакомым взрослым?»
  • «Взрослый угощает тебя сладостями, дарит игрушку, приглашает пойти вместе с ним? Как ты поступишь?»

Результаты бесед с детьми показали, что самостоятельно решали данные ситуации 30%, с помощью взрослого 60 %, а не решили совсем 10%.

Проведя анкетирование родителей, я обратила внимание на то, что не все родители отвечали на вопросы легко, у некоторых возникали затруднения.В помощь родителям мною был изготовлен буклет «Формирование опыта безопасного поведения дошкольников в быту и с незнакомыми людьми», в котором даны рекомендации о соблюдении правил пользования электроприборами и общении с незнакомыми людьми.

Таким образом, отсутствие у детей навыков правильного поведения в различных угрожающих ситуациях, недостаточная некомпетентность родителей в вопросах формирования опыта безопасного поведения старших дошкольников в быту и с незнакомыми людьми убедили меня в необходимости углубления работы по формированию навыков безопасного поведения воспитанников.

Наиболее эффективным методом в  решении данной проблемы является применение педагогических игровых ситуаций с детьми старшей группы.Это объясняется тем, что обучение детей безопасному поведению должно осуществляется при условии их заинтересованности предлагаемой темой или отдельными вопросами, и ни в коем случае не навязыванием их ребёнку, что легче всего сделать с помощью игры. Наша задача – максимально использовать игру. С помощью неё подготовить ребёнка к будущей жизни, к встрече с различными ситуациями.

Работа  с детьми в течение года осуществлялась в соответствии с разработанным перспективным планом.Он состоит из задач, темы и видов непосредственной образовательной деятельности(ознакомление с окружающим, чтение художественной литературы, художественное творчество). Так же работа с детьми в режимных моментах, создание предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями.

Для примера хотелось бы остановиться на одном из занятий, которое прошло в виде викторины и детям особенно понравилось. Ребята были очень активными, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Начало викторины было в виде игровой ситуации,я загадала детям загадку: «К дальним сёлам, городам кто идёт по проводам. Светлое величество! Это … (электричество)». Отгадав загадку  дети стали вспоминать правила пользования электроприборами.

И тут к  детям в гости пришёл Незнайка, который хотел узнать, правильно ли он ведёт себя дома с электроприборами и чем могут быть они опасны.Я познакомила детей с правилами игры, мы разделились на две команды: «Лампочка» и «Провода». В начале викторины был проведён блиц-опрос. Каждая команда отвечала на вопросы Незнайки по отдельности.Следующим заданием было отгадывание загадок. Детям очень понравилась игра «Что для чего?»:  Незнайка показывал картинки с электроприборами, а дети рассказывали об их назначении. Например: электроплита служит для приготовления пищи, фен – для сушки волос и т. д. Затем я предложила детям разгадать ребусы, команда «Лампочка» составляла слово по первым буквам предметов изображённых на картинках, тыква, огурец, картофель; расставляли звуки по порядку: «О», «К», «Т». А команда «Провода» по последним буквам: фотоаппарат, облако, платок, расставляли звукипо порядку: «Т», «К», «О». В итоге, у нас получилось слово «Ток». В заключении занятия мы вместе с детьми поочереди называли правила пользования электроприборами для Незнайки и закрепили сами. Уходя от нас, Незнайка поблагодарил детей и подарил им наклейки.  Занимаясь с детьми в течение года,мною был собран методический материал: загадки, дидактические игры, была подобрана художественная литература, педагогические ситуации.

Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод  моделирования, который включает в себя: игру, имитацию и анализ данной ситуации. Игра в дошкольном возрасте является главным видом деятельности детей. Она даёт детям доступные для них способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение ими действительности. Когда дети научатся поступать в имитированных ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, они будут чувствовать себя намного увереннее в реальной жизни.
Каждую педагогическую задачу мы связывали с игрой. Например: Мама ненадолго ушла, и дети остались дома одни… Данную ситуацию мы разобрали и обыграли в сюжетно – ролевой игре «Семья», добавили персонажей: мошенника и милиционера.

Из бесед с детьми о том, кого они считают наиболее опасными из людей: с неприятной внешностью, неопрятно одетых или красивых  и хорошо одетых женщин и мужчин, они выбрали неопрятных людей, а красивых и опрятных отнесли к тем, кто не может причинить вред. Ситуация: Молодой человек приметной наружности приветливо приглашает мальчика или девочку покататься на новой машине: Садись, я тебя вокруг нашего дома прокачу! Хочешь руль покрутишь? Мы немножко покатаемся, и даже мама не узнает! Данную ситуацию мы так же разобрали и обыграли её, используя имитацию.

Вместе с детьми мы рассматривали и обсуждали разные ситуации насильственного поведения со стороны незнакомых людей, например: угощает конфетами, предлагает прокатиться с собой на машине или заталкивает в подъезд. После бесед с детьми о том, как нужно себя вести в данных ситуациях мы закрепили правила: если подошёл незнакомый и хочет что-то сделать, нужно    громко кричать, звать на помощь, привлекать внимание прохожих..

Ещё в своей работе я использую сказки с животными: например: «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса», «Кошкин дом», «Аленький цветочек».

Так же в беседах с детьми указываю на то, что предметы домашнего быта, также могут являться источником опасности. Обращаю внимание дошкольников на то, что в помещении опасность представляют открытые окна и балкон, электроприборы, бытовая химия, лекарства.

Была предложена такая игровая ситуация: Если в доме что-то загорелось, что нужно делать? Быстро уйти или выбежать из комнаты или  квартиры, рассказать об этом взрослым и попросить их позвонить оп телефону 01, маме на работу. Позвонить из телефона-автомата по номеру 01 и сказать, что у вас в доме пожар. При этом обязательно надо назвать свой домашний адрес. Эта ситуация была разобрана и её мы обыграли используя макет комнаты, воображаемый телефон. Дальше события были объединёны с сюжетно-ролевой игрой «Пожарные на ученьях»

Следующая ситуация: Осторожно горячо: Девочка приоткрывает крышку кастрюли. Что она делает не правильно? Как нужно поступить?  Что теперь нужно делать девочке? Как ей помочь?  Данную ситуацию мы вместе с детьми обсудили и обыграли её в сюжетно-ролевой игре «Семья»и объединили с игрой «Больница».

При решении задач поставленных в данных ситуациях стараюсь помочь сделать выводы о последствиях неправильного обращения с опасными предметами, научиться правильно действовать в опасной ситуации. Большинство детей научились эффективно взаимодействовать и общаться с окружающим миром.

Используя в своей работе моделирование игровых ситуаций при формировании безопасного поведения, знания детей намного улучшились. В ходе работы я определила условия, которые обеспечивают формирование навыков безопасного поведения. Это: подбор доступного материала, систематичность мероприятий, наглядный материал, игровые формы работы с детьми, сотрудничество с родителями.

Моделирование игровых ситуаций является важным этапом освоения детьми знаний и навыков безопасного поведения в быту и с незнакомыми людьми. При общении детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасного поведения у детей.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3