Программа воспитательной работы "Мы коллектив? Мы – коллектив… Мы – коллектив!"
Пояснительная записка
Программа воспитания разработана на основе методики М.Г.Казакиной, модифицированной Е.Н.Степановым идеи системного подхода с моделированием воспитательного взаимодействия детей в классном коллективе.
Актуальность программы воспитания
Коллектив является ядром воспитания. А воспитание эффективно, если оно системно (В.А. Караковский). Без понимания логики развития, системы трудно или даже невозможно гарантировать успех в планировании действий по её созданию.
Цель воспитания:
Создать условия для самореализации и саморазвития личности в гармонии с собой и коллективом.
Задачи:
- определить стадии развития коллектива класса;
- развитие склонностей, интересов детей с учетом их возможностей;
- воспитание активной жизненной позиции;
- воспитание нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей.
Содержание программы:
1 этап – «Все начинается с интереса»
1. Класс учится действовать под руководством учителя.
2. Все участвуют в делах.
3. Все вместе собираются и оценивают, что было хорошо, что плохо,
что нужно исправить в будущем.
4. Создаётся актив класса.
2 этап – «Все дела творческие – иначе зачем?»
1. У класса достаточно трудная цель – стать коллективом.
2. В коллективе первые шаги на пути самоуправления.
3. Все учатся оценивать не только итог сделанного, но и то, какие
качества проявил каждый.
4. В составе классного самоуправления ребята пробуют себя.
5. В творческих группах или объединениях разрабатываются простые
дела.
6. Придумывать дела – самое интересное занятие.
7. В классе складывается коллективное мнение – общие оценки
по самым разным вопросам.
3 этап – «Жить для радости людей»
1. Для большинства учащихся главная цель – улучшать окружающую
жизнь, бороться с недостатками в ней.
2. У класса есть одно или несколько дел, которые приносят
по-настоящему большую пользу людям.
3. Учащиеся ценят знания, они умеют их добывать и давать оценку
событиям, отношениям, людям.
4. В классном коллективе богатая духовная жизнь – определяются не
только близкие, но и далекие цели, ценности и образцы.
5. Ребята умеют работать над собой – воспитывать в себе волю и
принципиальность, трудолюбие и ответственность.
6. Класс и каждый ученик занимаются нравственным
самовоспитанием.
Срок реализации программы – 4 года.
Направление I. «Здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Здоровье»:
– Формировать у учащихся культуру сохранения и
совершенствования собственного здоровья.
– Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по
сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:
1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы, больницей поселка с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса. 2. Сотрудничество с родителями учащихся в рамках обозначенной проблемы. 3. Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания. 4. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.5. Формирование собственной Я – позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом: психическое и физическое здоровье, традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,культура сохранения собственного здоровья, ответственность за здоровье других людей, гармония души и тела, режим дня и здоровье, воля и её значение в сохранении здоровья, самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»: спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы; встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы; портивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, заметки в школьную газету, посвященные спортивной тематике; беседы и дискуссии на различные темы;тематические консультации для родителей; обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме. (Приложение 1).
Направление II. «Интеллект»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы:
– Определить круг реальных учебных возможностей
ученика и зону его ближайшего развития.
– Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном
развитии.
– Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать
их кругозор и любознательность.
– Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Интеллект»:
1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы. 2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда. 3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся. 4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.
Основные понятия направления «Интеллект»: умственное развитие, способности,уровни интеллектуального развития, умственные способности, фантазии в жизни человека, способности к творчеству,культура умственного труда.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Интеллект»: внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников; интеллектуальные игры; интеллектуальные бои. (Приложение 2).
Направление III. «Общение»
Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.
Задачи деятельности в направлении «Общение»:
1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных
поколений.
2. Формировать у учащихся культуру общения в системе
«учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для
общения всех учащихся класса.
4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Общение»:
– Изучение способности к общению каждого ученика детском
коллективе.
– На материале диагностики определение проблем в общении учащихся и
организация коррекционной работы.
– Изучение исторического опыта организации общения людей в
человеческих сообществах, их роли и значения для последующих
поколений.
– Обучение проявлению эмпатии, создания положительных ситуаций
общения, формирование умений общаться, проявляя эмпатию
и положительные эмоции.
– Организация просвещения и консультирования родителей по
проблеме общения.
– Изучение положения отдельных учащихся и всего класса в
целом в детском коллективе.
– Обучение родителей активным формам общения с детьми с
использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии,
часы общения.
Основные понятия направления «Общение»: эмоции и чувства, рефлексия, эмпатия, сочувствие, сопереживание, умение управлять собой, лидерство, изолированность, одиночество.
Форма работы классного руководителя в направлении «Общение»: интерактивные игры; тематические клубные часы; тренинг общения детей и родителей; самопрезентации и самопредставление; праздники, конкурсы, ролевые игры. (Приложение 3).
Направление IV. «Нравственность»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
1. Формировать у учащихся нравственную культуру
миропонимания.
2. Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта
прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Нравственность»: развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях; знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества; формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Основные понятии направления «Нравственность»: нравственный выбор, нравственная позиция, нравственное поведение, нравственные ценности, жизненные ценности, самоактуализация и самореализация.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»:
тематические классные часы по нравственной тематике, дискуссии по нравственной тематике, шефская работа учащихся, изучение нравственного наследия нашего Севера, читательские конференции, праздники, сюрпризы, конкурсы, знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и нашего северного края. (Приложение 4).
Направление V. «Досуг»
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для равного проявления учащимися класса
своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной
деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие
достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие
неудачи.
4. Использование досуговой деятельности как средство развития
эстетических умений учащихся и становление этических
понятий.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Досуг»:
изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий; просвещение и консультация в выборе кружков, клубов, секций; представление учащимся права выбора формы участия в досуговой деятельности, изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях; предоставление родителям учащихся класса необходимой информации об участии учеников в жизни классного коллектива; демонстрация достижений учащихся; стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни классного коллектива и жизни школы.
Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении «Досуг»: празднование памятных дат в жизни учащихся; празднование памятных дат календаря; театрализованные представления; презентации; конкурсы талантов; танцевальные вечера. (Приложение 5).
Направление VI. «Гражданин»
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и
проблемами морального саморазвития.
2. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и
ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с
обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к
осознанию своих прав и прав других людей, способности к
саморазвитию.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин»: знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам; сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся; организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения; формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Основные понятия направления «Гражданин»: право,закон,права и обязанности,правонарушения, преступления, ответственность, долг,честь,достоинство, личность,правовые нормы,совесть, справедливость.
Формы работы классного руководителя в направлении «Гражданин»: тематические клубные часы; встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка; конкурсы, викторины по правовой тематике; праздники, читательские конференции по праву. (Приложение 6).
Направление VII. «Семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение досуга детей
родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей
через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных
консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех
участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей
и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами
воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
– Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в
семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на
нравственные и личностные развития ребенка.
– Сотрудничество с психологической службой школы, организующей
консультативную индивидуальную и групповую работу с
родителями и детьми.
– Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях
сохранения психического и физического здоровья и благополучия
ребенка.
– Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления «Семья»: семья,уклад жизни и традиции семей,родительский дом,родословная,семейные корни,авторитет отца и матери,духовное общение в семье,братья и сестры в семье и их взаимоотношения,традиции отношения к старшим в семье,положение ребенка в семье.
Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»: тематические клубные часы; праздники семьи, спортивные состязания, праздники, посвященные красным датам календаря; походы выходного дня, экскурсии, викторины, дни творчества, дни открытых дверей; тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями. (Приложение 7).
Список литературы
Литература для педагога:
1. Воспитательная работа в школе: пособие для директоров и
педагогов общеобразовательных учреждений / под ред. Л.В.
Кузнецовой, сост. Г.С. Семенова. – М.: Школьная пресса, 2002.
2. Воспитательный процесс: изучение эффективности: метод. рек. /
под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», – 2001.
3. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание…Воспитание!
Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А.
Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л. Селиванова. – М.: Новая
школа, 1996.
4. Методические материалы по диагностике эффективности
воспитательного процесса / сост. Наумова Н.В., Бутакова Г.Г. –
Архангельск: АОИППК РО, 2003.
5. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя /
сост. Н.А.Панченко. – Волгоград: Учитель, 2006. – 128с.
6. Психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г.
Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.
7. Рабочая книга социального педагога: профилактика безнадзорности,
правонарушений, охрана здоровья детей / ред. Л.В. Кузнецова; сост.
Г.С.Семенов. – М.: Школ. Пресса, 2007. (Библиотека журнала
«Воспитание школьников». Вып.74).
8. Рожков М.И., Бойбородова Л.В. Теория и методика
воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.:
ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004.
9. Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса
воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова.
– М.: Академия: АПК и ПРО, 2003.
10. Щурова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики
/ Н.Е. Щурова. М.: Педагогическое общество России, 2001.
11. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор. – М. : Просвещение, 2011.
12. Иванов А.В. Портфолио в начальной школе. – М.:
Просвещение. 2012.
Рекомендуемая литература для учащихся:
1. Бурцев А.Е. Народный быт великого Севера. Его нравы,
обычаи, предания, предсказания, предрассудки, притчи,
пословицы…/сост. А.Е. Бурцев, Т. I и II. – М.: МООО «Экологический
Союз Подмосковья», 2010.
2. Журнал для младших школьников: Игровая библиотека, №2 2010
год. – М.: Информационный центр сотрудничества Литера, 2010.
3. Киселёв А., Острун Н. Подарки и праздники: 40
уникальных идей. –М.: Эгмонт Россия Лтд., 2003.
4. Макаров Н.А. Земля Плесецкая: Годы, события, люди. –
Архангельск: Правда Севера, 2002.
5. Мильчик М. Как строили города на Руси.– Калининград:
Янтарный сказ, 1999.
6. Нечаев А.Н. Иван Меньшой – разумом большой: Русские
сказки/ Пересказ А. Н. Нечаева. 4-е изд. – М.: Детская литература,
1979.
7.Остер Г. Б. Воспитание взрослых. – М.: ООО Астрель,
2002.
8. Остер Г. Б. Задачник по математике – М.: ООО Астрель,
2002.
9. Перова О. Слова – волшебники: Учебное пособие. – М.:
Махаон, 2007.
10. Резник И. Почему на синем небе золотые облака? – М.:
Олма-Пресс, 2002.
11.Сапгир Г.В. Книга азбук, считалок, загадок и стихов. –
М.: Росмен, 1999.