Программа воспитательной работы "Мы коллектив? Мы – коллектив… Мы – коллектив!"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Программа воспитания разработана на основе методики М.Г.Казакиной, модифицированной  Е.Н.Степановым идеи системного подхода с моделированием воспитательного взаимодействия детей в классном коллективе.

Актуальность программы воспитания

Коллектив является ядром воспитания. А воспитание эффективно, если оно системно (В.А. Караковский). Без понимания логики развития, системы трудно или даже невозможно гарантировать успех в планировании действий по её созданию.

Цель воспитания:

Создать условия для самореализации и саморазвития личности в гармонии с собой и коллективом.

Задачи:

  • определить стадии развития коллектива класса;
  • развитие склонностей, интересов детей с учетом их возможностей;
  • воспитание активной жизненной позиции;
  • воспитание нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей.

Содержание программы:

1 этап – «Все начинается с интереса»

1. Класс учится действовать под руководством учителя.
2. Все участвуют в делах.
3. Все вместе собираются и оценивают, что было хорошо, что плохо, что нужно исправить в будущем.
4. Создаётся актив класса.

2 этап – «Все дела творческие – иначе зачем?»

1. У класса достаточно трудная цель – стать коллективом.
2. В коллективе первые шаги на пути самоуправления.
3. Все учатся оценивать не только итог сделанного, но и то, какие качества проявил каждый.
4. В составе классного самоуправления ребята пробуют себя.
5. В творческих группах или объединениях разрабатываются простые дела.
6. Придумывать дела – самое интересное занятие.
7. В классе складывается  коллективное мнение – общие оценки по самым разным вопросам.

3 этап – «Жить для радости людей»

1. Для большинства учащихся главная цель – улучшать окружающую жизнь, бороться с недостатками в ней.
2. У класса есть одно или несколько дел, которые приносят по-настоящему большую пользу людям.
3. Учащиеся ценят знания, они умеют их добывать и давать оценку событиям, отношениям, людям.
4. В классном коллективе богатая духовная жизнь – определяются не только близкие, но и далекие цели, ценности и образцы.
5. Ребята умеют работать над собой – воспитывать в себе волю и принципиальность, трудолюбие и ответственность.
6. Класс и каждый ученик занимаются нравственным самовоспитанием.

Срок реализации программы – 4 года.

Направление I. «Здоровье»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи  работы в направлении «Здоровье»:

– Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования  собственного здоровья.
– Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению  физического и психического здоровья.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:

1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы, больницей поселка с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса. 2. Сотрудничество с  родителями учащихся в рамках обозначенной проблемы. 3. Сотрудничество с психологической  службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания. 4. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.5. Формирование собственной Я – позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

Приоритетные понятия  «Здоровье» в работе с классным коллективом: психическое и физическое здоровье, традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,культура сохранения собственного здоровья, ответственность за здоровье других людей, гармония души и тела, режим дня и здоровье, воля и её значение в сохранении здоровья, самовоспитание и саморегуляция и здоровье.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Здоровье»: спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы; встречи со  старшеклассниками,  активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы; портивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, заметки в школьную газету, посвященные спортивной тематике; беседы и дискуссии на различные темы;тематические консультации для родителей; обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по  этой проблеме. (Приложение 1).

Направление II. «Интеллект»

Цель:  оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои  интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи работы:

– Определить  круг реальных  учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
– Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
– Формировать  интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
– Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Интеллект»:

1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы. 2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда. 3. Организация и проведение внеклассных мероприятий,  позитивно влияющих на  интеллектуальное развитие учащихся. 4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных  умений.

Основные понятия направления «Интеллект»:  умственное развитие, способности,уровни интеллектуального развития, умственные способности, фантазии в жизни человека, способности к  творчеству,культура умственного труда.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Интеллект»: внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников; интеллектуальные игры; интеллектуальные бои. (Приложение 2).

Направление III. «Общение»

Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного),  опыта поколений.

Задачи деятельности в направлении «Общение»:

1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
2. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик»,  «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
3. Создавать в  детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Общение»:

– Изучение способности к общению каждого ученика  детском коллективе.
– На материале диагностики определение проблем в общении учащихся и организация коррекционной работы.
– Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений.
– Обучение проявлению эмпатии, создания положительных ситуаций общения, формирование  умений  общаться, проявляя эмпатию и положительные  эмоции.
– Организация просвещения и  консультирования родителей по проблеме общения.
– Изучение положения  отдельных учащихся и всего класса в целом в детском коллективе.
– Обучение родителей активным формам общения с детьми с  использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.

Основные понятия направления «Общение»: эмоции и чувства, рефлексия, эмпатия, сочувствие, сопереживание, умение  управлять собой, лидерство, изолированность, одиночество.

Форма работы классного руководителя  в направлении «Общение»: интерактивные игры; тематические клубные  часы; тренинг общения детей и родителей; самопрезентации и самопредставление; праздники, конкурсы, ролевые игры. (Приложение 3).

Направление IV. «Нравственность»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
2. Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Нравственность»: развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях; знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества; формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Основные понятии направления «Нравственность»: нравственный выбор, нравственная позиция, нравственное поведение, нравственные ценности, жизненные ценности, самоактуализация и самореализация.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»:

тематические классные часы по нравственной тематике, дискуссии по нравственной тематике, шефская работа учащихся, изучение нравственного наследия нашего Севера, читательские конференции, праздники, сюрпризы, конкурсы, знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и нашего северного края. (Приложение 4).

Направление V. «Досуг»

Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в  реальных  жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

1. Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
4.  Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и  становление этических понятий.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Досуг»:

изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий; просвещение и консультация в выборе кружков, клубов, секций; представление учащимся права выбора формы участия в досуговой деятельности, изучение отношения учащихся класса к участию в досуговой деятельности и результативности участия в различных внеклассных мероприятиях; предоставление  родителям учащихся класса необходимой  информации об участии учеников в жизни классного коллектива; демонстрация достижений учащихся; стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни классного коллектива и жизни  школы.

Формы работы классного руководителя с классным коллективом в направлении «Досуг»: празднование памятных дат в жизни  учащихся; празднование памятных дат календаря; театрализованные представления; презентации; конкурсы талантов; танцевальные вечера. (Приложение 5).

Направление VI. «Гражданин»

Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством,  требующих самостоятельного  осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами  морального саморазвития.
2. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин»: знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам; сотрудничество с  правовыми организациями в  целях правового  просвещения учащихся; организация и проведение  внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения; формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.

Основные понятия направления «Гражданин»: право,закон,права и обязанности,правонарушения, преступления, ответственность, долг,честь,достоинство, личность,правовые нормы,совесть, справедливость.

Формы работы классного руководителя в направлении «Гражданин»: тематические клубные часы; встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка; конкурсы, викторины по правовой тематике; праздники, читательские  конференции по праву. (Приложение 6).

Направление VII. «Семья»

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

1. Организация и совместное проведение досуга  детей родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание  условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов,  детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Основные моменты деятельности классного руководителя:

– Изучение семей учащихся, ситуации развития  ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций  семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
– Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную  индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
– Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и  благополучия ребенка.
– Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Основные понятия направления  «Семья»: семья,уклад жизни и традиции семей,родительский дом,родословная,семейные корни,авторитет отца и матери,духовное  общение в семье,братья и сестры в семье и их взаимоотношения,традиции отношения к старшим в семье,положение ребенка в семье.

Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»: тематические клубные  часы; праздники семьи, спортивные состязания, праздники, посвященные красным датам календаря; походы выходного дня, экскурсии, викторины, дни творчества, дни открытых  дверей; тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями. (Приложение 7).

Список литературы

Литература для педагога:

1. Воспитательная работа в школе: пособие для директоров и педагогов общеобразовательных  учреждений / под ред. Л.В. Кузнецовой, сост. Г.С. Семенова. – М.: Школьная пресса, 2002.
2. Воспитательный процесс: изучение эффективности: метод. рек. / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера»,  – 2001.
3. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание…Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л. Селиванова.  – М.: Новая школа, 1996.
4. Методические материалы по диагностике эффективности воспитательного процесса / сост. Наумова Н.В., Бутакова Г.Г. – Архангельск: АОИППК РО, 2003.
5. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А.Панченко. – Волгоград: Учитель, 2006. – 128с.
6. Психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990.
7. Рабочая книга социального педагога: профилактика безнадзорности, правонарушений, охрана здоровья детей / ред. Л.В. Кузнецова; сост. Г.С.Семенов. – М.: Школ. Пресса, 2007. (Библиотека журнала «Воспитание школьников». Вып.74).
8. Рожков М.И., Бойбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004.
9. Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. – М.: Академия: АПК и ПРО, 2003.
10. Щурова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики / Н.Е. Щурова. М.: Педагогическое общество России, 2001.    
11. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М. : Просвещение, 2011.
12. Иванов А.В. Портфолио в начальной школе. – М.: Просвещение. 2012.

Рекомендуемая литература для учащихся:

1. Бурцев А.Е. Народный быт великого Севера. Его нравы, обычаи, предания, предсказания, предрассудки, притчи, пословицы…/сост. А.Е. Бурцев, Т. I и II. – М.: МООО «Экологический Союз Подмосковья», 2010.
2. Журнал для младших школьников: Игровая библиотека, №2  2010 год. – М.: Информационный центр сотрудничества Литера, 2010.
3. Киселёв А., Острун Н. Подарки и праздники: 40 уникальных идей. –М.: Эгмонт Россия Лтд., 2003.
4. Макаров Н.А. Земля Плесецкая: Годы, события, люди. – Архангельск: Правда Севера, 2002.
5. Мильчик М. Как строили города на Руси.– Калининград: Янтарный сказ, 1999.
6. Нечаев А.Н. Иван Меньшой – разумом большой: Русские сказки/ Пересказ А. Н. Нечаева. 4-е изд. – М.: Детская литература, 1979.
7.Остер Г. Б. Воспитание взрослых. – М.: ООО Астрель, 2002.
8. Остер Г. Б. Задачник по математике – М.: ООО Астрель, 2002.
9. Перова О. Слова – волшебники: Учебное пособие. – М.: Махаон, 2007.
10. Резник И. Почему на синем небе золотые облака? – М.: Олма-Пресс, 2002.
11.Сапгир Г.В. Книга азбук, считалок, загадок и стихов. – М.: Росмен, 1999.