Пояснительная записка
Программа воспитания разработана на основе методики М.Г.Казакиной, модифицированной Е.Н.Степановым идеи системного подхода с моделированием воспитательного взаимодействия детей в классном коллективе.
Актуальность программы воспитания
Коллектив является ядром воспитания. А воспитание эффективно, если оно системно (В.А. Караковский). Без понимания логики развития, системы трудно или даже невозможно гарантировать успех в планировании действий по её созданию.
Цель воспитания:
Создать условия для самореализации и саморазвития личности в гармонии с собой и коллективом.
Задачи:
- определить стадии развития коллектива класса;
- развитие склонностей, интересов детей с учетом их возможностей;
- воспитание активной жизненной позиции;
- воспитание нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей.
Содержание программы:
1 этап – «Все начинается с интереса»
1. Класс учится действовать под руководством
учителя.
2. Все участвуют в делах.
3. Все вместе собираются и оценивают, что было
хорошо, что плохо, что нужно исправить в будущем.
4. Создаётся актив класса.
2 этап – «Все дела творческие – иначе зачем?»
1. У класса достаточно трудная цель – стать
коллективом.
2. В коллективе первые шаги на пути
самоуправления.
3. Все учатся оценивать не только итог сделанного,
но и то, какие качества проявил каждый.
4. В составе классного самоуправления ребята
пробуют себя.
5. В творческих группах или объединениях
разрабатываются простые дела.
6. Придумывать дела – самое интересное занятие.
7. В классе складывается коллективное мнение
– общие оценки по самым разным вопросам.
3 этап – «Жить для радости людей»
1. Для большинства учащихся главная цель –
улучшать окружающую жизнь, бороться с
недостатками в ней.
2. У класса есть одно или несколько дел, которые
приносят по-настоящему большую пользу людям.
3. Учащиеся ценят знания, они умеют их добывать и
давать оценку событиям, отношениям, людям.
4. В классном коллективе богатая духовная жизнь –
определяются не только близкие, но и далекие
цели, ценности и образцы.
5. Ребята умеют работать над собой – воспитывать
в себе волю и принципиальность, трудолюбие и
ответственность.
6. Класс и каждый ученик занимаются нравственным
самовоспитанием.
Срок реализации программы – 4 года.
Направление I. «Здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Здоровье»:
– Формировать у учащихся культуру сохранения и
совершенствования собственного здоровья.
– Знакомить учащихся с опытом и традициями
предыдущих поколений по сохранению
физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:
1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы, больницей поселка с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса. 2. Сотрудничество с родителями учащихся в рамках обозначенной проблемы. 3. Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания. 4. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.5. Формирование собственной Я – позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом: психическое и физическое здоровье, традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,культура сохранения собственного здоровья, ответственность за здоровье других людей, гармония души и тела, режим дня и здоровье, воля и её значение в сохранении здоровья, самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»: спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы; встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы; портивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, заметки в школьную газету, посвященные спортивной тематике; беседы и дискуссии на различные темы;тематические консультации для родителей; обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме. (Приложение 1).
Направление II. «Интеллект»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы:
– Определить круг реальных учебных
возможностей ученика и зону его ближайшего
развития.
– Создать условия для продвижения учащихся в
интеллектуальном развитии.
– Формировать интеллектуальную культуру
учащихся, развивать их кругозор и
любознательность.
– Сохранить любопытство и информационную
ненасыщаемость.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Интеллект»:
1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы. 2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда. 3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся. 4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.
Основные понятия направления «Интеллект»: умственное развитие, способности,уровни интеллектуального развития, умственные способности, фантазии в жизни человека, способности к творчеству,культура умственного труда.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Интеллект»: внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников; интеллектуальные игры; интеллектуальные бои. (Приложение 2).
Направление III. «Общение»
Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.
Задачи деятельности в направлении «Общение»:
1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями
общения различных поколений.
2. Формировать у учащихся культуру общения в
системе «учитель-ученик», «ученик-ученик»,
«взрослый-ребенок».
3. Создавать в детском коллективе одинаковые
условия для общения всех учащихся класса.
4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в
общении.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Общение»:
– Изучение способности к общению каждого
ученика детском коллективе.
– На материале диагностики определение проблем
в общении учащихся и организация коррекционной
работы.
– Изучение исторического опыта организации
общения людей в человеческих сообществах, их
роли и значения для последующих поколений.
– Обучение проявлению эмпатии, создания
положительных ситуаций общения, формирование
умений общаться, проявляя эмпатию и
положительные эмоции.
– Организация просвещения и
консультирования родителей по проблеме общения.
– Изучение положения отдельных учащихся и
всего класса в целом в детском коллективе.
– Обучение родителей активным формам общения с
детьми с использованием таких форм
взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы
общения.
Основные понятия направления «Общение»: эмоции и чувства, рефлексия, эмпатия, сочувствие, сопереживание, умение управлять собой, лидерство, изолированность, одиночество.
Форма работы классного руководителя в направлении «Общение»: интерактивные игры; тематические клубные часы; тренинг общения детей и родителей; самопрезентации и самопредставление; праздники, конкурсы, ролевые игры. (Приложение 3).
Направление IV. «Нравственность»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
1. Формировать у учащихся нравственную культуру
миропонимания.
2. Формировать у учащихся осознания значимости
нравственного опыта прошлого и будущего, и своей
роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Нравственность»: развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях; знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества; формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Основные понятии направления «Нравственность»: нравственный выбор, нравственная позиция, нравственное поведение, нравственные ценности, жизненные ценности, самоактуализация и самореализация.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»:
тематические классные часы по нравственной тематике, дискуссии по нравственной тематике, шефская работа учащихся, изучение нравственного наследия нашего Севера, читательские конференции, праздники, сюрпризы, конкурсы, знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и нашего северного края. (Приложение 4).
Направление V. «Досуг»
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для равного проявления
учащимися класса своих индивидуальных
способностей во внеурочной деятельности.
2.Использование активных и нестандартных форм
внеклассной деятельности учащихся, отвечающих
их интересам и возможностям.
3. Развитие способностей адекватно оценивать
свои и чужие достижения, радоваться своим
успехам и огорчаться за чужие неудачи.
4. Использование досуговой деятельности как
средство развития эстетических умений учащихся
и становление этических понятий.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Досуг»:
изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий; просвещение и консультация в выборе кружков, клубов, секций; представление учащимся права выбора формы участия в досуговой деятельности, изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях; предоставление родителям учащихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива; демонстрация достижений учащихся; стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни классного коллектива и жизни школы.
Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении «Досуг»: празднование памятных дат в жизни учащихся; празднование памятных дат календаря; театрализованные представления; презентации; конкурсы талантов; танцевальные вечера. (Приложение 5).
Направление VI. «Гражданин»
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
1. Обучение решению задач, связанных с нормами
права и проблемами морального саморазвития.
2. Формирование у учащихся правовой культуры,
свободного и ответственного самоопределения в
сфере правовых отношений с обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения,
способного к осознанию своих прав и прав других
людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин»: знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам; сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся; организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения; формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Основные понятия направления «Гражданин»: право,закон,права и обязанности,правонарушения, преступления, ответственность, долг,честь,достоинство, личность,правовые нормы,совесть, справедливость.
Формы работы классного руководителя в направлении «Гражданин»: тематические клубные часы; встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка; конкурсы, викторины по правовой тематике; праздники, читательские конференции по праву. (Приложение 6).
Направление VII. «Семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение
досуга детей родителей.
2. Организация психолого-педагогического
просвещения родителей через систему
родительских собраний, тематических и
индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного
взаимодействия всех участников
учебно-воспитательного процесса – педагогов,
детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем,
владеть приемами воспитания и взаимодействия с
детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
– Изучение семей учащихся, ситуации
развития ребенка в семье, нравственных
ценностей и традиций семей, влияющих на
нравственные и личностные развития ребенка.
– Сотрудничество с психологической службой
школы, организующей консультативную
индивидуальную и групповую работу с родителями и
детьми.
– Сотрудничество с общественными и правовыми
организациями в целях сохранения психического и
физического здоровья и благополучия ребенка.
– Поощрения родителей, участвующих в жизни
класса и школы.
Основные понятия направления «Семья»: семья,уклад жизни и традиции семей,родительский дом,родословная,семейные корни,авторитет отца и матери,духовное общение в семье,братья и сестры в семье и их взаимоотношения,традиции отношения к старшим в семье,положение ребенка в семье.
Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»: тематические клубные часы; праздники семьи, спортивные состязания, праздники, посвященные красным датам календаря; походы выходного дня, экскурсии, викторины, дни творчества, дни открытых дверей; тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями. (Приложение 7).
Список литературы
Литература для педагога:
1. Воспитательная работа в школе: пособие для
директоров и педагогов общеобразовательных
учреждений / под ред. Л.В. Кузнецовой, сост. Г.С.
Семенова. – М.: Школьная пресса, 2002.
2. Воспитательный процесс: изучение
эффективности: метод. рек. / под ред. Е.Н.
Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», – 2001.
3. Караковский В.А. Воспитание?
Воспитание…Воспитание! Теория и практика
школьных воспитательных систем / В.А.
Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л. Селиванова. –
М.: Новая школа, 1996.
4. Методические материалы по диагностике
эффективности воспитательного процесса / сост.
Наумова Н.В., Бутакова Г.Г. – Архангельск: АОИППК
РО, 2003.
5. Педагогическая диагностика в работе классного
руководителя / сост. Н.А.Панченко. – Волгоград:
Учитель, 2006. – 128с.
6. Психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского,
М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.
7. Рабочая книга социального педагога:
профилактика безнадзорности, правонарушений,
охрана здоровья детей / ред. Л.В. Кузнецова; сост.
Г.С.Семенов. – М.: Школ. Пресса, 2007. (Библиотека
журнала «Воспитание школьников». Вып.74).
8. Рожков М.И., Бойбородова Л.В. Теория и
методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш.
учеб. Заведений. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004.
9. Степанов П.В. Диагностика и мониторинг
процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В.
Григорьев, И.В. Кулешова. – М.: Академия: АПК и ПРО,
2003.
10. Щурова Н.Е. Классное руководство: рабочие
диагностики / Н.Е. Щурова. М.: Педагогическое
общество России, 2001.
11. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность
школьников. Методический конструктор. – М. :
Просвещение, 2011.
12. Иванов А.В. Портфолио в начальной школе. –
М.: Просвещение. 2012.
Рекомендуемая литература для учащихся:
1. Бурцев А.Е. Народный быт великого Севера.
Его нравы, обычаи, предания, предсказания,
предрассудки, притчи, пословицы…/сост. А.Е.
Бурцев, Т. I и II. – М.: МООО «Экологический Союз
Подмосковья», 2010.
2. Журнал для младших школьников: Игровая
библиотека, №2 2010 год. – М.: Информационный
центр сотрудничества Литера, 2010.
3. Киселёв А., Острун Н. Подарки и праздники: 40
уникальных идей. –М.: Эгмонт Россия Лтд., 2003.
4. Макаров Н.А. Земля Плесецкая: Годы, события,
люди. – Архангельск: Правда Севера, 2002.
5. Мильчик М. Как строили города на Руси.–
Калининград: Янтарный сказ, 1999.
6. Нечаев А.Н. Иван Меньшой – разумом большой:
Русские сказки/ Пересказ А. Н. Нечаева. 4-е изд. –
М.: Детская литература, 1979.
7.Остер Г. Б. Воспитание взрослых. – М.: ООО
Астрель, 2002.
8. Остер Г. Б. Задачник по математике – М.: ООО
Астрель, 2002.
9. Перова О. Слова – волшебники: Учебное
пособие. – М.: Махаон, 2007.
10. Резник И. Почему на синем небе золотые
облака? – М.: Олма-Пресс, 2002.
11.Сапгир Г.В. Книга азбук, считалок, загадок и
стихов. – М.: Росмен, 1999.